Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
Итоговый проект по теме:
Влияние молодежных субкультур на современного подростка
Авторы проекта: Руш Диана,
Никанорова Арина, Галстян Карина
обучающиеся 9 Б класса
Руководитель проекта:
учитель высшей
квалификационной категории
Самкова С.В
2025, Курган
Оглавление
Введение……………………..……………………………………………………..3
Глава I. Основная
теоретическая часть……………………………………...…4
1.1.Что такое субкультура?.................. ……………………………………………..4
1.2.Причины, приводящие подростков в субкультуры……………………..……..5
1.3.Виды субкультур……………………………………………………...…………6
1.4. Влияние субкультур на
подростков…………………………………………..10
Глава II. Основная практическая часть…………………………….………....11
2.1. Опрос…………………………………………………………………...……....11
Заключение………………………………………………………………………...11
Литература……………………………………………………………………..…....13
Приложение…………………………………………………………………...…..14
Введение.
Все люди на нашей планете разные, у нас различные увлечения, интересы, но все же нас многое связывает. В наше время каждый подросток пытается понять своё предназначение в этой жизни, поэтому он ищет пути самовыражения. Одним из таких путей является определение себя к каким-либо сообществам, направлениям, субкультурам. Многие подростки объединяются в группы с определенными правилами и порядком. В этих группах они чувствуют иллюзию защищенности от внешнего мира, им, кажется, что их действительно понимают.
Мы выбрали тематику молодежных субкультур потому что, во-первых, она интересна как нам, так и другим людям. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.
Цели: узнать и рассказать как можно больше о разных представителях субкультур, объяснить суть субкультур, их положительные и отрицательные стороны.
Объектом исследования являются современные субкультуры.
Предмет исследования - влияние субкультуры на современных подростков.
Гипотеза мы предположили, что подростки наиболее подвержены влиянию современных субкультур, а они в свою очередь не всегда положительно влияют на формирование их внутреннего мира.
Актуальность нашей работы заключается в том, что она позволит познакомить людей с историей и разновидностями субкультур, их влиянием на внутренний мир и обезопасит подростков от влияния регрессивных субкультур.
Задачи:
1.Дать объяснение термину «субкультура»,
2.Рассмотреть некоторые из субкультур
3.Выяснить влияние этого явления на подростков
4.Изучить отношение старших школьников к субкультурам через анкетирование
5.Сделать выводы
При решении поставленных выше задач были использованы следующие методы и приёмы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. интервьюирование;
6. сравнение.
Глава I. Основная теоретическая часть
1.1. Что такое субкультура?
Субкультура - 1) это совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой- либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом; 2) - это устойчивая, организованная форма культуры со своими специфическими традициями, устоями, которая существует наряду с традиционной обычной культурой. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Слово «субкультура» произошло от латинского «sub» - под и cultura – культура. Иначе говоря, субкультура – «подкультура», являющаяся частным случаем по отношению к более крупной культуре. Особенно часто это слово употребляется по отношению к объединениям молодежи. Стоит разграничивать субкультуры и молодежные сообщества самого разного вида. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. В число сообществ входят группы различных типов – дружеские компании, досуговые объединения, учебно-трудовые коллективы.
Более узким понятием, близким к субкультуре является фэндом (англ. fandom - фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя). Также с понятием субкультуры иногда путают понятие хобби, увлечения человека каким- либо занятием (геймеры, хакеры и др.).
1.2. Причины, приводящие подростков в субкультуры:
Очень много причин, приводящих молодых людей в субкультуру:
на первом месте стоит одиночество, непонимание родителей, отсутствие доверия, взаимного понимания, принятия, уважения, любви, конфликты между родителями;
на втором - привлекательность качеств в подростках из субкультур - смелость, независимость, умение отстоять себя.
Причины формирования субкультур:
1) Потребность в признании, преодолении комплекса неполноценности и субъективно неприемлемых черт характера.
2) Потребность в смысле. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни.
3) Потребность в получении удовольствий, новых ощущений. Например:
эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур могут вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих.
4) Потребность в информации, доступ к которой подросток не получает в семье, школе.
Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.
Субкультуры для молодежи выполняют следующие функции:
1.Они предлагают решение некоторых проблем молодежи.
2.Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. 3.Субкультуры предлагают осмысленный значимый путь жизни в рамках «свободного» времени – досуга.
Таким образом, подростковые и молодежные субкультуры выполняют не только социализирующие функции, но и конструктивно-творческие, поскольку явления молодежной субкультуры непосредственно включены в жизнь общества и определяют некоторые формы его развития.
1.3.Виды современных субкультур
Мы считаем, что молодежные движения можно разделить на такие группы:
-связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы , рэперы, транс - культура;
отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;
-связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;
-связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;
-связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры, те же геймеры; враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;
-религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;
-группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;
-элита:мажоры,рейверы;
-антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;
-субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;
-социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.
