Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
1.3. Национальный идеал и национальная действительность
Для Ф.М, Достоевского идеалом русского был гений, и при этом такой гений, как Пушкин, так ведь это и понятно: самое ценное в народе – его вершина. Нам кажется, что следует различать национальный идеал и национальный характер. Идеал не всегда совпадает с действительностью. Д.С. Лихачев отмечал, «даже всегда не совпадает». Но национальный идеал тем не менее очень важен. Народ, создающий высокий национальный идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту «мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками, создают горный хребет культуры».
Русские национальные черты стремились найти и воплотить в своих произведениях и Аввакум, и Петр I, и Радищев, и Пушкин, и Достоевский, и Некрасов, и Герцен, и Горький… Находили все и по-разному. Это не умаляет всегда одного общего: уходили от скупости душевной, национальной и националистической узости во всех ее проявлениях.
В этих условиях, в условиях таких идеалов, даже у людей Древней Руси была удивительная любовь к миру при одновременном признании этого мира греховным, суетным, мимотекущим… Во всякой культуре есть идеал и есть его реализация. Действительность очень часто искажает и обедняет его. Было у русского народа не только хорошее, но и много дурного, но виноват в этом не всегда он сам, а смердяковы, принимавшие обличие государственных людей: Аракчеева, Победоносцева и других. Не случайно так много русских людей уходило на север – в леса, на юг – в казаки, на восток – в далекую Сибирь. Искали счастливое Беловодье.
Следовательно, меньше было в русском народе национального эгоизма, чем национальной широты и открытости.
А.С. Макаренко писал: «…В нашей истории… можно найти блестящие образцы героизма, гениального творчества, больших исторических действий. … среди нашей молодежи есть порыв к героизму, любовь к героическому поступку. К такому служению нашей Родине наша молодежь всегда готова. Нельзя сказать, что это мы, педагоги, воспитываем. Их воспитывает наша история. «Двойная жизнь культуры» так же обычна, как двойственность человеческой личности, ибо национальная культура тоже личность». Судить о народе мы должны по тому лучшему, что он воплощал и к чему стремился. Такая позиция самая плодотворная, миролюбивая и гуманистическая. Добрый человек замечает в других прежде всего хорошее, злой – дурное.
По мнению Ю.М. Лотмана, идеал – мощный регулятор жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.