Маршрутная карта для учащихся к уроку по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре"
Оценка 4.7

Маршрутная карта для учащихся к уроку по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре"

Оценка 4.7
Контроль знаний +2
docx
русская литература
9 кл—10 кл
28.03.2020
Маршрутная карта для учащихся к уроку по рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре"
Творческие задания для учащихся к рассказу_Человек в футляре_ А.Чехова. Подольская И.А..docx

Краткая биография Чехова, самое главное в творчестве Антона ...                     Антон Павлович Чехов
                   «Человек в футляре»

А.П. Чехов получал письма от читателей, которые благодарили его за то, что рассказ «разбудил» их, они поняли опасность беликовской заразы, поняли, что живут «под колпаком»
«Вся Россия показалась мне в футляре».

 

Подольская Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей

 

почитатели грамотности: Паутинка ассоциаций, кластер, интеллект-картаЗадание: создайте интеллект-карту «Личность и творчество А.П. Чехова» ( ↓ или создайте органайзер). с.261-266 учебника

В интеллект-карте освятите следующие вопросы:

1.      Когда и где родился  А.П. Чехов.

2.      Кто были родители Чехова, были ли братья и сестра?

3.      Где учился, какое получил образование.

4.      Когда начал литературную деятельность.

5.      В каких направлениях работах.

6.      Что и сколько написал.

7.      Как оценивают критики, литературоведы его  как писателя.

8.      Приведите  крылатые выражения из рассказов.

9.      Личная жизнь А.П. Чехова.

10.  Значение творчества/личности А.П. Чехова в художественной литературе.

 

В работе необходимо использовать цвет, помним о высоте букв, символике; в карту можно добавить рисунки личные или сканированные.

 

 «ДА – НЕТ»  с.266-273 учебника

Задание:  ответьте на поставленные вопросы однозначным ответом «да» или «нет»:

 

Вопросы по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре»

ДА

НЕТ

1

Беликов – это тип, совмещающий в себе психологические и социально обусловленные черты одновременно

+

 

2

Беликов обрисован как рак-отшельник, стремящийся укрыться, спрятаться от устрашающей живой жизни

+

 

3

«О, как звучен, как прекрасен греческий язык» - говорил Беликов. Эта фраза написана 4-х стопным ямбом (нет 7-ми стопный хорей)

 

+

4

В гимназию, на свою работу, Беликов ходил как на праздник
(нет, с отвращением и страхом)

 

+

5

Главный герой боится сам рассуждать и решать, ориентируется только на то, что позволяется в особых циркулярах и газетных статьях

+

 

6

Все, по поводу чего не имеется официального суждения приводило (не запрещено, но и не разрешено) его в восторг

 

+

7

Беликова от его образа жизни спасает любовь к Вареньке (гроб)

 

+

8

Воплощением живой жизни стали прибывшие в гимназию брат и сестра Коваленко

+

 

9

Основные действия происходят в городе С

+

 

10

Про Беликова можно сказать словами Салтыкова-Щедрина «Жил дрожал, умирал – дрожал»

+

 

11

Речь Беликова была насыщена канцеляризмами

+

 

12

Беликов по-настоящему увлекся Варенькой и решил во чтобы то ни стало жениться на этой свободной девушке.

 

+

13

Идея женитьбы, внушенная Беликову, повергает его в такую изнурительную тревогу, что он похудел, побледнел, не спал все ночи и ещё глубже ушел в свой футляр

+

 

14

После падения и хохота Вареньки Беликов прежде всего все рассказал директрисе, и только потом пошел домой
(прежде всего убрал со стола портрет Вареньки)

 

+

15

Во время похорон на улице стояла жара, светило яркое солнце, на небе ни облачка

 

+

16

Когда Беликова похоронили, все почувствовали удовольствие, похожее на то, «какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому…»

+

 

17

Беликов никого не боялся, поэтому командовал в гимназии, городе …

 

+

18

Даже город боялся этого «человека в футляре»

+

 

19

А.П. Чехов не только передал приметы времени Александра III:  господство «запретов на всё», высматривание, доносы, пресекание «странного образа мыслей» и как итог – добровольный, рабский, всеобщий страх

+

 

20

В рассказе поднята независящая от исторических условий, общечеловеческая проблема свободы, живой жизни для каждой личности и общества в целом

+

 

21

На похоронах Беликова, по случаю дождливой погоды, «все были в калошах и с зонтами»

+

 

 

Ответы на поставленные вопросы по заданию «ДА-НЕТ»

 

№ вопроса/ ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

да

да

нет

нет

да

нет

нет

да

да

да

да

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

нет

да

нет

нет

нет

нет

да

да

да

да

 

 

Задание: определить символику названия рассказа «Человек в футляре» А.П. Чехова.
Обратить внимание на прямой и переносный смыслы (цитирование обязательно).

