Машинист крана — профессионал, работающий на высоте.

  • docx
  • 09.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Машинист крана — профессионал, работающий на высоте (1).docx

Машинист крана — профессионал, работающий на высоте.

Петрова Ираида Михайловна,

преподаватель спецдисциплин, 

ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех»

 

"В современном мире самым успешным будет не самый умный, не самый быстрый и не самый сильный. Самым успешным будет тот, кто умеет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, поэтому необходимо стремиться к стабильности, но и не бояться перемен"

Кьелл Нордстрем

 

Улучшение качества образования — одна из ключевых задач не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы включает модернизацию образовательной программы, оптимизацию методов и технологий обучения и, конечно, пересмотр целей и результатов образования.

В сфере образования наблюдается радикальное изменение подхода к оценке результатов обучения, когда вместо понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура» и «воспитанность» акцент делается на компетенциях и компетентности учащихся. Таким образом, компетентностный подход становится ключевым элементом образования.

Компетентность — это глубокие познания в определённой сфере. Человек, обладающий этим качеством, хорошо разбирается в своём деле, то есть компетентность обычно связана с профессионализмом специалиста, который обладает исчерпывающими знаниями в конкретной профессиональной области.

В наше время предприниматели ценят не только профессиональные навыки, которые часто ассоциируются с материальными операциями, но и компетентность, представляющую собой сочетание различных способностей индивида:

- квалификации;

- социального поведения;

- умения работать в команде;

- инициативности и готовности идти на риск.

 Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании в процессе обучения машиниста крана необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных педагогов.

Виды компетенций:

1. Ценностно-смысловые компетенции включают в себя:

- ориентацию на ценности;

- способность понимать и оценивать окружающий мир;

- определять свою роль и цели, а также делать выбор и принимать решения.

 Эти компетенции влияют на индивидуальное развитие и образовательную стратегию человека.

2.Общекультурные компетенции:

- познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

- духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

- культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

- роль науки и религии в жизни человека;

- компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Сюда же относится опыт освоения обучающимся картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3.Учебно-познавательные компетенции:

- совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.

Это подразумевает умение ставить цели, планировать, анализировать, рефлексировать и оценивать свои достижения. Обучающийся развивает творческие навыки, такие как поиск знаний в реальном мире, решение учебных проблем и действия в необычных ситуациях при изучении определённых предметов.

В контексте этих компетенций устанавливаются требования функциональной грамотности, такие как способность различать факты и предположения, овладение методами измерения и использование вероятностных, статистических и других способов познания.

4.Информационные компетенции:

- умения работать с информацией в рамках учебных дисциплин и образовательных областей, а также во внешнем окружении;

- осведомлённость о современных информационных средствах;

- умение искать, анализировать, отбирать нужную информацию, преобразовывать её, сохранять и передавать.

5.Коммуникативные компетенции:

- знание языков и способов общения с окружающими людьми на расстоянии;

- навыки работы в команде и сотрудничества с другими людьми.

Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:

- теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;

- практика – в процессе изучения темы развиваются умения и навыки, а также происходит практическое и быстрое применение полученных знаний в конкретных ситуациях;

- воспитание – способствует формированию нравственных ценностей, категорий и оценок, которые могут быть сформированы на основе предоставленного материала.

Цели образования с точки зрения компетентностного подхода включают умение выбирать источники информации, находить оптимальные способы достижения целей, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою работу. Также важно ориентироваться в ключевых вопросах современного мира (экономика, политика, межкультурное взаимодействие и т. д.) и уметь решать проблемы, которые являются общими для разных видов профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение приобретает новые формы благодаря компетентностному подходу. Его принципы направлены на то, чтобы воспитать независимых и уверенных в себе людей, обладающих необходимыми навыками для успешной жизни, самореализации и реализации своего потенциала.

Цели обучения должны быть направлены на развитие у обучающихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения и новых методик проверки эффективности обучения.

