Антон Павлович Чехов
«Человек в футляре»
А.П.
Чехов получал письма от читателей, которые благодарили его за то, что рассказ
«разбудил» их, они поняли опасность беликовской заразы, поняли, что живут «под
колпаком»
«Вся Россия показалась мне в футляре».
Подольская Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Экономический лицей» ВКО г.Семей
Задание: создайте интеллект-карту «Личность и творчество А.П. Чехова» ( ↓ или создайте органайзер). с.261-266 учебника
В интеллект-карте освятите следующие вопросы:
1. Когда и где родился А.П. Чехов.
2. Кто были родители Чехова, были ли братья и сестра?
3. Где учился, какое получил образование.
4. Когда начал литературную деятельность.
5. В каких направлениях работах.
6. Что и сколько написал.
7. Как оценивают критики, литературоведы его как писателя.
8. Приведите крылатые выражения из рассказов.
9. Личная жизнь А.П. Чехова.
10. Значение творчества/личности А.П. Чехова в художественной литературе.
В работе необходимо использовать цвет, помним о высоте букв, символике; в карту можно добавить рисунки личные или сканированные.
«ДА – НЕТ» с.266-273 учебника
Задание: ответьте на поставленные вопросы однозначным ответом «да» или «нет»:
№ |
Вопросы по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре» |
ДА |
НЕТ |
1 |
Беликов – это тип, совмещающий в себе психологические и социально обусловленные черты одновременно |
+ |
|
2 |
Беликов обрисован как рак-отшельник, стремящийся укрыться, спрятаться от устрашающей живой жизни |
+ |
|
3 |
«О, как звучен, как прекрасен греческий язык» - говорил Беликов. Эта фраза написана 4-х стопным ямбом (нет 7-ми стопный хорей) |
|
+ |
4 |
В
гимназию, на свою работу, Беликов ходил как на праздник |
|
+ |
5 |
Главный герой боится сам рассуждать и решать, ориентируется только на то, что позволяется в особых циркулярах и газетных статьях |
+ |
|
6 |
Все, по поводу чего не имеется официального суждения приводило (не запрещено, но и не разрешено) его в восторг |
|
+ |
7 |
Беликова от его образа жизни спасает любовь к Вареньке (гроб) |
|
+ |
8 |
Воплощением живой жизни стали прибывшие в гимназию брат и сестра Коваленко |
+ |
|
9 |
Основные действия происходят в городе С |
+ |
|
10 |
Про Беликова можно сказать словами Салтыкова-Щедрина «Жил дрожал, умирал – дрожал» |
+ |
|
11 |
Речь Беликова была насыщена канцеляризмами |
+ |
|
12 |
Беликов по-настоящему увлекся Варенькой и решил во чтобы то ни стало жениться на этой свободной девушке. |
|
+ |
13 |
Идея женитьбы, внушенная Беликову, повергает его в такую изнурительную тревогу, что он похудел, побледнел, не спал все ночи и ещё глубже ушел в свой футляр |
+ |
|
14 |
После
падения и хохота Вареньки Беликов прежде всего все рассказал директрисе, и
только потом пошел домой |
|
+ |
15 |
Во время похорон на улице стояла жара, светило яркое солнце, на небе ни облачка |
|
+ |
16 |
Когда Беликова похоронили, все почувствовали удовольствие, похожее на то, «какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому…» |
+ |
|
17 |
Беликов никого не боялся, поэтому командовал в гимназии, городе … |
|
+ |
18 |
Даже город боялся этого «человека в футляре» |
+ |
|
19 |
А.П. Чехов не только передал приметы времени Александра III: господство «запретов на всё», высматривание, доносы, пресекание «странного образа мыслей» и как итог – добровольный, рабский, всеобщий страх |
+ |
|
20 |
В рассказе поднята независящая от исторических условий, общечеловеческая проблема свободы, живой жизни для каждой личности и общества в целом |
+ |
|
21 |
На похоронах Беликова, по случаю дождливой погоды, «все были в калошах и с зонтами» |
+ |
|
Ответы на поставленные вопросы по заданию «ДА-НЕТ»
№ вопроса/ ответ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
да |
да |
нет |
нет |
да |
нет |
нет |
да |
да |
да |
да |
|
|
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
|
|
нет |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
да |
да |
да |
да |
Задание:
определить символику названия рассказа «Человек в футляре» А.П.
