МА́ЛЫЕ ГОЛЛА́НДЦЫ
обобщенное название голландских художников 17 в., мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике 17—18 вв. (Фелибьен, Дидро (подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основном соответствует трем основным этапам развития голландского искусства: 1) 1620—1630-е гг. — утверждение реализма в национальной живописи; 2) 1640—1660-е гг. — расцвет художественной школы; 3) 1670-е гг. — начало 18 в. — упадок искусства Голландии. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса. На втором центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.
Бытовой жанр
Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека.
Сложился в 1720—1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде (и его школа: И. ван Остаде , И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А.В середине 17 в. он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень. Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами (Д. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине 17 в. Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу.Художники другого направления поэтизируют повседневность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Г. Терборха действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах царят тишина и покой. Г. Метсю ярким светом и насыщенными красками придает будничным сценам праздничный характер. П. де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпнутая у Вермера), придает картинам художника поэтическое настроение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.