Тема урока «Магнитное поле. Индукция магнитного поля.»
11 класс
Учитель физики: Романова Наталья Анатольевна «СОШ№1» города Валуйки.
Учебник «физика-11» Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.
Цели урока:
Образовательная цель- расширить и углубить знания учащимися о магнитном поле, помочь учащимся осмыслить практическую значимость полезность приобретаемых знаний.
Развивающая цель – создать условия для развития исследовательских навыков, способствовать формированию логического мышления , умение сравнивать и анализировать.
Воспитательная цель- способствовать формированию научного мировоззрения, привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, развития способности к сотрудничеству, общению. Работе в коллективе.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Формы организации познавательной деятельности- фронтальная, парная, групповая.
!. Мотивация.
Вступительное слово учителя.
Человека пронизывает огромное количество магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магниту и относимся к нему снисходительно, как устаревшему атрибуту школьных уроков физики, порой даже не подозревая , сколько магнитов вокруг нас. В каждой квартире их десятки. Человек – это тоже магнит: биотоки, текущие в нем , рождают вокруг причудливый пульсирующий узор магнитных линий. Земля, на которой мы живем – гигантский голубой магнит. Солнце – желтый плазменный шар – еще более грозный магнит. Галактики , туманности , едва различимые радиотелескопом непостижимые по размерам магниты.
Ещё не родился и никогда наверное не родится , который мог бы сказать :
« Я знаю о магните всё». Магнит притягивает, т.е. всегда волнует людей и рождает жажду новых знаний о магните.. И все же человек знает о магните много .Во всяком случае , достаточно чтобы заставить его служить себе.
2. Актуализация знаний.
Ребята, вы тоже уже много знаете о магнитах и магнитных полях уз уроков физики 8-9 классов и своего жизненного опыта.
Цель сегодняшнего урока: расширить и углубить ваши знания о магнитном поле.
Тема урока: «Магнитное поле. Индукция магнитного поля.».
Вспомним:
А) Посредством чего гравитационное и электростатическое взаимодействия?
Ответ: посредством поля.
Б) Что такое «поле»?
Ответ: это - вид материи, существующая независимо о наших знаниях о нем.
В) Что является источником гравитационного поля?
Ответ: тела, имеющие массу.
Что является источником электростатического поля?
Ответ: частицы, обладающие зарядом.
3.Создание проблемной ситуации и формирование учащимися главного вопроса, связанного с ней.
Итак источником гравитационного поля являются тела , имеющие массу; источником электростатического поля являются частицы, обладающие зарядом, а что является источником магнитного поля?
4. Определение плана работы и в процессе его реализации формирование вариантов решения.
А) Вспомните как можно доказать, что вокруг электрического заряда есть поле?
Ответ: нужно поместить в это поле другой заряд. Если заряды одного знака, они оттолкнутся, а если разных то притянутся.
Б) Что же нужно сделать, чтобы доказать наличие или отсуствие
магнитного поля в этом пространстве?
Ответ: нужно внести в эту точку пространства полосовой магнит.
Экспериментальная работа в группах по исследованию магнитного взаимодействия .
а) у вас на столах есть магнит и магнитная стрелка. Исследуйте их взаимодействие.
Какие выводы вы можете сделать?
Ответ: одноименные полюса отталкиваются, а разноименные притягиваются.
Вывод: обнаружить в пространстве магнитное поле можно с помощью магнитной стрелки.
Весной 1820 года датский ученый Ганс Христиан Эрстед, во время лекции в университете хотел продемонстрировать свойство электричества нагревать проволоку. Случайно рядом с проволокой на столе оказался компас. Один из студентов обратил внимание, что про прохождение электрического тока по проводнику магнитная стрелка начинает отклоняться. Удивление профессора было не поддельным.
( демонстрация опыта Эрстеда)
Так что является магнитного поля?
Ответ: электрический ток , т. е. движущиеся электрические заряды.
5. Новый материал.
Анри Мари Ампер , повторив опыт Эрстеда, предположил следующее: если проводник с током всегда окружен магнитными полями, то магнитные взаимодействии должны возникнуть и между двумя проводами, по которым идет ток.
(показать взаимодействие токов (слайд))
Если в обоих проводниках текут токи в одном направлении , то они притягиваются, а если в противоположном . то отталкиваются.
Ампер высказал опережающую время мысль о том, что магнит в свою очередь представляет собой совокупность токов. Он считал, что в магните есть множество элементарных токов, текущих перпендикулярно к его оси.
Магнитное поле Земли он также объяснил гигантскими токами, текучими внутри Земли и в атмосфере.
А) Ребята, так что же такое магнитное поле?
Ответ: Магнитное поле – это вид материи, посредством которой осуществляется взаимодействие между движущимися электрическими заряженными частицами.
Б) Перечислите свойства магнитного поля.
Ответ: а) магнитное поле порождается электрическим током.
Б) магнитное поле обнаруживается по действию на электрический ток.
В) Что является основной характеристикой электрического поля?
Ответ: вектор напряженности электрического поля.
Основная характеристика магнитного поля – вектор магнитной индукции.
За направление вектора магнитной индукции принимают направление от южного полюса к северному магнитной стрелки, свободно установившейся в магнитном поле.
Когда мы ориентируемся на местности по компасу, мы тем самым проводим опыт по определению направления вектора индукции магнитного поля Земли.
Направление вектора магнитной индукции устанавливают с помощью правила буравчика (сформулировать его).
Экспериментальное задание:
А)Подключите катушку к источнику тока и при помощи компаса определите направление вектора магнитной индукции в различный местах около катушки. Что у вас получилось?
Ответ: в различных местах разное.
Б) Измените полярность источника тока. Изменится ли направление вектора магнитной индукции от направления тока в катушке?
Ответ: зависит.
Линии , касательные к которым в каждой точке направлены также. Как и вектор магнитной индукции, называются линиями магнитной индукции.
Их можно сделать видимыми, если насыпать вокруг проводника с током мелкие металлические опилки. А теперь проделайте этот опыт сами (учащиеся проделывают опыт).
Важная особенность линий магнитной индукции в том, что замкнуты. Поля с замкнутыми линиями называются вихревыми.
Ребята, изучая электрическое поле , вы знакомились с принципом суперпозиции полей электрических полей.
Вспомните в чем оно заключается?
Ответ: если в какой либо точке пространства существуют не одно, а несколько электрических полей , то общая напряженность поля равна сумме напряженности отдельных полей.
Сформулируйте по анологии принцип суперпозиции магнитных полей. Ответ: если в какой либо точке пространства существует не одно. А несколько магнитных полей , то общий вектор магнитной индукции равен сумме векторов магнитной индукции каждого поля в отдельности.
6. Систематизация и закрепление нового материала.
Составить рассказ о магнитном поле по плану:
А) Определение.
Б) Свойства
В) Основная характеристика
Г) Особенности магнитных линий
Д) Принцип суперпозиции магнитных полей.
7)Применение новых знаний в различных ситуациях.
Решение качественных задач.
А) Молния ударила в ящик со стальными ножами и вилками. Почему они оказались намагниченными? Как это обЪяснить?
Б)как взаимодействуют два воздушных провода троллейбусной линии: притягиваются или отталкиваются?
8) Рефлексия.
Какой вид работы для вас был наиболее интересным?
Что было наиболее трудным?
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание : П.1,2; по желанию подготовить сообщения :
Магнитное поле Земли.
Магнитные аномалии.
Влияние магнитных бурь на организм человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.