Цель:
Образовательная: понятие массы; устройство лабораторных рычажных весов; правила взвешивания, научиться собирать весы; определять массу тела при помощи весов.
Развивающая: Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память.
Воспитательная: воспитание культуры учебного труда. Тема урока: Масса тела. Эталон массы. Весы.
Лабораторная работа «Измерение массы тела».
Цель урока:
Образовательная: понятие массы; устройство лабораторных рычажных весов; правила взвешивания, научиться собирать весы; определять массу тела при помощи весов.
Развивающая: Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память.
Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.
Тема урока: Масса тела. Эталон массы. Весы.
Лабораторная работа «Измерение массы тела».
Цель урока:
Образовательная: понятие массы; устройство лабораторных рычажных
весов; правила взвешивания, научиться собирать весы; определять массу тела
при помощи весов.
Развивающая: Развивать логическое мышление, вычислительные
навыки, память.
Воспитательная: воспитание культуры учебного труда.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами естественных наук; воспитание ответственного отношения к природе,
осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому
образу жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.
Метапредметные результаты:
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает
в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать
собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных
учебных достижений; освоение приемов исследовательской деятельности:
формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его
плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов,
формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов
работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников
информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические
издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной
жизненной ситуацией;
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере - формирование представлений о
естествознании как одном из важнейших способов познания человеком
окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере - расширение и систематизация знаний о
многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о
взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами;; освоение
базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарныхисследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения
практических задач в повседневной жизни;
в эстетической сфере - приводить примеры, дополняющие научные данные
образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
Оборудование:
компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивный комплекс Teach
Touch, интерактивная доска, интерактивный планшет, компьютеры,
презентация по теме урока, заготовки для интерактивного комплекса по теме
«Масса», весы, набор гирь, цилиндры металлические (алюминий, свинец), ЭУ
«Физика 7 класс», набор ОК – 4, лабораторная работа № 2 «Измерение массы
тела» для всех учащихся, тест № 3.
«Я мыслю,
следовательно, я существую».
(Французский философ и
математик Декарт)
І. Организационный момент
Ход урока.
- Здравствуйте, прошу садиться. Проверьте всё ли готово к уроку.
Откройте тетради. Запишите число.
Эпиграфом к уроку являются слова мудреца – Фирдоуси, жившего в 10
веке н.э.
Слайд 1.
Науку все глубже постигнуть стремись,
2Познанием вечно жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет
Узнаешь предела для знания – нет.
К словам разумным ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знания обрести.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа".
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на
службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше,
является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может
обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим,
может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. Но для этого надо прежде всего
усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике.
ІІ. Проверка знаний.
- Сейчас мы с вами будем не просто учениками, а превратимся в великих
учёных. 1 группа - экспериментаторы , 2 группа – мыслители, 3 группа –
компьютерные гении, 4 группа – исследователи.
Какая тема у нас была на прошлом уроке?
Какие агрегатные состояния вещества вам известны.
О том, как вы усвоили материал мы сейчас с вами выясним.
1 группа – мы работаем с вами с интерактивной доской.
2 группа самостоятельная работа (письменно), 1 человек у интерактивного
комплекса.
3 группа – компьютерное тестирование (приложение 1).
34 группа – работа в Интернете (поиск информации о единицах измерения
массы) – 3 человека.
1 группа (фронтальная работа): Назовите отгадку и
определите, что это физическое тело, вещество или физическое
явление.
· Нас окружают различные предметы. Это..... (тела)
· Все тела состоят из различного...... (вещества).
Слайд 2
- Перед вами стоит задача определить, где тело, а где вещество.
«Физические ошибки в рассказе».
Встретились однажды два друга — Коля и Витя. Стали они друг перед
другом знаниями хвастаться, которые они приобрели, изучая физику. «Я знаю
— говорит Коля, — что мельчайшая частица вещества — это молекула».
"Подумаешь!"- отвечает Витя. А ты знаешь, что молекулы можно увидеть в
обычный микроскоп?« — спрашивает Коля. «Конечно, — говорит Витя. А ты
знаешь, что чем меньше скорость движения молекул, тем выше температура
тела?» «Еще бы не знать! — отвечает Коля, — это каждому известно! А ты
знаешь, что существует три состояния вещества?» «Конечно знаю, —
улыбнулся Витя. Я даже знаю их свойства. Жидкости сохраняют объем, но
меняют форму, газы не сохраняют объема и формы, а твердые тела
сохраняют форму, но меняют объем». «Ты ничего не перепутал? — спросил
Коля. «Нет, конечно», — ответил Витя.
