«Лучший способ найти друга - самому стать хорошим другом»
Цель: Научить обучающихся находить друзей и сохранять дружбу.
Задачи:
1. Показать ценность дружбы в жизни человека.
2. Сформировать представления о том, как найти и сохранить дружбу. Заставить задуматься о своих личностных качествах – «Способен ли я сам стать другом?».
3. Развивать коммуникационные навыки.
Ход
Игра «Как меня видят другие».
Игра заключается в том, что подростки по очереди выходят из комнаты, а все оставшиеся составляют описание его портрета, соблюдая главное правило: говорить нужно хорошее и очень хорошее. Воспитатель записывает называемые характеристики на доске. Затем вышедший возвращается в комнату, и ему зачитывают его «портрет».
Воспитатель. Учиться жить среди людей, уметь общаться – самая важная наука для человека. Нормальная, полноценная жизнь не возможна без активного общения. Но для того, чтобы найти хороших друзей, одного только умения общаться недостаточно.
1 ученик. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачи и радости. Тот, кто хочет найти друга, должен посмотреть на себя, задать себе вопрос: «Готов ли я встретить друга?»
2 ученик. Многие не хотят понять, что друзей у них нет потому, что они сами не готовы стать настоящими друзьями, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
3 ученик. Будьте чуткими и внимательными к людям. Старайтесь понять их переживания и проблемы. Стремитесь помочь людям.
4 ученик. Это поможет вам общаться с ними и завоевать их уважение.
1 ученик. Никогда не смейтесь и не подтрунивайте над другими людьми. Насмешки и оскорбления с вашей стороны в чей бы то ни было адрес не пройдут для вас безнаказанно. Вы сами пострадаете в свой черед.
2 ученик. Принимайте людей такими, какие они есть.
3 ученик. Старайтесь сознательно проявлять к людям чуткость и теплоту.
4 ученик. Старайтесь не казаться, а быть такими. Неискренность и наигранность проявят себя сразу. Не нужно играть.
1 ученик. Научитесь защищать репутацию других, тогда и они будут делать для вас то же самое. Проявляйте доброту к людям.
2 ученик. Если вы по-дружески отнеслись к кому-нибудь, люди запомнят это и постараются вас отблагодарить.
3 ученик. Простое участие, понимание и поддержка в трудную минуту приводят к дружбе. А дружба придает человеку уверенности в себе.
4 ученик. Как вы понимаете русскую пословицу: «Недруг поддакивает, а друг спорит»?
Высказывания подростков.
Воспитатель. Я предлагаю вам обсудить несколько непростых ситуаций.
1. Друг прогуливает школу и вам предлагает вместе с ним делать то же самое.
Обсуждение.
2. Ваш друг плохо знает математику и постоянно просит у вас списать домашнее задания.
Обсуждение.
3. Ваш друг где-то пропадал до позднего вечера. Потом он просит вас, чтобы вы сказали его родителям, будто бы все это время вы были вместе и готовились к зачету.
Обсуждение.
Тест: «Хороший ли ты друг»
Раздать каждому текст теста.
Воспитатель. Определить, умеете ли вы дружить, вам поможет тест. Я буду зачитывает по пунктам утверждения теста, а вам на своих листочках нужно написать номер утверждения и ответ: «да» или «нет», можно зашифровать свои ответы. Например, вместо «да» рисовать квадрат, «нет» – треугольник, или любые только вам понятные знаки. Тогда вы будете чувствовать себя намного свободнее и ваши ответы будут более искренними. Главное – не запутаться в знаках:
1. Мое отношение к друзьям изменчиво и зависит от моего настроения.
2. Я не люблю откровенничать с друзьями.
3. Если я что-то делаю для кого-то хорошее, то мне хочется, чтобы об этом узнал весь мир.
4. Я часто требую помощи от других.
5. Чувство зависти мешает мне хвалить друзей.
6. В общении с людьми я пытаюсь добиться преимущества, пытаюсь показать себя лучше, умнее других.
7. Я стремлюсь быть в центре внимания. Только тогда я получаю истинное удовольствие от общения.
8. Мне довольно трудно удержаться от того, чтобы не поделиться с другими секретом, который мне доверил друг.
9. Я часто даю обещания, которые не выполняю.
10. Я часто критикую друзей. Мне кажется, что я должен указать на их ошибки, чтобы они их исправили.
11. Я стараюсь остаться в стороне, когда мои друзья оказываются в сложной ситуации, хотя я благодарен друзьям, когда они помогают мне.
Теперь взгляните на свой листочек с ответами. Чем больше в нем ответов «да», тем больше необходимости в работе над собой. Человек, которому свойственны все перечисленные в тесте качества и стремления, никогда не сможет стать хорошим другом. Такой человек рискует остаться в одиночестве, стать неудачником, сделать несчастливым себя, а заодно и близких ему людей.
Итог: в конце нашей беседы я вам раздам памятки «Я хочу быть хорошим другом. Для этого мне стоит избавиться от того, что...». В этой памятке будут перечислены все пункты этого теста, чтобы вы дома в спокойной обстановке смогли более внимательно их прочитать и обвести те пункты, над которыми вам предстоит поработать. Было бы неплохо, если бы родители прочитали эту памятку и высказали свое мнение по поводу того, какие из этих проявлений их беспокоят в вашем поведении более всего. Пусть эта памятка будет у вас всегда перед глазами, тогда ваша работа над собой будет постоянной и целенаправленной. Я уверена, что работа над собой поможет вам стать хорошими друзьями. Вы почувствуете, что людям с вами легко, интересно, комфортно общаться. У вас появятся хорошие, надежные друзья. Распечатайте памятку на цветной бумаге, – желательно желтого или розовой цвета – чтобы она привлекала внимание и выглядела эстетично.
Цель: углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Подготовительная работа с детьми: предложить детям подготовить краткие высказывания на тему «Расскажи о своем друге».
Оборудование: Ноутбук, проектор.
План классного часа
I. Вступительное слово.
II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?». Ролик
III. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»
IV. Интервью «Расскажи о своем друге».
V. Обсуждение ситуаций.
VI. Тест: «Хороший ли ты друг?»
VII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.
II. Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа: «Настоящий друг». И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа. (Читает рассказ.)
«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не вылазил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном, и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.
Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: или Олег, или Денис».
Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый?
Примерные ответы детей:
- Конечно, нужно прекратить дружбу с Олегом, ничего хорошего из этого не выйдет.
- У Олега родители богатые, пристроят его в жизни, а Мишке всего нужно добиваться своим умом.
- Олег плохой друг, он думает только о себе, а Денис критикует Мишку, значит, хочет ему добра.
- Нужно брать пример с Дениса, у него есть цель, он самостоятельный человек.
- Мишка легко поддается влиянию, поэтому он должен выбрать Дениса, который может оказать на него хорошее влияние.
- Нужно сохранить дружбу с Олегом, помочь ему избавиться от своей пагубной привычки.
- Если Мишка будет дружить с Олегом, он сам станет игроманом.
III. Незаконченные предложения по теме «Друг - это тот...»
Классный руководитель. Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот...»
Примерные ответы детей:
- С кем можно поплакать и помолчать.
- Кто может выслушать тебя в трудную минуту.
- Кто остается верным тебе, даже если от тебя отвернутся все.
- Кто понимает тебя даже тогда, когда никто не понимает.
- Кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками.
- Кто всегда говорит тебе правду, даже если она тебе не нравится.
- Кто может простить даже то, что никогда не простит другой.
- Кто не ждет от тебя никакой выгоды.
- Кто может пожертвовать ради тебя самым дорогим: временем, интересами и даже жизнью.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга?
(Дети поднимают руки.)
IV. Интервью «Расскажи о своем друге»
Классный руководитель. Может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?
Примерные ответы детей:
- Дружу с (имя, фамилия). С ним интересно, он много читает.
- Дружу с (имя, фамилия). Нас связывают общие интересы, увлечения.
- Дружу с (имя, фамилия). Мы дружим еще с детского сада, дружат наши родители.
