Создаётся проблемная ситуация: предлагаю студентам представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.
1
Планконспект к уроку информатики
(базовый уровень)
Тема урока: Локальные компьютерные сети.
Цель урока: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.
учебная:
функционирования локальных компьютерных сетей.
сформировать знания о назначение,
принципах построения и
Задачи урока:
развивающая: развивать фантазию и образное мышление учащихся, развивать
дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.
воспитательная:
трудолюбие.
воспитывать дисциплинированность,
целеустремленность и
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Основные термины и понятия для изучения:
Назначение локальных компьютерных сетей.
Принципы построения локальных компьютерных сетей.
Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.
Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.
Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.
Оборудование
Компьютеры
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Презентация к уроку
Информационные карточки «Мои знания по теме урока»
Раздаточный материал
Формы работы: Ведущей формой работы на уроке является групповая.
Методические приемы мотивации обучения:
Создаётся проблемная ситуация: предлагаю студентам представить, что они являются
сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том,
что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость
обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а
периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.
Что делать?
Студенты могут предложить купить ещё 15 принтеров и 15 сканеров, чтобы хватило
каждому. Тогда осуществим межпредметную связь с экономикой и посчитаем
целесообразность таких покупок и повторим ещё раз проблемную ситуацию: необходимо
обмениваться данными с другими компьютерами фирмы.
Что делать?2
Ход урока:
1 этап: Организация начала урока
(время на реализацию этапа – 1 мин.)
Поприветствовать студентов. Проверить готовность к уроку. Отметить в журнале
отсутствующих студентов.
2 этап: Мотивация учебной деятельности
(время на реализацию этапа – 3 мин.)
Используемые приёмы и методы: Создание проблемной ситуации.
Преподаватель: Ребята, сегодня на уроке я хочу предложить вам необычную роль: вместо
студентов одной группы стать сотрудниками одной фирмы. Вы согласны?
Студенты: Да.
Преподаватель: Давайте представим, что наша фирма работает над выполнением заказа,
назовём его «Проект». У каждого сотрудника есть компьютер, на котором он хранит
информацию, необходимую для выполнения проекта. При работе вам, сотрудникам,
придётся обмениваться информацией друг с другом, использовать принтер и сканер. Но
дело в том, что принтер у нас один на весь отдел, да и сканер тоже. Заказ срочный. И я
уверенна, что мы его выполним, но у нас, похоже, есть две проблемы. Давайте попробуем
их озвучить:
Студенты:
1) необходимо обмениваться данными между компьютерами;
2) каждому для работы необходим сканер и принтер.
Преподаватель: Совершенно верно. А вы можете предложить варианты решения этих
проблем.
(Вариант купить каждому сканер и принтер отпадает после расчёта себестоимости).
В классе обычно находится хоть один студент, который говорит чтото вроде:
«Необходимо соединить компы в сеть». Цепляюсь за этот ответ и веду урок дальше.
3 этап: Подготовка студентов к усвоению, актуализация опорных знаний
(время на реализацию этапа – 5 мин.)
Используемые приёмы и методы: Заполнение ассоциативной схемы по теме урока.
Преподаватель: Действительно, компьютеры можно соединить вместе и получить
компьютерную сеть. Давайте так и поступим.
Но компьютерные сети бывают локальные и глобальные. Какую сеть мы будем строить у
себя на фирме?3
Студенты: Локальную.
Преподаватель: Правильно. И темой нашего урока сегодня будет «Локальная
компьютерная сеть».
Вспомним немного теории.
Заполняем ассоциативную схему по теме урока. Записываем недостающие слова в пустые
места. Знаний учащихся не хватает, чтобы заполнить всю схему.
Преподаватель: Ну, что же, ребята? Назначение локальной сети мы написали,
характеристику локальной сети дали. Так что же нам предстоит узнать сегодня на уроке,
чтобы успешно справиться с построением локальной сети в нашей фирме?
Студенты: Формулируют цель урока. Преподаватель её повторяет, при необходимости
немного переформулирует.
нового материала
4 этап:
Изучение
(время на реализацию этапа – 12 мин.)
Используемые приёмы и методы: Частичнопоисковые методы. Наглядно индуктивные
методы.
Преподаватель: Целью нашего урока будет знакомство с принципами построения и
функционирования локальных компьютерных сетей и поиск оптимального решение при
построении локальной компьютерной сети. На уроке вам предстоит работать в группах.