1.      Футляр, как конкретный предметный образ в сюжете;

2.      Футляр, как аллегория.

3.      Почему автор выносит образ-предмет в название произведения?

Опережающее задание.    Подготовить дополнительные сведения о рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».

Теория литературы 
Аллегория 
иносказательное изображение абстрактного понятия или явления.

Иносказание - Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория.

"Говорить иносказаниями"

 

 

Задание: создайте сравнительную характеристику рассказов (Диаграмма Венна) рассказов Н.В.  Гоголя «Шинель» и А.П. Чехова «Человек в футляре» (цитирование обязательно)

 

ФРАГМЕНТ   ТАБЛИЦЫ

Николай Васильевич  Гоголь
«Шинель»

художественное произведение

Антон Павлович Чехов
«Человек в футляре»

188___г.

год написания

188___г.

 

жанр

 

 

признаки жанра

 

 

построение сюжета

 

 

тема/мотивы

 

 

идея

 

 

герои

 

 

язык произведения

 

 

числовые символы

 

 

роль детали в произведении

 

 

мораль

 

 

Задание: перечитайте еще раз рассказа «Человек в футляре» А.П. Чехова.

Задумайтесь над проблемным вопросом: «Есть ли Беликовы сегодня? Сколько еще таких Беликовых?  Сформулируйте вывод. Ответ оформите в таблице «Фишбоун».
Голова – проблемный вопрос.

Хвост – вывод зафиксируйте в хвосте рыбы, аргументируйте его.

Верхние косточки – доводы «против», нижние косточки – аргументы «за», используйте цитаты 2-й главы (не менее 3-х доводов и аргументов).

 

проблемный ?вывод

 

 

 

 

Задание: перечислите все художественные детали рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Какова роль художественной детали в рассказах Чехова.  с.269-270, 272 учебника

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание А: Какое чувство вызывает Беликов – жалость или презрение? Обоснуйте свой ответ, используя технологию ПОПС-формула. Обозначьте свою точку зрения, подтвердив её словами из текста.   с.270 учебника

ПОПС-формулы:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – объяснение «Потому что…»

П – примеры «В качестве доказательства приведу несколько примеров…»

С – следствие «Исходя из выше сказанного я делаю вывод…»

 

Задание Б: проанализируйте  поведение учителей гимназии, горожан. Правы ли они? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста. с.270 учебника

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – объяснение «Потому что…»

П – примеры «Я могу это доказать на примере…»

С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»

 

Задание В: проанализируйте взгляд на женитьбу Беликова. Почему стал ухаживать за Варенькой? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста. с.270 учебника

Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:

П – позиция «Я считаю, что…»

О – объяснение «Потому что…»

П – примеры «Я могу это доказать на примере…»

С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»

 

Задание: составить синквейны и диаманты «Беликов», «Варенька Коваленко». с.270 учебника

Составляем диаманту - Форум для учителей

1 строка –  существительное (тема)        

2 строка –   определение - 2 прилагательных

3 строка –   действие – 3 причастия

4 строка –   ассоциации – 4 существительных к теме

5 строка –   действие – 3 причастия

6 строка –   определение - 2 прилагательных

7 строка –   контекстуальный синоним к теме

 

 

Литература

1.      Русская литература: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.М. Мучник, А.С. Нусупбекова. – Алматы: Атамура, 2019. – 304с.

 

 

 

 


 

Антон Павлович Чехов «Человек в футляре»

Антон Павлович Чехов «Человек в футляре»

Идея женитьбы, внушенная Беликову, повергает его в такую изнурительную тревогу, что он похудел, побледнел, не спал все ночи и ещё глубже ушел в свой футляр…

Идея женитьбы, внушенная Беликову, повергает его в такую изнурительную тревогу, что он похудел, побледнел, не спал все ночи и ещё глубже ушел в свой футляр…

Задание: перечитайте еще раз рассказа «Человек в футляре»

Задание: перечитайте еще раз рассказа «Человек в футляре»

О – объяснение «Потому что…»

О – объяснение «Потому что…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2020