Маршрут выходного дня как современная педагогическая практика
приобщения детей дошкольного возраста к ценностям, лежащим в основе патриотического направления воспитания
Подготовил:
Плотникова И. В.,
воспитатель высшей квалификационной категории
В последнее время чрезвычайную значимость приобретает проблема патриотического воспитания. Материальные ценности во многих семьях доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине отошли на второй план.
Детям дошкольного возраста, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу или поселку, родной природе, к своей Родине, что составляет основу патриотизма, гуманизма, ответственности, которые зарождаются сознательно и формируются в процессе целенаправленного воспитания. Одна из задач взрослых (педагогов и родителей) – как можно раньше пробудить в подрастающем поколении любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком.
Основу патриотического направления воспитания в дошкольном возрасте в том числе составляют такие ценности российского народа, как преданность и любовь к Родине, к её природе, культуре, народу, которые зарождаются у ребенка сотношения к семье, к своим родным людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду. Семья – первая община ребенка, и в ней он должен чувствовать себя равноправным членом, который каждый день вносит в нее свой вклад. Поэтому, формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей.
ВФГОС ДО подчеркнуто,что однимизпринципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а Стандарт - основа для оказания помощи родителям(законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении ихфизического и психическогоздоровья,вразвитиииндивидуальныхспособностейинеобходимойкоррекциинарушенийихразвития.Следовательно, одной из основных задач, стоящих перед педагогами детского сада, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развитияребенка».
Анализируя представленные положения, перед нами, как педагогами детского сада возникла проблема – как привлечь родителей (законных представителей) к образовательному процессу и сделать их активными участниками воспитания своих детей в части реализации его патриотического направления, объединить усилия для обучения и воспитания детей.
Изучая и осуществляя подбор наиболее эффективных методов, приемов, технологий и форм организации обучения и воспитания дошкольников, обратили свое внимание на такую форму организации как «маршрут выходного дня».
Практики отмечают, что «маршрут выходного дня» - это перспективная инновационная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семей и способствует формированию активной жизненной позиции участников образовательных отношений, а также воспитанию у детей патриотических чувств.
В отличие от традиционных встреч и занятий, которые чаще всего проводятся в стенах детского сада, «маршрут выходного дня» предлагает родителям и детям возможность провести время вместе в нестандартной и активной форме. Это мероприятие позволяет объединить всех участников образовательных отношений в интересных и познавательных поездках, прогулках на природе или посещениях различных культурных объектов родного города, региона и/или области. Такая форма работы значительно расширяет возможности педагога в сфере воспитания детей и укрепления семейных отношений. Маршрут выходного дня способствуют формированию у родителей понимания важности участия в жизни своего ребенка, позволяют им не просто наблюдать за тем, как их дети обучаются, но и стать активными участниками этого процесса.
Работая в данном направлении в нашей группе был разработан и реализован краткосрочный детско – родительский проект «Маршрут выходного дня».
Цель Проекта – создание условий для реализации патриотического направления воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом посредством организации маршрутов выходного дня.
Проект был реализован в подготовительной к школе группе в период с 10.01.2025 по 10.02.2025 и предполагал активное участие воспитанников и их родителей (законных представителей).
Идея реализации такого проекта возникла у нас во время организации участия родителей (законных представителей) и детей в акции «Уральскими тропами» в детском саде. Основная задача данного мероприятия заключалась в том, что воспитанникамнашей группы и их родителям (законным представителям) под руководством педагогов группы нужно было найти на территории города Каменск – Уральского и/или за его пределами место, улицу, событие, памятник, коллекцию минералов или другие артефакты, связанные с именем Павла Петровича Бажова. На фоне найденных объектов участники Акции делали совместное семейное фото или снимали небольшой видеоролик, размещали его в групповом чате и кратко рассказывали о найденном объекте или артефакте.
По результатам участия в Акции мы заметили, что наши дети совместно с родителями нашли только один объект в городе, связанный с именем Павла Бажова – улица, названная в его четь. В то время как другие участники постарались и нашли больше объектов, связанных с именем писателя.
Поэтому нами было принято решение о разработке проекта, посвященного достопримечательностям и памятным местам в нашем городе.
