Лучшие практики продвижения русского языка
и пропаганды литературного чтения в 7-11 классах
Автор работы:
Хайруллина Диляра Аглямовна
заместитель директора по воспитательной работе
учитель русского языка и литературы
89527353458, vip.dilara67@mail.ru
2023 г.
Лучшие практики продвижения русского языка
и пропаганды литературного чтения
Выбранная мной тема особенно злободневна в современном мире, т.к. многие взволнованы тем, что язык упрощается, появляется все больше молодых и немолодых людей, «плюющихся» словами. А ведь Слово в жизни человека играет большую роль: в плане духовности, в плане сохранения культуры, в плане ее развития… Язык народа - показатель его культуры, язык отдельного человека - показатель его личных качеств. Дмитрий Сергеевич Лихачев пишет о русском языке: «Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. И.С.Тургенев говорил о русском языке — «нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
Лидия Чуковская еще в 90-е писала, что русский язык в последнее время пополняется только сухими политическими терминами и меткими блатными словечками. Обращаясь к языку, задавалась мучающим ее вопросом: «Жив ли ты, живой как жизнь?» А вот что по этому поводу писал Лихачёв: «Обеднение может происходить не только потому, что многие явления мы просто перестали творить и видеть, но потому, что сегодня мы всё чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стёртым, не укоренённым в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне…»
По мнению Д.С.Лихачева, одно из проявлений интеллигентности в любом человеке – это «богатство и точность своего языка»!
Вот что он пишет: «Как-то я спросил у академика А. С. Орлова: в каком слое русских самый богатый и правильный язык? Он подумал и ответил: «У среднеусадебного дворянства». И действительно, из этого слоя происходили Пушкин, Тургенев, Бунин: три столпа русского языка. Язык их богат и гибок». Необходимо читать классиков, стараться не пропустить и оценить эстетическую ценность их Слова. Так совершенствуйте свой язык, это действительно громадное удовольствие!
Цитаты из письма Д.С.Лихачева «Как говорить» подтверждают важность обучения спокойной, интеллигентной речи: «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека…
Мы, учителя-филологи, обучаем детей искусству говорить красиво, искусству излагать мысли на письме. Подвигаем на участие в различных проектах, начиная с научно-практических конференций, где с каждой работой оттачивался стиль письма, манера изложения мыслей перед аудиторией. С каждым разом планка требований поднимается выше, умения тоже растут. Участие во Всероссийских проектах, международных конкурсах учат быть требовательным к каждому слову, учат сдержанности и интеллигентности в выражении мыслей, идей.
Читайте, изучайте наследие классиков, удивляйтесь чистоте речи, получайте громадное удовольствие!
Цель применяемых практик:
повышение читательской активности детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышение в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.
Задачи:
- создание условий для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
- развитие связной письменной и устной речи обучающихся;
- формирование филологической грамотности;
- повышение интереса к книге, чтению;
-стимулирование инициативы и творчества читателей.
Для поддержки и развития чтения необходимо:
- стимулировать читательскую активность посредством проведения различных конкурсов и других мероприятий;
- рекламировать в библиотеке чтение художественной и научно-популярной литературы как позитивно необходимый процесс, как символ успешности личности;
- активнее поддерживать инициативы и использовать опыт других в продвижении чтения, в первую очередь, среди детей и подростков;
- использовать в практике традиционные формы поддержки чтения и внедрять современные формы и методы популяризации книги, направленные на повышение качества чтения;
- повышать квалификацию, углублять собственные знания, в том числе через участие в различных профессиональных конкурсах;
- уделять повышенное внимание развитию литературного творчества детей, подростков, в том числе через участие в различных конкурсах;
- продвигать произведения местных авторов.
Формы поддержки чтения:
1. Деятельностные формы:
литературные гостиные, мероприятия, конкурсы и проекты, приглашающие к участию и включению в читательскую, творческую, литературную деятельность.
2. Информационные формы:
знаменательные литературные даты, книги-юбиляры, писатели-юбиляры, мероприятия, посвященные чтению, тематические подборки публикаций, книг, видео и аудиорепортажи, встречи с участниками литературного и издательского процесса
3. Интерактивные формы:
опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей.
В перспективе – освоение новых образовательных технологиий с целью
популяризации чтения среди школьников путем применения современных методов: создание «Буктрейлеров», изготовление лэпбуков, акция «Флэшмоб».
При использовании данных методов образовательная деятельность базируется на основных принципах ФГОС ДО:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Основным положением стандарта о развитии детской инициативы и самостоятельности, а также – об индивидуализации образования будет соответствовать не столько подобные формы, сколько совместная подготовка взрослых и детей к общему делу, обеспечивающаяся особой системой взаимодействия – субъект-субъектной, где взрослый выступает как партнер старший товарищ, а не организатор детской деятельности.
