МАКЕТ И МАКЕТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ
На современном этапе основополагающими требованиями общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Поэтому на ряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются инновационные педагогические технологии открывающие новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является макетирование. Технология макетирования позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО: ü Индивидуализации дошкольного образования; ü Содействия и сотрудничества детей и взрослых; ü Поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; ü Партнерства с семьей. Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития». «Художественно-эстетического развития». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: ü Эмоциональная отзывчивость ü Любознательность ü Активность ü Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Классификации макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты. Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружениемзданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван). Макеты-карты, это плоскости (не менее 6Ох6О см) с планом — схемой и объектамимаркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяют дороги, площади для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гаражи, бензоколонки, мост). Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес - зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневым цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница). Универсальный макет - это всего лишь знак, детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольника с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он даст возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например, «Улица города», «Дорожное движение». «Кукольный домик». Универсальные приёмы работы с макетом: • Обогащение представлений детей в процессе предварительной работы по заданной теме: рассматривание иллюстраций, проведение экскурсий, использование ИКТ. • Изготовление новых предметов к макету в совместной продуктивной деятельности с взрослым (из любого материала) • Рассматривание с детьми макетной основы и материала для игры-макета (знакомого и обновляемого). • Игра, совместно с детьми (демонстрация приемов игры; вовлечение ребенка в действия с макетом; предоставление инициативы ребенку). Образовательный процесс с детьми мы строим по комплексно – тематическому принципу. В содержание работы с макетом легко вводить региональные и культурные компоненты. При организации образовательного процесса мы стараемся обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, задач. Образовательный процесс строится на интеграции содержания. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для того, чтобы, она получила свое развитие малышам необходимо привлекательное игровое пространство. Таким пространством может быть макет. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, играет одну или несколько ролей. Моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме. Главное в создании макета, который самостоятельно создается детьми или в совместной деятельности с педагогом, что при размещении составных частей макета, ребенок применяет полученные знания обобщает информацию полученную ранее таким образом происходит развитие речи дошкольники учатся рассуждать а значит развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи Таким образом, вне зависимости от своего типа и назначения, макеты используются в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу. В играх дети договариваются, стремятся к взаимопониманию. Макет может быть: − Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы); − Настольным (размер ограничивается размером стана или его части); − Подиумным (на специальных подставках-подиумах); − Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний – картина). Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: − Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т.д.). ü Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме. ü Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации). ü Развитие монологической и связной речи. ü Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии. ü Развитие общей и мелкой моторики рук ü Развитие коммуникативных навыков ü Активизация лексического словаря ü Формирование навыков сочинительства ü Формирование творческих способностей ü Воспитание доброжелательности ü Умение работать в коллективе. Этапы работы по созданию макета: -Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметнопространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей). -Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи дополнительные элементы, антураж, который является неотъемлемой частью макета и позволяет превратить его в игровое пространство, изготавливают в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом. Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. На основе готовых макетов проводятся беседы, составляются рассказы детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности. Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу дня его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные. Список используемой литературы: 1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001. 2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997 3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.