Наиболее известные субкультуры:
Хиппи (англ. Hippy — «понимающий, знающий»)- молодёжная субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Распространяйте любовь вместо войны!» Хиппи носят нарочито старые и рваные майки, рубашки и платья, джинсы клеш. Фенечки, бубенчики, косички, талисманы и амулеты.
Панки (англ. punk - перен. разг. плохой, дрянной)- молодёжная субкультура, возникшая в середине 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём они являются приверженцами социально направленных идеологий и прогрессивизма (лат. Progressio- течение или идеология , направленная на пропаганду и осуществление социальных и политических реформ. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком или гелем, чтобы они стояли торчком, носят куртки-косухи, рваные протёртые джинсы, прицепляя к ним цепи.
Хипстеры – это представители молодежной субкультуры от 15 до 35 лет, увлекающиеся культурой артхаус, независимыми театральными постановками и авторским кино, оригинальной и непопулярной музыкой, гаджетами, фотографией, имеющие своеобразный стиль в одежде. Ключевые моментов бытия хипстеров - независимость, постоянное движение и обновление, непотребительский образ жизни.
Хипстеры отдают предпочтение независимому искусству, интеллектуальной литературе и философии. Они нередко хорошо образованы в области гуманитарных наук и изобразительного искусства и связывают свою дальнейшую деятельность с музыкой, модой или искусством. Образование помогает хипстерам иронично и с сарказмом относиться к окружающему миру.
Хипстеры – наиболее распространенная субкультура нашего времени.
Хипстеры - знатоки модных тенденций, умеющие составлять необычные и стильные комплекты. Они завсегдатаи социальных сетей (в особенности Instagram) , в которых выкладывают свои фотографии, демонстрирующие модные образы, еду, новые места, где им удалось побывать. Бытие хипстеров неразрывно связано с различными гаджетами и модными техническими новинками. В качестве заставки на ноутбуке обязательно будет картинка с двояким смыслом и чаще всего навевающая грусть. Хипстеры предпочитают творческие профессии, не склонны к самоедству и рефлексии, активны и любят жизнь во всех ее проявлениях. Знакомство с новым человеком начинается с оценки его образа и использованных для его создания брендов.
Готы - представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. У готов преобладают интересы к готической музыке, хоррор-литературе, фильмам ужасов и мистике. Основные элементы готического имиджа — преобладание чёрного цвета в одежде, использование металлических украшений с символикой готической субкультуры, и характерный макияж. Типичная атрибутика, используемая готами — анх (древнеегипетский символ бессмертия), черепа, кресты и т.п. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII—XIX вв. Стиль «вамп» особенно характерен для готов.
Анимешники. Аниме (от англ. аnimation – оживление, музыка) японская анимация. История аниме начинается с начала XX века, когда японские кинорежиссеры начали первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретенными на Западе. Принадлежность анимешника к той или иной подгруппе во многом зависит от аниме, которое он предпочитает. Они красят волосы обычно в ярко желтый, синий или красный цвет и в одежде предпочитают стиль японской школьницы.
Эмо ( от англ. emotional - эмоциональный ) - молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноименного музыкального стиля, который родился на стыке панк-рока и хардкор.. Появилась в США и Великобритании в конце 1970-х годов. Основная тематика песен - личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, здоровый образ жизни, вегетарианство, пацифизм. Главной ценностью для эмо являются чувства и эмоции. Их особенности: самовыражение, отторжение несправедливости, яркое, чувственное мироощущение. Часто они выделяются из толпы своим внешним видом. Эмо носят одежду в розово-черных тонах, кеды, множество браслетов и значков, пирсинг, косая челка, закрывающая один глаз.
У эмо не считается постыдным показывать свои чувства. Не каждый отважится признать, что ему нелегко, а иногда даже больно и страшно. Большинство представителей данной субкультуры - это подростки примерно 12-17 лет, но есть старше и младше, а в западных странах можно встретить и вполне взрослых эмо. Эмо - одна из самых творческих субкультур: именно в созидании очень удобно выражать свои эмоции. Многие эмо рисуют, пишут стихи и рассказы, ведут электронные дневники в Интернете, сочиняют музыку и фотографируют. Представители этой субкультуры склонны к яркому выражению эмоций, отличаются чувствительностью к словам, поступкам, аудио- и визуальным образам; подвержены перепадам настроения, обычно пессимистичны. У подростков данного течения зачастую присутствуют суицидальные наклонности.
Молодёжные субкультуры, популярные в 2024 году:
Квадроберы. Акробаты, которые двигаются, как животные: бегают на четвереньках, прыгают по-кошачьи, изображают четвероногих существ.
Хоббихорсеры. Гимнасты, которые в качестве спортивного снаряда используют искусственную голову лошади на палке. Упражнения строят по шаблону конного спорта: имитируют движения наездника и его лошади, пытаясь точнее передать образ спортивной пары во время выездки и конкура.