Планируемые результаты применяемых практик:
- более глубокое изучение творческого наследия писателей, интеграции идей в современную жизнь;
- выявление одаренной учащейся молодежи, имеющей повышенный уровень общеобразовательной подготовки и ориентированной на получение профессии в области гуманитарных и социальных наук;
- приобщение учащихся к традициям школы, развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к творческой деятельности;
- популяризация книг среди молодежи;
- повышение интереса молодежи к чтению и творчеству классиков;
- стимулирование лиц с повышенным уровнем подготовки к поступлению на обучение в гуманитарные вузы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Деятельностные формы, организуемые в школе
Мероприятия, посвященные чтению:
конкурсы чтецов «Душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит», «У Лукоморья», «Лицею», «Памяти Пушкина», «К 190-летию романа «Евгений Онегин»;
линейки: «Лицейское братство», «Друзья, прекрасен наш союз!», «Живые картинки»;
викторины, инсценированные программы:
«Пушкин и лицеисты», «Я и Пушкин», день тотального чтения;
интеллектуальные игры:
литературно-психологическая игра «Муза на светском рауте», «Умники и умницы», игра по станциям «Там, на неведомых дорожках», литературный КВН «Мой Пушкин», литературное лото «Ай, да Пушкин!..»;
литературные вечера, гостиные, салоны:
литературный вечер «Дороги Пушкина», «Наш Пушкин», гостиная «На палитре осени», кафе «Вновь я посетил…», «Салон Татьяны Лариной», «Пока в России Пушкин дышит, метелям не задуть свечу», «В гостях у Татьяны Лариной»;
Спектакли:
«Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне», «Барышня-крестьянка», отрывки из «Евгения Онегина», из «Бориса Годунова», «Лики любви», сказку «О попе и работнике его Балде», «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»,
Пушкинский бал «Чудное виденье», «Я слышу вальса звук прелестный», бал литературных героев, «Я помню чудное мгновенье», «И осенью я расцветаю вновь», «На балу у Золушки»
Экскурсии в музее школы:
«Мой Пушкин», «Я лиру посвятил…»; «Лицинию».
Выпуск литературного альманаха «Парус». Архивные документы музея школы используются при подготовке конкурсных работ, написании стихов, сочинений, рассказов, эссе, посвященных юбилейным датам (юбилей школы, юбилей директора школы Е.Б.Колтунова, юбилей А.С.Пушкина и другие памятные даты).
Конкурсы и проекты:
Межрегиональном конкурс «Мой музей». Учредитель Конкурса - отдел музейной педагогики Московского государственного объединенного музея-заповедника;
Областной конкурс рассказа «В строю Бессмертного Полка». Учредитель конкурса - Свердловская Областная организация Российского Союза Молодежи, Свердловское отделение Союза писателей России.
Областной конкурс «Читатель года». Учредитель Конкурса - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»;
III Всероссийский конкурс по творчеству В.П. Крапивина «Оруженосцы Командора» - учредитель конкурса - Государственное автономное образовательное учреждение Свердловской области «Региональный центр патриотическоговоспитания»;
Областной конкурс методических разработок среди педагогических работников в рамках фестиваля. «Открывая книгу – открываем мир» Учредитель Конкурса - Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»;
Международный конкурс творческих работ старшеклассников «Идеи Д.С.Лихачева и современность» - «Совершенствовать свой язык – громадное удовольствие»;
Проект «Читающая школа».
Информационные формы:
выставки в библиотеке «Книги-юбиляры, писатели-юбиляры» и др.;
выпуски литературного альманаха «Парус» (с 1964 г), выпуск газет в октябре и феврале с темой творчества и биографии любимого поэта, мероприятий, проводимых в эти дни в школе;
тематические подборки публикаций, книг к юбилеям писателей и поэтов;
видео-, аудиорепортажи к юбилеям писателей и поэтов; к юбилею А.С.Пушкина, к открытию памятника А.С.Пушкину, к юбилею П.П.Бажова, к юбилею романа «Евгений Онегин» и др.
Приложение 2
Комментарий к планируемым к реализации новым
образовательным технологиям:
Создание «Буктрейлеров» - короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель: развитие мотивации к чтению с помощью визуальных средств.
Изготовление лэпбуков
Цель: возрождение традиций семейного чтения.
Акция «Флэшмоб» – социальная форма привлечения внимания людей к какому-либо событию или явлению. Флэшмоб - это технология, которая позволяет любому количеству людей, договорившись посредством Интернета, синхронно совершать заранее согласованные действия. Люди могут действовать согласованно, даже не зная друг друга.
Одной из разновидностей флэшмоба является артмоб, к ним относятся акции, имеющие некую художественную ценность и, как следствие, сложность реализации. Нацелены на зрелищность, эстетику. Мобарт предполагает репетиции, работу в команде. Команда состоит из режиссёров, сценаристов, организаторов.
Таким образом, можно предположить, что флэшмоб может стать образовательной формой при следующих условиях:
если явления и события, к которым привлекается внимание через флэш-моб, соответствует содержанию Основной образовательной программы;
подготовка к флэш-мобу осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, где в ситуации субъект-субъектного взаимодействия возникают партнёрские отношения педагога и детей.
Приложение 3
Салоны, литературные гостиные
Экскурсии в музее школы.
День тотального чтения
Литературные игры
Живые картинки к дню Лицея
Линейка памяти в день Лицея и дни памяти поэта в феврале
Конкурсы чтецов
Литературные балы, спектакли
Литературный альманах «Парус»
Игры, квесты в день рождения А.С.Пушкина
Приложение 4
Результаты работы над проектами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.