В современном мире изменения происходят так быстро, что люди не всегда успевают адаптироваться к ним. То, что ещё недавно считалось невозможным, сегодня становится реальностью. Что ожидает нас через 15 лет: изоляция или глобальное общение в интернете? Что принесёт удалённая работа: свободу и независимость или круглосуточный рабочий день? Какие навыки и знания потребуются нам, какие профессии появятся, а какие исчезнут?

Все профессии нужны, все профессии важны – такого принципа придерживается Reconomica, и старается осветить для вас как можно больше нюансов разных специальностей, от программиста до слесаря-сантехника.

Сегодня список рабочих специальностей пополнит редкая профессия, требующая физической выносливости и ювелирной точности, но при этом считающаяся на постсоветском пространстве скорее женской, чем мужской – машинист крана.

Первый кран с двигателем был построен в 1827 году. С той поры началась эпоха развития различных модификаций этого полезного изобретения. В наше время цивилизация продвинулась вплоть до создания роботов, а люди все так же строят, но делают это при помощи грузоподъемных машин: башенных кранов.

Название профессии «машинист» происходит из немецкого языка, от слова maschine, что значит «машина». Соответственно, машинист — это тот, кто управляет машинами, в нашем случае — кранами.

Работа машиниста крана заключается в управлении самодвижущимися подъемными механизмами, в ходе которого выполняются работы по: перемещению груза в требуемое место. Башенные краны — это невероятно полезное оборудование, которое находит применение в различных отраслях промышленности. Они являются незаменимыми помощниками на строительных площадках, обеспечивая эффективный подъем и перемещение грузов. Одним из основных потребителей башенных кранов является строительная отрасль. Ведь без них практически невозможно представить себе строительство высотных зданий, мостов, туннелей и других сооружений. Башенные краны обеспечивают подъем и перемещение строительных материалов, таких как бетонные блоки, стальные конструкции и другие грузы, которые не могут быть перенесены вручную. Благодаря своей высоте и грузоподъемности, башенные краны позволяют строителям работать на больших высотах и эффективно управлять грузами.

Для того, чтобы работать машинистом башенного крана, нужно знать основы геометрии и физики, и не бояться высоты. Одно резкое движение может привести к аварии, поэтому к работе крановщика нельзя допускать нервных людей.

Чтобы управлять этим механизмом, нужен высококвалифицированный специалист, который хорошо разбирается в работе башенного крана и может выполнять задачи точно и без риска для безопасности.

Основная трудность этой профессии связана не с манипулированием тяжёлыми механизмами, а с контролем своего внутреннего состояния. Машинисту необходимо настраивать себя перед каждым сеансом работы с краном — быть собранным и сконцентрированным!

К сожалению, несчастные случаи иногда происходят, поэтому машинисту важно сохранять концентрацию и быстро реагировать. Стрессоустойчивость и организованность — важные качества для специалиста в этой области.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности машиниста крана, крановщика:

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

· хорошее физическое здоровье;

· хорошее зрение;

· хорошая координация движений;

· точный глазомер;

· концентрация внимания;

· хорошая моторная память.

· выносливость;

· усидчивость;

· ответственность;

· внимательность;

· уравновешенность;

· аккуратность.

В последние годы система профессионального образования претерпела значительные изменения: ведётся активный поиск наиболее результативных методов обучения, расширяется спектр обязанностей педагогов и возникают новые специальности. Учебное оборудование, учебные материалы и методические комплексы обновляются, образовательные технологии находятся в центре внимания.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с профессиональным развитием будущих специалистов и организацией их педагогической практики. Производственное обучение и практика на предприятиях являются завершающими этапами подготовки квалифицированных рабочих. В этот период продолжается формирование и оттачивание навыков, которые определяют профессиональное мастерство и моральный облик работников.

В процессе учёбы студенты изучают основы профессии, и основная задача обучения — развитие навыков и профессиональных компетенций при освоении различных приёмов, операций и их комбинаций в комплексных работах. Однако перед началом стажировки на предприятии студентам техникума следует ознакомиться с некоторыми видами работ, которые станут своего рода подготовкой к освоению основных профессиональных навыков.