Итак, ребята, основные термины и понятия для изучения на уроке следующие:
1. Назначение локальных компьютерных сетей.
2. Принципы построения локальных компьютерных сетей.
3. Принципы функционирования локальных компьютерных сетей.
4. Аппаратное и программное обеспечение проводных и беспроводных сетей.
5. Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям.
Преподаватель: На специальных информационных карточках «Мои знания по теме
урока» в разделе «Начало урока» укажите номера тех понятий, которые вы знаете.
Покажите учителю.
Карточки дают информацию преподавателю о начальных знаниях студентов по теме урока.
А для студентов – самоконтроль. Что знаю на начало урока? Что знаю в конце урока?
Преподаватель: Я посмотрела ваши ответы и пришла к выводу, что пора разобраться со
вторым вопросом.
Итак, топология сети. Что это такое?
Студенты: Воспользуемся словарём. Топология сети – это общая схема соединения
компьютеров в сеть.
Преподаватель: Предлагаю задание: допустим у вас 4 ПК. Предложите возможные
варианты соединения их в сеть.
Студенты: рисуют на доске несколько вариантов.
1)4
Преподаватель: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией
линейная шина. Нарисуйте её в тетради и запишите название.
2)
Преподаватель: Такая схема называется одноранговая локальная сеть с топологией
кольцо. Нарисуйте её в тетради и запишите название.
Преподаватель: Ребята, а что, повашему мнению, значит одноранговая сеть?
Студенты: Предлагают свои варианты ответов.
Преподаватель: Одноранговая – это значит, что все компьютеры в сети равноправны. Нет
главного.
По такому принципу построена локальная сеть у нас в компьютерном классе. Но в
локальной сети с топологией линейная шина или кольцо есть очень большой недостаток.
Какой? Вы можете его назвать?
Студенты: Предлагают свои варианты ответов.
Преподаватель: Правильный ответ: при выходе из строя сетевого кабеля у одного из
компьютеров локальная сеть не работает. Чтобы избежать этого строят локальную сеть с
топологией звезда.
Преподаватель: Давайте выясним: какое устройство нам необходимо купить, чтобы
разместить его на схеме вместо знака «?». Предлагаю варианты:
Концентратор
Коммутатор
Маршрутизатор
Что выберите? Не знаете? А где можно получить информацию об этих устройствах?Студенты: В библиотеке, от учителя, в интернете, от друзей, от консультанта в магазине и
т.д.
Преподаватель: Я предлагаю обратиться к учебному пособию.
Студент: Работают с учебным пособием. Выясняют, что им необходим концентратор
(коммутатор), оба эти устройства обеспечивают передачу данных между компьютерами.
5
Преподаватель:
локальная сеть с топологией
название.
Итак,
такая схема называется одноранговая
звезда. Нарисуйте её в тетради и запишите
Преподаватель: Ребята, но если к локальной сети подключено более 10 компьютеров,
одноранговая сеть может оказаться недостаточно производительной. Для увеличения
производительности, а также в целях обеспечения большей надежности хранения
информации в сети выделяется мощный компьютер для хранения файлов и программ.
Такой компьютер называется сервер, а локальная сеть – сетью на основе сервера.
Преподаватель: Ребята, нарисуйте схему в тетради и запишите её название: локальная
сеть на основе сервера.
Преподаватель:
Для подключения портативных компьютеров (ноутбуков) часто
используют беспроводное подключение, при котором передача данных осуществляется с
помощью электромагнитных волн. В беспроводных локальных сетях в качестве
центрального устройства используется точка доступа.6
Преподаватель: А сейчас обратимся к вопросу № 3 и №4. Поговорим об аппаратном и
программном обеспечение проводных и беспроводных сетей и скорости передачи данных
по локальным компьютерным сетям.
Итак, каждый компьютер или принтер, подключённый к локальной сети, должен
иметь специальную плату (сетевой адаптер). Основной функцией сетевого адаптера
является передача и приём информации из сети. В проводных локальных сетях соединение
компьютеров производится с помощью кабеля. Кабели подключаются к сетевым
адаптерам, которые могут обеспечить скорость передачи данных 10 Мбит/с, 100 Мбит/с
или 1000 Мбит/с.
Беспроводные сети типа WiFi могут обеспечить скорость передачи данных до 54 Мбит/с,
однако скорость зависит от количества подключенных компьютеров и от расстояния до
точки доступа.
