Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения
Оценка 4.7

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
воспитание
7 кл—11 кл
11.12.2023
Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения
Краткое описание практик, используемых в школе для повышения читательской активности и положительного отношения к русскому языку с целью поднятия в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ.docx

 

 

 

 

 

 

 

Лучшие практики продвижения русского языка

 и пропаганды литературного чтения в 7-11 классах

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Хайруллина Диляра Аглямовна

заместитель директора по воспитательной работе

учитель русского языка и литературы

89527353458, [email protected]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 г.

 

Лучшие практики продвижения русского языка

 и пропаганды литературного чтения

Выбранная мной тема особенно злободневна в современном мире, т.к. многие взволнованы тем, что язык упрощается, появляется все больше молодых и немолодых людей, «плюющихся» словами. А ведь Слово в жизни человека играет большую роль: в плане духовности, в плане сохранения культуры, в плане ее развития… Язык народа - показатель его культуры, язык отдельного человека - показатель его личных качеств. Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет о русском языке: «Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. И.С.Тургенев говорил о русском языке — «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Лидия Чуковская еще в 90-е писала, что русский язык в последнее время пополняется только сухими политическими терминами и меткими блатными словечками. Обращаясь к языку, задавалась мучающим ее вопросом: «Жив ли ты, живой как жизнь?» А вот что по этому поводу писал Лихачёв: «Обеднение может происходить не только потому, что многие явления мы просто перестали творить и видеть, но потому, что сегодня мы всё чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стёртым, не укоренённым в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне…»

По мнению Д.С.Лихачева, одно из проявлений интеллигентности в любом человеке – это «богатство и точность своего языка»!

Вот что он пишет: «Как-то я спросил у академика А. С. Орлова: в каком слое русских самый богатый и правильный язык? Он подумал и ответил: «У среднеусадебного дворянства». И действительно, из этого слоя происходили Пушкин, Тургенев, Бунин: три столпа русского языка. Язык их богат и гибок». Необходимо читать классиков, стараться не пропустить и оценить эстетическую ценность их Слова. Так совершенствуйте свой язык, это действительно громадное удовольствие!

Цитаты из письма Д.С.Лихачева «Как говорить» подтверждают важность обучения спокойной, интеллигентной речи: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека…

Мы, учителя-филологи, обучаем детей искусству говорить красиво, искусству излагать мысли на письме. Подвигаем на участие в различных проектах, начиная с научно-практических конференций, где с каждой работой оттачивался стиль письма, манера изложения мыслей перед аудиторией. С каждым разом планка требований поднимается выше, умения тоже растут. Участие во Всероссийских проектах, международных конкурсах учат быть требовательным к каждому слову, учат сдержанности и интеллигентности в выражении мыслей, идей.

Читайте, изучайте наследие классиков, удивляйтесь чистоте речи, получайте громадное удовольствие!

Цель применяемых практик:

повышение читательской активности детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышение в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.

Задачи:

- создание условий для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;

- развитие связной письменной и устной речи обучающихся;

- формирование филологической грамотности;

- повышение интереса к книге, чтению;

-стимулирование инициативы и творчества читателей.

Для поддержки и развития чтения необходимо:

- стимулировать читательскую активность посредством проведения различных конкурсов и других мероприятий; 

- рекламировать в библиотеке чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности;

- активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков; 

- использовать в практике традиционные формы поддержки чтения и внедрять современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения; 

- повышать квалификацию, углублять собственные знания, в том числе через участие в различных профессиональных конкурсах; 

- уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, в том числе через участие в различных конкурсах; 

- продвигать произведения местных авторов.

Формы поддержки чтения:

1.     Деятельностные формы: 

литературные гостиные, мероприятия, конкурсы и проекты, приглашающие к участию и включению в чита­тельскую, творческую, литературную деятельность.

2.     Информационные формы:

 знаменательные литературные даты, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, тематические подборки публика­ций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса

3.     Интерактивные формы: 

опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей.

В перспективе – освоение новых образовательных технологиий с целью

популяризации чтения среди школьников путем применения современных методов: создание «Буктрейлеров», изготовление лэпбуков, акция «Флэшмоб».

    При использовании данных методов образовательная деятельность базируется на основных принципах ФГОС ДО:

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

 - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    Основным положением стандарта о развитии детской инициативы и самостоятельности, а также – об индивидуализации образования будет соответствовать не столько подобные формы, сколько совместная подготовка взрослых и детей к общему делу, обеспечивающаяся особой системой взаимодействия – субъект-субъектной, где взрослый выступает как партнер старший товарищ, а не организатор детской деятельности.

 Планируемые результаты применяемых практик:

- более глубокое изучение творческого наследия писателей, интеграции идей в современную жизнь;

- выявление одаренной учащейся молодежи, имеющей повышенный уровень общеобразовательной подготовки и ориентированной на получение профессии в области гуманитарных и социальных наук;

- приобщение учащихся к традициям школы, развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к творческой деятельности;

- популяризация книг среди молодежи;

- повышение интереса молодежи к чтению и творчеству классиков;

- стимулирование лиц с повышенным уровнем подготовки к поступлению на обучение в гуманитарные вузы.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Деятельностные формы, организуемые в школе

Мероприятия, посвященные чтению:

конкурсы чтецов «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит», «У Лукоморья», «Лицею», «Памяти Пушкина», «К 190-летию романа «Евгений Онегин»;

линейки: «Лицейское братство», «Друзья, прекрасен наш союз!», «Живые картинки»;

викторины, инсценированные программы:

 «Пушкин и лицеисты», «Я и Пушкин», день тотального чтения;

интеллектуальные игры:

литературно-психологическая игра «Муза на светском рауте», «Умники и умницы», игра по станциям «Там, на неведомых дорожках», литературный КВН «Мой Пушкин», литературное лото «Ай, да Пушкин!..»;

литературные вечера, гостиные, салоны:

литературный вечер «Дороги Пушкина», «Наш Пушкин», гостиная «На палитре осени», кафе «Вновь я посетил…», «Салон Татьяны Лариной», «Пока в России Пушкин дышит, метелям не задуть свечу», «В гостях у Татьяны Лариной»;

Спектакли:

«Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне», «Барышня-крестьянка», отрывки из «Евгения Онегина», из «Бориса Годунова», «Лики любви», сказку «О попе и работнике его Балде», «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»,

Пушкинский бал «Чудное виденье», «Я слышу вальса звук прелестный», бал литературных героев, «Я помню чудное мгновенье», «И осенью я расцветаю вновь», «На балу у Золушки»

Экскурсии в музее школы:

«Мой Пушкин», «Я лиру посвятил…»; «Лицинию».

Выпуск литературного альманаха «Парус». Архивные документы музея школы используются при подготовке конкурсных работ, написании стихов, сочинений, рассказов, эссе, посвященных юбилейным датам (юбилей школы, юбилей директора школы Е.Б.Колтунова, юбилей А.С.Пушкина и другие памятные даты).

Конкурсы и проекты:

Межрегиональном конкурс «Мой музей». Учредитель Конкурса - отдел музейной педагогики Московского государственного объединенного музея-заповедника;

Областной конкурс рассказа «В строю Бессмертного Полка». Учредитель конкурса - Свердловская Областная организация Российского Союза Молодежи, Свердловское отделение Союза писателей России.

Областной конкурс «Читатель года». Учредитель Конкурса - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»;

III Всероссийский конкурс по творчеству В.П. Крапивина «Оруженосцы Командора» - учредитель конкурса - Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Региональный центр патриотическоговоспитания»;

Областной конкурс методических разработок среди педагогических работников в рамках фестиваля. «Открывая книгу – открываем мир» Учредитель Конкурса - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»;

Международный конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность» - «Совершенствовать свой язык – громадное удовольствие»;

Проект «Читающая школа».

Информационные формы: 

выставки в библиотеке «Книги-юбиляры, писатели-юбиляры» и др.;

выпуски литературного альманаха «Парус» (с 1964 г), выпуск газет в октябре и феврале с темой творчества и биографии любимого поэта, мероприятий, проводимых в эти дни в школе;

тематические подборки публика­ций, книг к юбилеям писателей и поэтов;

видео-, аудиорепортажи к юбилеям писателей и поэтов; к юбилею А.С.Пушкина, к открытию памятника А.С.Пушкину, к юбилею П.П.Бажова, к юбилею романа «Евгений Онегин» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Комментарий к планируемым к реализации новым

 образовательным технологиям:

 Создание «Буктрейлеров» - короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель: развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.

Изготовление лэпбуков

Цель: возрождение традиций семейного чтения.

Акция «Флэшмоб» – социальная форма привлечения внимания людей к какому-либо событию или явлению. Флэшмоб - это технология, которая позволяет любому количеству людей, договорившись посредством Интернета, синхронно совершать заранее согласованные действия. Люди могут действовать согласованно, даже не зная друг друга.

Одной из разновидностей флэшмоба является артмоб, к ним относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации. Нацелены на зрелищность, эстетику.  Мобарт предполагает репетиции, работу в команде. Команда состоит из режиссёров, сценаристов, организаторов.

    Таким образом, можно предположить, что флэшмоб может стать образовательной формой при следующих условиях:

если явления и события, к которым привлекается внимание через флэш-моб, соответствует содержанию Основной образовательной программы;

подготовка к флэш-мобу осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, где в ситуации субъект-субъектного взаимодействия возникают партнёрские отношения педагога и детей.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Салоны, литературные гостиные

 

 

Экскурсии в музее школы.

 День тотального чтения

 

          

 

 

Литературные игры

     

 

 

 

Живые картинки к дню Лицея

 

 

Линейка памяти в день Лицея и дни памяти поэта в феврале

  

 

Конкурсы чтецов

  

Литературные балы, спектакли

  

 

 

  

 

Литературный альманах «Парус»

  

 

Игры, квесты в день рождения А.С.Пушкина

   

Приложение 4

 

 

Результаты работы над проектами

 

 

 

 

  

  

   

   


 

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения в 7-11 классах

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения в 7-11 классах

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения

Цитаты из письма Д.С.Лихачева «Как говорить» подтверждают важность обучения спокойной, интеллигентной речи: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни

Цитаты из письма Д.С.Лихачева «Как говорить» подтверждают важность обучения спокойной, интеллигентной речи: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни

Формы поддержки чтения: 1.

Формы поддержки чтения: 1.

При использовании данных методов образовательная деятельность базируется на основных принципах

При использовании данных методов образовательная деятельность базируется на основных принципах

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Деятельностные формы, организуемые в школе

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1 Деятельностные формы, организуемые в школе

Межрегиональном конкурс «Мой музей»

Межрегиональном конкурс «Мой музей»

Приложение 2 Комментарий к планируемым к реализации новым образовательным технологиям:

Приложение 2 Комментарий к планируемым к реализации новым образовательным технологиям:

Приложение 3 Салоны, литературные гостиные

Приложение 3 Салоны, литературные гостиные

Живые картинки к дню Лицея

Живые картинки к дню Лицея

Литературный альманах «Парус»

Литературный альманах «Парус»

Приложение 4 Результаты работы над проектами

Приложение 4 Результаты работы над проектами

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения

Лучшие практики продвижения русского языка и пропаганды литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2023