В последнее время большое значение придаётся предварительному обучению студентов навыкам управления и настройки сложного оборудования с использованием тренажёров и симуляторов.

Лаборатории оборудованы всем необходимым: инструментами, приспособлениями и техникой. Здесь готовят специалистов, способных выполнять работу согласно ФГОС.

На повышение качества профессиональной подготовки обучающихся влияют следующие факторы:

А) качественная подготовка учителя к уроку заключается в планировании каждого этапа с учётом мотивации учеников, актуализации их знаний и умений, а также демонстрации практических навыков;

Б) применение документации письменного инструктирования, её качественная разработка;

В) качественная отработка междисциплинарных связей;

Г) осуществление индивидуального подхода и учет особенностей, обучающихся;

Д) объективная оценка выполнения упражнений.

Что должен уметь обученный и аттестованный машинист крана по управлению краном?

Обученный и аттестованный крановщик по управлению краном должен уметь:

 – управлять грузоподъемным краном, оснащенным различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ;

– производить демонтаж, погрузку краном на транспортные средства и монтаж;

– выполнять при проведении текущего ремонта кранов (совместно с бригадой слесарей-монтажников) слесарные работы, проводить техническое обслуживание и текущий ремонт крана;

– ремонтировать, крепить, регулировать и смазывать механизмы крана перед пуском, в течение рабочей смены и после нее;

 – определять по внешнему виду название, основные размеры и массу поднимаемого груза, правильность и надежность строповки, а также надежность самих стропов и узлов, сплеток и соединений;

– обнаруживать и своевременно устранять возникающие в процессе эксплуатации кранов неисправности;

 – определять пригодность смазочных материалов по внешним признакам и хранить их;

– читать чертежи, разбираться в кинематических и электротехнических схемах;

 – вести учет работы крана по установленной форме;

 – принимать и сдавать смену;

 – бережно обращаться с инструментом и механизмами;

– применять передовые методы выполнения работ, организации труда и рабочего места, выполнять установленные нормы выработки;

 – соблюдать требования безопасности труда, гигиены труда и производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка.

Профессиональная деятельность разделяется на разные виды в соответствии с профессиональным разделением труда: технологический, организационно-управленческий, научно-исследовательский, проектно-конструкторский и педагогический.

Для квалифицированных рабочих по специальности «машинист крана» третьего и четвёртого разряда организационная деятельность предполагает:

- соблюдение правил безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

- заполнение технической документации по управлению краном и запись наблюдений во время погрузки и разгрузки;

- правильную организацию рабочего места в кране.

Технологическая деятельность включает в себя управление краном, выявление и устранение возникающих в процессе эксплуатации оборудования неполадок.

Перспективы профессии

С трудоустройством по специальности «Машинист крана» не будет проблем, ведь в каждом городе есть потребность в строительстве или производстве чего-либо. Однако, этой профессией необходимо овладеть со всей ответственностью, потому что груз может быть малопригоден для транспортирования или оказаться травмоопасным.

Высокая заработная плата и наличие неплохих льгот привлекает к выбору профессии «Машинист крана» не только мужчин, но и женщин. Как показывает практика, женщина - крановщица отлично справляется со своими профессиональными обязанностями.

Если у вас есть тяга к управлению механизмами, отдайте предпочтение профессии «Машинист крана», выберите одно из предприятий страны и работайте для финансового обеспечения себя, близких и блага Родины. Каждый человек может проявить себя в этой сфере, самое важное — чтобы было желание!

Заключение

Башенные краны — это важное оборудование, которое находит применение в различных сферах деятельности. Они являются незаменимыми помощниками на строительных площадках, в промышленности и в грузоперевозках. Благодаря своей высоте и грузоподъемности, башенные краны обеспечивают эффективный подъем и перемещение грузов, что делает их незаменимыми помощниками для многих предприятий и организаций. 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.      ФГОС СПО по профессии 190629.07 Машинист крана (крановщик)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29674)

2.       Компетентностный подход в образовании URL: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/kompetentnostnyy-podhod-v-obrazovanii

3.      Методика разработки Фондов оценочных средств Основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-505834.html?page=2


 

4.