- Дружу с (имя, фамилия). Живем в одном дворе, связывает спорт.
- Дружу с (имя, фамилия). Болеем за одну команду и музыку любим одинаковую.
- Дружу с (имя, фамилия). Вместе делаем уроки, потом смотрим журналы.
V. Обсуждение ситуаций.
Я предлагаю вам обсудить несколько непростых ситуаций.
1. Друг прогуливает школу и вам предлагает вместе с ним делать то же самое.
2. Ваш друг плохо знает математику и постоянно просит у вас списать домашнее задания.
3. Ваш друг где-то пропадал до позднего вечера. Потом он просит вас, чтобы вы сказали его родителям, будто бы все это время вы были вместе и готовились к зачету.
Примерные ответы детей:
1. Я бы сказал, что: «Не стоит этого делать, ведь мы можем пропустить важный материал.»
2. Я бы предложил объяснить тот материал, который ему непонятен.
3. Я бы сказал, как он просит, но предупредил бы его, чтобы в следующий раз не врал родителям, а говорил все как есть.
VI. Тест: «Хороший ли ты друг»
Раздать каждому текст теста.
Учитель. Определить, умеете ли вы дружить, вам поможет тест. Я буду зачитывает по пунктам утверждения теста, а вам на своих листочках нужно написать номер утверждения и ответ: «да» или «нет», Можно зашифровать свои ответы. Например, вместо «да» рисовать квадрат, «нет» – треугольник, или любые только вам понятные знаки. Тогда вы будете чувствовать себя намного свободнее и ваши ответы будут более искренними. Главное – не запутаться в знаках:
1. Мое отношение к друзьям изменчиво и зависит от моего настроения.
2. Я не люблю откровенничать с друзьями.
3. Если я что-то делаю для кого-то хорошее, то мне хочется, чтобы об этом узнал весь мир.
4. Я часто требую помощи от других.
5. Чувство зависти мешает мне хвалить друзей.
6. В общении с людьми я пытаюсь добиться преимущества, пытаюсь показать себя лучше, умнее других.
7. Я стремлюсь быть в центре внимания. Только тогда я получаю истинное удовольствие от общения.
8. Мне довольно трудно удержаться от того, чтобы не поделиться с другими секретом, который мне доверил друг.
9. Я часто даю обещания, которые не выполняю.
10. Я часто критикую друзей. Мне кажется, что я должен указать на их ошибки, чтобы они их исправили.
11. Я стараюсь остаться в стороне, когда мои друзья оказываются в сложной ситуации, хотя я благодарен друзьям, когда они помогают мне.
Теперь взгляните на свой листочек с ответами. Чем больше в нем ответов «да», тем больше необходимости в работе над собой. Человек, которому свойственны все перечисленные в тесте качества и стремления, никогда не сможет стать хорошим другом. Такой человек рискует остаться в одиночестве, стать неудачником, сделать несчастливым себя, а заодно и близких ему людей.
В конце нашей беседы я вам раздам памятки «Я хочу быть хорошим другом. Для этого мне стоит избавиться от того, что...». В этой памятке будут перечислены все пункты этого теста, чтобы вы дома в спокойной обстановке смогли более внимательно их прочитать и обвести те пункты, над которыми вам предстоит поработать. Было бы неплохо, если бы родители прочитали эту памятку и высказали свое мнение по поводу того, какие из этих проявлений их беспокоят в вашем поведении более всего. Пусть эта памятка будет у вас всегда перед глазами, тогда ваша работа над собой будет постоянной и целенаправленной.
Я уверена, что работа над собой поможет вам стать хорошими друзьями. Вы почувствуете, что людям с вами легко, интересно, комфортно общаться. У вас появятся хорошие, надежные друзья.
VIII. Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный руководитель. «Дружба - бескорыстная стойкая приязнь» - так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку - все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Примерные ответы детей:
- Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что и у меня есть такие друзья.
- Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет более строго выбирать друзей.
- Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.
- Запомнилась игра «Знаешь ли ты своего друга?». Подумал, что я тоже, наверное, не смог бы правильно ответить на эти вопросы.
- Полезно было узнать, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.