«Чёрные академики». Сообщество возникло в соцсетях около пяти лет назад. Приверженцев этой субкультуры отличает стремление к знаниям: они интересуются историей искусств, классической литературой и музыкой, учат латинский и французский языки.
Кейпоперы. Поклонники корейской поп-культуры K-pop. У них есть сообщества в соцсетях, где они обмениваются новостями и прочей информацией, постят фото кумиров. Кейпоперы увлекаются историей Южной Кореи, изучают корейский язык, смотрят местные сериалы — дорамы.
Косплееры. Фанаты косплея переодеваются в персонажей из комиксов, художественных фильмов или сериалов, компьютерных игр или мультсериалов.
1.4.Влияние субкультур на подростков.
Конкретный набор ценностных ориентаций различный в каждой из неформальных групп, но имеет общий смысл существования - не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент, и это затрудняет возможности адаптации к социальной жизни, так как у подростка нет опоры в будущем, ради чего нужно совершать усилия и преодолевать препятствия.
Следует сказать об обесценивании ценности жизни как таковой: от ироничного отношения до одобрения суицидального поведения.
Ведь принадлежность к группе требует от человека соблюдения ее норм и правил, т. е. стереотипного группового поведения. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает изменение системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум.
Отрицательное влияние некоторых субкультур.
Однако существует и ряд негативных последствий. В некоторых течениях может пропагандироваться нетерпимость к определенным группам людей и жестокость (например, скинхеды отличаются расизмом и могут совершать незаконные действия, которые соответствуют их идеологии). При этом среди представителей субкультуры такое поведение является нормой, поэтому они могут не осознавать полной ответственности за свои поступки. Некоторые подростки начинают ощущать вседозволенность и попадают в неприятности. В этом случае влияние субкультур корректирует мировоззрение человека, настраивая его против других членов общества.
Глава II. Основная
практическая часть.
2.1. Опрос
Мы провели небольшой опрос среди наших сверстников (учеников 8,9,10 классов).
Вопросы:
Всего 63 опрошенных.
1.Знаете ли вы, что такое субкультура?
Да 49 Нет 14
2.Относите ли вы себя к какой-либо субкультуре?
Да 17 Нет 46
3.Хотели бы вы стать представителем какой-либо субкультуры?
Да 12 Нет 51
4.Как вы считаете, влияет ли субкультура на современную молодежь?
Да 12 Нет 51
5.Каковы, по вашему мнению, причины вступления подростков в субкультуры?
Общение, комплекс неполноценности, для интереса, чтобы привлечь внимание, для развлечения, просто так, чтобы получить проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей.
Заключение.
Наша гипотеза подтверждена. В нашей стране существуют множество неформальных групп, объединяющих детей, подростков, юношей и взрослых. Эти группы называются субкультуры. Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры. В молодёжных субкультурах характерен протест против общества. Часто они носят замкнутый характер.
Насчитывается большое количество современных субкультур: хиппи, панки, рокеры, готы, эмо и т.п. У разных субкультур разные стили одежды, разное мировоззрение, жаргон. Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» от посторонних людей. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения традиционных культур. Каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность подростка, идентифицирующего себя как члена данной группировки.
Литература и ссылки:
1.Ионин Л.Г.:“Социология культуры”: Учебное пособие. -- М., 1996.
2.Колесин И.Д.: “Подходы к изучению социокультурных процессов” Социологические исследования. 1999. №1.
3. Кузина С.В.: “Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи.”, 2008 г.
4.Левикова С. И.: ”Молодежная субкультура”: Учеб. пособие, 2004 г.
5.Мартынова Ю. М., Громов Д.В.: ”Молодёжные субкультуры”, 544 с., 2009 г.
1)https://www.psychologos.ru/articles/view/subkultura 2)https://revolution.allbest.ru/sociology/00538443_0.html 3)https://www.bestreferat.ru/referat-259556.html 4)https://studbooks.net/688934/sotsiologiya/funktsii_molodezhnoy_subkultury
5) https://studwood.ru/632595/sotsiologiya/istoriya_vozniknoveniya_molodyozhnyh_subkultur_r ossii
6) https://otherreferats.allbest.ru/culture/00477207_0.html
7) 7)https://www.bestreferat.ru/referat-256654.html
8) https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/05/15/subkultury- ponyatie-istoriya
9) https://lediveka.ru/deti/podrostki/subkultury-molodezhi-osobennosti-i-prichiny- poyavleniya.html
10) https://works.doklad.ru/view/yAqdMYN0X9I.html
11) https://infourok.ru/nauchno-issledovatelskaya_rabota_po_teme_molodezhnye_subkultury- 140704.htm
Приложение 1
![]() |
|||
![]() |
|||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.