Чехова.
Обратить внимание на прямой и переносный смыслы (цитирование обязательно).
1. Футляр, как конкретный предметный образ в сюжете;
2. Футляр, как аллегория.
3. Почему автор выносит образ-предмет в название произведения?
Опережающее задание. Подготовить дополнительные сведения о рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре».
Теория
литературы
Аллегория – иносказательное
изображение абстрактного понятия или явления.
Иносказание - Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория.
"Говорить иносказаниями"
Задание: создайте сравнительную характеристику рассказов (Диаграмма Венна) рассказов Н.В. Гоголя «Шинель» и А.П. Чехова «Человек в футляре» (цитирование обязательно)
ФРАГМЕНТ ТАБЛИЦЫ
Николай
Васильевич Гоголь |
художественное произведение |
Антон
Павлович Чехов |
188___г. |
год написания |
188___г. |
|
жанр |
|
|
признаки жанра |
|
|
построение сюжета |
|
|
тема/мотивы |
|
|
идея |
|
|
герои |
|
|
язык произведения |
|
|
числовые символы |
|
|
роль детали в произведении |
|
|
мораль |
|
Задание: перечитайте еще раз рассказа «Человек в футляре» А.П. Чехова.
Задумайтесь над проблемным вопросом:
«Есть ли Беликовы сегодня? Сколько еще таких Беликовых? Сформулируйте вывод.
Ответ оформите в таблице «Фишбоун».
Голова – проблемный вопрос.
Хвост – вывод зафиксируйте в хвосте рыбы, аргументируйте его.
Верхние косточки – доводы «против», нижние косточки – аргументы «за», используйте цитаты 2-й главы (не менее 3-х доводов и аргументов).
Задание: перечислите все художественные детали рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре». Какова роль художественной детали в рассказах Чехова. с.269-270, 272 учебника
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание А: Какое чувство вызывает Беликов – жалость или презрение? Обоснуйте свой ответ, используя технологию ПОПС-формула. Обозначьте свою точку зрения, подтвердив её словами из текста. с.270 учебника
ПОПС-формулы:
П – позиция «Я считаю, что…»
О – объяснение «Потому что…»
П – примеры «В качестве доказательства приведу несколько примеров…»
С – следствие «Исходя из выше сказанного я делаю вывод…»
Задание Б: проанализируйте поведение учителей гимназии, горожан. Правы ли они? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста. с.270 учебника
Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:
П – позиция «Я считаю, что…»
О – объяснение «Потому что…»
П – примеры «Я могу это доказать на примере…»
С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»
Задание В: проанализируйте взгляд на женитьбу Беликова. Почему стал ухаживать за Варенькой? Как это связано с общей проблемой рассказа? Выскажите свою точку зрения, подтвердив её цитатами из текста. с.270 учебника
Свой ответ оформите в виде ПОПС-формулы:
П – позиция «Я считаю, что…»
О – объяснение «Потому что…»
П – примеры «Я могу это доказать на примере…»
С – следствие «Таким образом я делаю вывод…»
Задание: составить синквейны и диаманты «Беликов», «Варенька Коваленко». с.270 учебника
1 строка – существительное (тема)
2 строка – определение - 2 прилагательных
3 строка – действие – 3 причастия
4 строка – ассоциации – 4 существительных к теме
5 строка – действие – 3 причастия
6 строка – определение - 2 прилагательных
7 строка – контекстуальный синоним к теме
Литература
1. Русская литература: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы/ В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.М. Мучник, А.С. Нусупбекова. – Алматы: Атамура, 2019. – 304с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.