На подготовительном этапе нами было организовано и проведено анкетирование родителей (законных представителей) с целью определения их степени заинтересованности в организации и проведении совместного досуга со своими детьми. По результатам анкетирования было установлено, что не все родители понимают важность организации семейного досуга для своего ребенка, многие родители не заинтересованы в организации, проведении или участии в совместных мероприятиях со своим ребенком в течение выходных, т. к. «они устали и хотят отдохнуть», часть родителей в качестве совместных с детьми мероприятий в выходной назвали поход всей семьей в лес, в магазин, в гости к бабушке и дедушке. Сводные результаты анкетирования родителей стали основанием для проведения с родителями цикла консультаций «Организация семейного досуга». Входе одной из таких консультаций познакомили родителей с такой формой организации совместной деятельности взрослых и детей, как маршрут выходного дня, а также рассказали о проекте и предложили поучаствовать в нем всей семьей.
В совместной образовательной деятельности с детьми рассмотрели фото родного города и обсудили, какие достопримечательности и памятные места в родном городе они знают, что они знают об истории их создания, каким событиям они посвящены, где находятся и т. д. Следующим этапом совместной деятельности с детьми стало размещение названных детьми достопримечательностей и памятных мест на карте нашего города. Данная карта была размещена в приемной нашей группы, чтобы родители смогли с ней ознакомиться.
Дети самостоятельно выбрали свой маршрут, исходя из своих интересов и отдаленности объекта от места проживания.
После выбора маршрута обсудили с каждым ребенком отдельно то, что они хотели бы узнать о том или ином месте, объекте. Детские вопросы и пожелания записали и поделились ими с родителями детей. В индивидуальных беседах с родителями обсудили, что взрослый может рассказать ребенку о том или ином памятном месте в городе, как рассказать, где родителю найти более подробную и интересную для ребенка информацию о том или ином месте, объекте. Некоторым родителям посоветовали посетить вместе с ребенком городские библиотеки, краеведческий музей для поиска нужной ребенку информации.
День для осуществления маршрута выходного дня родители и дети выбирали самостоятельно, исходя из своей занятости и возможностей.
По результатам реализации маршрутов выходного дня в группе был организован тематический день, когда каждому ребенку была предоставлена возможность рассказать о своем путешествии, поделиться впечатлениями и новой информацией с другими детьми. В завершении дня мы вместе с детьми отметили на карте города, где они побывали. Рассматривая карту города и заранее подготовленные педагогом фото родного города выяснили с детьми, что это лишь маленькая часть таких мест в Каменск – Уральском и его окрестностях, решили продолжить свои путешествия совместно с родителями.
Чтобы интерес родителей и детей к маршрутам выходного дня не угас, приняли совместное решение продолжить реализацию проекта. В перспективе – организовать маршруты выходного дня в форме квест – игры, посвященные Всемирному дню авиации и космонавтики, Дню Победы.
Реализация проекта «Маршрут выходного дня» позволилавоспитывающим взрослым (педагогам и родителям) развивать у детей представления о родном городе, его достопримечательностях и памятных местах, знакомить со смыслом некоторых из них; способствовала поддержанию у участников образовательных отношений любознательности в отношении родного города, интереса, почему именно так устроен город, в котором мы проживаем, активной деятельностной позиции детей – непосредственное познание достопримечательностей родного города во время совместных прогулок детей и взрослых, проявлению у детей (и не только!) чувства удивления, восхищения увиденным, событиями прошлого и настоящего.
Стоит отметить, что маршрут выходного дня способствовал формированию у детей позитивного отношения к совместному времяпрепровождению с родителями. Для ребенка это не просто очередное образовательное мероприятие, а время, проведенное вместе с близкими в атмосфере радости и позитива. Это помогает формировать у ребенка чувство уверенности, спокойствия и удовлетворения от того, что родители активно участвуют в его жизни.
Мы считаем, что маршрут выходного дня представляет собой интересную современную модель практической деятельности педагога по привлечению родителей к активному участию в образовательном процессе и является эффективной нетрадиционной формой работы с родителями и детьми в части реализации патриотического направления воспитания дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.