Современные версии ОС обладают встроенными сетевыми возможностями, которые
делают подключение к локальной сети простым и быстрым.
Преподаватель: Итак, ребята, давайте ещё раз обратимся к тем понятиям, которые нам
предстоит изучить на уроке. С принципами построения локальных сетей мы
познакомились?
Студенты: Да.
Преподаватель: С принципами функционирования локальных сетей познакомились?
Студенты: Да.
Преподаватель: Об аппаратном и программном обеспечение локальных сетей вы узнали?
Студенты: Да.
Преподаватель: Скорость передачи данных по локальным компьютерным сетям вы
записали?.
Студенты: Да.
Преподаватель: Ну что же, значит, вы получили достаточно знаний, чтобы справиться со
следующим заданием. А сейчас немного взбодримся.
5 этап: Физкультминутка
(время на реализацию этапа – 1 мин.)
Проводим физкультминутку.
6 этап:
Первичная
проверка усвоения
знаний7
(время на реализацию этапа – 12 мин.)
Используемые приёмы и методы: Исследовательский метод
Преподаватель: Предлагаю вам поработать в группах по три человека. Каждой группе
необходимо описать свой вариант построения локальной сети в нашей фирме, с
обоснование всех её недостатков и достоинств и с расчётом стоимости её построения.
(Каждой группе выдаю задание. Текст задания см. в приложении № 4 к уроку).
самопроверка
7 этап:
Контроль и
(время на реализацию этапа – 6 мин.)
Используемые приёмы и методы: Публичное выступление студентов с обоснованием
оптимального решения проблемы.
знаний
После выполнения задания каждая группа отчитывается о проделанной работе. Выслушав
выводы каждой группы, совместно определяем, какой тип локальной сети будет наиболее
оптимальным для нашей фирмы.
8 этап:
Подведение
(время на реализацию этапа – 4 мин.)
Используемые приёмы и методы: Методический приём «Подведём итоги».
. Рефлексия
итогов
урока
Проводим рефлексию.
Преподаватель: ребята, заполните, пожалуйста, вторую часть информационной карточки
«Мои знания по теме урока».
После заполнения карточек, каждый студент проговаривает, что он написал.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Информационная карта для учащихся
«Мои знания и умения по теме урока»
Приложение №1
1 м 1 м 1 м 1 м
В начале урока
2 м
Я знаю:
номера понятий,
1 м
которые я знаю
Номера понятий, которые я знаю:
Я знаю, что
Я знаю как
Я знаю зачем
В конце урока
1 м
Схема расположения компьютеров в офисе
Приложение №2
ПК
ПК
1 м
1 м 1 м 1 м 1
м
П
П
К
К
ПК
ПК
ПК
ПК
ПК
ПК8
В
Х
О
Д
Слайды из презентации к уроку Приложение 3
Задание для группы № 1
Вам необходимо:
1. Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина.
Приложение №42. Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить
согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина
представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
3. Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
9
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в
сети
Оборудование,
необходимое для создания
сети и его стоимость
Общая стоимость создания
локальной сети
Выводы:
Задание для группы № 2
Вам необходимо:
оборудование
стоимость
1. Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда.
2. Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить
согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина
представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
3. Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в
сети
Оборудование,
необходимое для создания
сети и его стоимость
Общая стоимость создания
локальной сети
Выводы:
оборудование
стоимостьЗадание для группы № 3
10
Вам необходимо:
1. Описать локальную сеть на основе сервера.
2. Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить
согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина
представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
3. Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в
сети
Оборудование,
необходимое для создания
сети и его стоимость
Общая стоимость создания
локальной сети
Выводы:
Задание для группы № 4
Вам необходимо:
оборудование
стоимость
1. Описать беспроводную локальную сеть для портативных компьютеров
(ноутбуков).
2. Произвести расчёт стоимости подключения к локальной сети. Расчёт производить
согласно ценам на соответствующие товары в магазине (витрина магазина
представлена на слайде) и с учётом схемы расположения компьютеров в офисе.
3. Проанализируйте описание локальной сети и сделайте выводы.
Схема локальной сети
Недостатки
Преимущества
Количество компьютеров в
сетиоборудование
11
стоимость
Оборудование,
необходимое для создания
сети и его стоимость
Общая стоимость создания
локальной сети
Выводы: