"Люди дна" в пьесе М Горького

  • docx
  • 24.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Задания для дистанционного обучения.

Профессия:

№ группы:

Педагог:

Учебная дисциплина: Литература

Дата:

Количество часов: 4

Тема: Люди «дна» в пьесе А.Горького «На дне»

1. В тетради запишите число: , тему урока,  следующий материал и ответьте на вопросы

- Дайте характеристику каждому из персонажей.

- Почему появление Луки так всколыхнуло обитателей ночлежки?

- Какие отношения у него завязались с каждым?  (Анне обещал рай, Актеру- лечебницу от алкоголизма, Насте – веру в любовь, Пеплу – счастливую жизнь в Сибири).

- Почему он за кратчайший период сумел завязать отношения со всеми, но о себе ничего не рассказал?

- Произошли ли какие-нибудь положительные изменения с его появлением в ночлежке?

- Попробуйте описать актера, претендующего на роль Луки.

Появление Луки». Соответствует ли вашим представлениям актер?

Кто Лука? Куда отправляется?

- Обманывал ли Лука или говорил правду? Говорят «ложь во благо», его дар надежды на чудо помогает кому-нибудь?

«Ложь  и правда в обещаниях Луки», используя цитатный материал.

- Как раскрывается скрытый смысл имени Лука («светлый») в отношениях странника к Ваське Пеплу и Наталье, Актеру и Анне, Бубнову и Сатину? Каковы особенности психологизма Горького, воплощенного в сказочках, притчах, назидательных притчах, в фигурной речи Луки?
- Кто из обитателей ночлежки мечтатель, фантазер, склонный верить утешениям Луки, а кто скептик, «бесчувственный» правдолюбец?
- Что может дать надежду или возрождение к новой жизни – суровая правда или утешительная ложь?

Что лучше: суровая правда или утешительная ложь?

- В каком возрасте находятся обитатели ночлежки7 (20-45 лет). А что должно происходить в этом возрасте у человека? (Создаются семьи, человек накапливает знания и опыт в выбранной специальности.) Что происходит в жизни наших героев? (Они теряют себя.)

- Воссоздайте предысторию их жизни. Как они попали на дно?

На «дне жизни» были и сам М.Горький, и С.Есенин, и В.Маяковский. Но они выбрались «со дна» а есть ли такая возможность у наших героев? Оценить шансы каждого героя-мужчины.

- Для чего М.Горький дает такое количество определений для Насти? (Показать внутренний мир обитателей ночлежки)

- В самом начале пьесы Настя читает книгу. Она самая умная в ночлежке? Почему она постоянно появляется с книгой? Для настии книга – спасение или помощь?

- В чем несчастье Насти? (Она добра и безвольна – сутенер Барон ее эксплуатирует. «Ведь ты … ты мной живешь, как червь яблоком!)

- Осознает ли Настя безысходность положения, в котором оказалась? (Текст. Действие IV.)

- Почему М.Горький часто показывает Настю плачущей? ( в плачущем человеке есть человек!)

- Найдите в тексте эпизоды, в которых Настя плачет. (У нее есть потребность в любви – значит она человек).

Удавился – сравните: повесился, задушился, покончил собой. Почему Горький выбирает именно удавился. (Характер самого героя)

Далее следует ремарка: Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.

- Как Горький проявляет себя как психолог?

- Как объяснить это молчание? Ведь ранее это был шумный крикливый, драчливый подвал.

«Эх, испортил песню, дурак!» Как Сатин произнес эту реплику? (Негромко – в потрясении.)

- А кого он называет дураком? Барона, сообщившего об этой новости некстати? Актера, который удавился? Заслушиваем все предположения.

Мой ответ – Актер, Барон, Сатин, Актер – все те, кто оказался на дне. Дурак – вся жизнь исковеркана.

-Вспомните, почему, вспомнив стихотворение, Актер бежит сообщить об этом старику? (Любимое забыть – это плохо, - говорил старик.)

Некоторые исследователи считают, что Лука похож на Данко. Можно ли так утверждать?

- Почему так привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «если веришь, то есть»?