Представленный материал предназначен для организации внеурочной работы по нравственному воспитанию детей младшего и среднего школьного возраста. Способствует расширению кругозора и развитию творческих способностей учащихся, формированию в них духовных и моральных качеств личности. Может быть использован при проведении классных часов, тематических мероприятий, вечеров, встреч, бесед за круглым столом.
ЛУКОВЫЕ ПОСИДЕЛКИ
Цели: формирование чувства уважения к обычаям наших предков,
народному фольклору; развитие познавательных интересов; расширение
связей с окружающим миром.
Оформление. Вдоль стен на стульях сидят дети, каждый со своим
рукоделием – шитьем, вязаньем и т. д. В переднем углу – стол, на нем на
белой скатерти темный ржаной хлеб, молоко, блюдо с луком, яйца,
крашенные луком. На стене в виде гирлянд косы из лука, перевитые
лентами, соломкой, сухими цветами.
В е д у щ и й .
Х о д м е р о п р и я т и я
Сказка от начала начинается,
До конца читается,
В середке не перебивается.
Показывает кукольные головки из лука.
С Рождества Богородицы (21 сентября) начинается луковая неделя,
отмечаемая хождением в гости, широким хлебосольством. В это время
начинают собирать лук с гряд. Чем урожайнее лето, тем
продолжительнее праздник. Внуки нередко остаются у бабушки с
дедушкой на несколько дней праздника.
Жилибыли в деревне Луковка дед да бабка. Бабушку звали Лукерья
Лукьяновна, а деда – Лука Лукич. И были у них внучата – лучата,
веселые ребята.
Луковицы «нечаянно» падают под стол, и изза стола
появляются настоящие баба и дед.
Л у к а Л у к и ч . Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые
посиделки. Здравствуйте, люди добрые!
В е д у щ и й . А где же, дорогие гости, ваши внучаталучата?
Б а б у ш к а Л у к е р ь я . Они живут далече, в городе Великие Луки.
Раздается стук в дверь. Входит Лукашка – конопатенький, с
нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная
сумка, в руках магнитофон.
Л у к а ш к а . Здравствуй, бабуля, здравствуй, дедуля. Привет, ребята.Л у к е р ь я . А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал.
Милости просим! Как житьебытье, как здоровьице?
Л у к а ш к а (зевая). Тоска зеленая. Да еще то грипп, то ангина, то
ангина, то грипп...
Б а б у ш к а Л у к е р ь я . Ойойой! Ну ничего, здесь у нас лук да баня
все исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.
Л у к а ш к а . Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое,
пирожное, а от лука только слезы и запах не очень приятный.
Б а б у ш к а Л у к е р ь я (ласково). Горе ты луковое. Бабушка у тебя
простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок
ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.
Л у к а ш к а . Бабушка, а что сегодня за день? Все вокруг так красиво,
празднично... И откуда на столе крашеные яички?
Б а б у ш к а Л у к е р ь я . Сегодня луков день, внучек. А яички
покрашены луковой шелухой. Из нее получается замечательная краска
для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.
Посмотри, какие замечательные оттенки дает луковая краска – от
желтоватозолотистого до бурокоричневого.
Л у к а ш к а . А почему здесь так много лука развешано?
Л у к а Л у к и ч . В старинных русских лечебникахтравниках писали:
«Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в
комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И еще:
«Во время скотского падежа нанизывают на нитку луковиц и чесночных
головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним
животным, чтобы не заразились». Ну а сегодня, Лукашечка, луков
праздник. А вот знаешь ли ты загадки про лук?
Л у к а ш к а . Семьдесят одежек, и все без застежек. Вот и все.
Л у к а Л у к и ч (обращаясь к зрителям). А еще? Может, ребята
вспомнят?
Конкурс загадок.
– Стоит девица на грядке, вся в заплатках, кто взглянет, всяк
заплачет.
– Что добро и в бою, и во щах?
– Сидит Марфутка в четырех шубках, кто поцелует, тот и
сморщится.
– Все меня любят, а как раздевать – слезы проливать.– Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
– В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
К столу подходит Девочка.
Д е в о ч к а . А я знаю, как можно слезы не пролить. Прежде чем
резать лук, надо смочить глаза водой.
Л у к а Л у к и ч . Правильно, доченька. А вот никто из вас, наверное,
не догадывается, что по луку можно узнать, какая будет зима? Если
много одежек на луковичках – быть зиме холодной. Давайте разрежем
несколько луковиц и посмотрим на луковые одежки.
Выходят ведущий и четверо рассказчиков.
В е д у щ и й . Мал луклучок, а история и родословная у него
большая.
1й р а с с к а з ч и к . Пожалуй, нигде в старину не увлекались луком
так, как в нижегородском селе Кичанзино под Арзамасом. Занялись его
посадкой там от нужды – земли было у крестьян слишком мало. Лук
давал большой доход. Каждая луковица была до полукилограмма весом.
2й р а с с к а з ч и к . Слава арзамасского лука разошлась далеко от
Нижнего Новгорода. «Луковники» выезжали с товаром в соседние
губернии – Пензенскую и Тамбовскую. В тех краях лук считался
первейшим деликатесом. Его подавали на десерт на всех праздниках и
приемах, а в особенности на свадьбах. Новобрачные и гости после чая
хрустели «репкой».
3й р а с с к а з ч и к . Вскоре и в Пензенской губернии появилась своя
луковая столица. Ею стало село Бессоновка. Бессоновцы стали строить
специальные избы – в три этажа, высотою метров до девяти. Настоящие
небоскребы! Средний, второй этаж занимали сами, на первом хранили
«репку», третий отводили под мелкий лучокпервогодок. Его называли
севок.
4й р а с с к а з ч и к . А в селе Мячкове под Коломной, что на Оке,огородники вывели гигантский сорт лука. «Репка» вырастала величиной
с блюдце, 13 см в поперечнике. Мячковский лук оказался так хорош,
что им снабжали не только Москву, но и далекий Париж. Сто лет
парижане лакомились подмосковным луком. Закупали российский лук в
Англии, Германии, Скандинавских странах.
В е д у щ и й . А теперь, ребята, давайте вспомним, в каких словах
спрятался «лук». Посмотрите на плакат. Дополните пустые клеточки.
ЛУК
Изгиб реки, дуга (Лука.)
Короб, кузовок. (Лукошко.)
Корень разных растений. (Луковица.)
Зогнутый берег моря. (Лукоморье.)
В е д у щ и й . А кто из русских поэтов описал лукоморье? (А. С.
Пушкин в поэме «Руслан и Людмила».) Пожалуйста, расскажите этот
отрывок, порадуйте нас. (Дети рассказывают.)
В е д у щ и й . Кто знает, как называют лук в южных областях России?
Д е в о ч к а . Цыбуля! Мне бабушка даже песню про цыбулю пела.
Внук Лукашка резко включает магнитофон и начинает
пританцовывать.
Л у к а Л у к и ч и б а б у ш к а Л у к е р ь я . Ой, выключи поскорее
этот ящик. Все веселье испортишь, гостей распугаешь.
Л у к а ш к а . Я как лучше хотел, чтоб веселее с музыкой было.
В е д у щ и й . Послушай, Лукашка, как ребята сами умеют играть на
народных инструментах. Многие из них учатся в музыкальной школе.
Дети показывают свое умение.
Б а б у ш к а Л у к е р ь я и Л у к а Л у к и ч . А вот мы вам сейчас
частушки споем.
Ноги пляшут, руки машут,
Язык песенки поет.
Без музыки, без дудыИдут ноги не туды.
Пойду плясать –
Земля колыхколых.
Ребята хитрые,
А я хитрее их!
Семеновна, юбка в полосу,
Она поспела бы – да нету голосу!
Дети встают в круг и исполняют частушки на слова Г.
Ладонщикова.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Поленился утром Бова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.
Петя ловко ловит рыбу,
Может плотик смастерить.
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Боря стог сложить помог,
Сам со стога слезть не смог.
Плачет Боря, слезы льет –
Просит вызвать вертолет.
Входят четверо чтецов. Они читают стихотворение П.
Синявского.
1й ч т е ц .
У русских песен крылья лебединые,
До глубины открытая душа,
По вечерам, над золотом рябиновым
Они плывут кудато не спеша.2й ч т е ц .
Они плывут над реками, над плесами.
Как будто их сама земля поет...
И на полях с кудрявыми березами
Шальные ветры водят хоровод.
3й ч т е ц .
За то, что в будни с ними не до устали,
За то, что праздник с ними веселей,
За то, что в горе могут посочувствовать,
Они родными стали для людей.
4й ч т е ц .
Они летят, веселые и грустные,
Не прерывая кружевную нить...
У русских песен бьется сердце русское,
И от России их не отделить.
Игра «Русская присядка»
Участники делятся на группы по пять человек и строятся в колонны.
Игровая присядка идет под наигрыш, исполняемый на гармошке, или
под счет.
Все приседают на карточки и кладут руки на плечи впереди
стоящему. На счет «раз» выбросить правую ногу вперед, на счет «два»
вернуться в исходное положение, на счет «три» подпрыгнуть вверх,
оттолкнувшись обеими ногами, на счет «четыре» присесть на
корточки, на счет «пять» – левую ногу вперед, на счет «шесть» занять
исходное положение, на счет «семь» прыгнуть вверх, на счет «восемь»
вновь присесть.
Л у к а Л у к и ч и Б а б у ш к а Л у к е р ь я . Понравилось нам,
ребятки, в вашей сказке. Но пора прощаться, нас ждут другие сказки.
Л у к а ш к а . И я с вами, мои хорошие бабуля и дедуля. До свидания,
ребята, до новых встреч!