Карточка № 1
Прочитайте отрывок из сказки «Снежная королева».
а)
Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся,
собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул и поглядел в маленький,
оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки,
одна из них, побольше, упала на край цветочного горшка и начала
расти.
б)
Перечислите физические явления, которые встретились в
этом
отрывке . (Порхали снежинки, одна упала, начала расти...)
в)
Ответьте на вопрос « Что такое физическое явление?»
4Карточка № 2
а) Прочитайте следующий отрывок из сказки « Снежная королева»
Санки его точно приросли к большим саням продолжали нестись
вихрем. Кай громко закричал - никто его не услышал! Снег валил, санки
мчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы.
Перечислите физические тела, о которых говорится в
б)
отрывке.
(Ответ: Санки, сани, снег, мальчик Кай.)
в) Ответьте на вопрос « Что такое физическое тело?»
Внимание! Сейчас загадки.
Ответ для них бывает краткий.
Найдя отгадку, не спешите,
Агрегатность укажите.
Где-то жидкость, где-то газ,
Расскажите мне сейчас.
Твёрдым тело может быть,
Постарайтесь не забыть.
- Подумайте и распределите все объекты по 3 агрегатным состояниям.
Слайд 3
Задание для 2 группы (самостоятельная работа, письменно, 1 человек у доски):
Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух,
кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.
Ве
щества
Я
вления
Физ
ические
тела
Стул
Звезда
Компас
Воздух
Древес
ина
Железо
Кислород
Масло
Дождь
Ветер
Молния
Землетр
ясение
Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли
случившееся назвать явлением? (Да.)
5Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили
им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго
волшебника физическим явлением? (Нет.)
Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину
погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются.
Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики
и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя
производил наблюдения, а Коля ставил опыты).
Вопросы для устного опроса:
В? Как в науке называются все тела, которые находятся на земле?
О! Все тела, которые находятся на Земле, называются физическими телами.
В? Скажите, обладают ли физические тела формой и объемом?
О! Да, физические тела обладают формой и объемом. Объем и форма
физического тела могут изменяться.
- И так, мы уже знаем, что физическое тело имеет форму и объем, но каждое
физическое тело обладает еще одной физической величиной.
ІІІ. Актуализация знаний
Сегодня мы с вами будем знакомиться с новой физической величиной,
которой обладают все тела от элементарных частиц до галактик. Модницы
пытаются её уменьшить, спортсмены (хоккеисты, атлеты и др), её
увеличивают, балерины, спортсмены фигуристы должны следить за тем чтобы
она не менялась. Уметь определять её должны и домохозяйки, и учёные, и
строители и продавцы, и врачи, и повара . Чтобы узнать что это за величина
мы должны разгадать кроссворд.
Найдите вопросы кроссворда на столе.
1 группа: Вопросы кроссворда:
1. Мельчайшая частица вещества.
2. Частицы, из которых состоит молекула.
3. Физическая величина, характеризующая быстроту движения тела.
4. Явление, благодаря которому можно стирать, умываться.
5. Древнегреческий учёный, который ввёл слово “физика” в науку.
Слайды 4-9
ІV. Объяснение нового материала.
6Слайд 10 Тема нашего урока: Масса тела. Эталон массы. Весы.
Записываем число, классная работа, тему урока в тетрадь.
Прошу вас сформулировать для себя цель урока. Цель должна начинать
словами:
“Я должен узнать ....”
“Я должен научиться....” (слайд 11) (Учащиеся отвечают)
После как все высказываются, подвожу итог: Слайды 12-13
Я должен узнать:
Как обозначается физическая величина – масса;
В каких единицах измеряется;
При помощи какого прибора определяется
Я должен научиться
Определять массу тел с помощью весов.
Слайд 14
- Вы уже знаете, что если на тело (зеленый шарик) действует другое
тело (красный шарик), то оно изменяет свою скорость. Говорят, что первое
тело подействовало на второе.
Определение: Действие тел друг на друга называют взаимодействием.
!!! При взаимодействии оба тела меняют свою скорость.
Слайд 15
Примеры:
Человек прыгнул с лодки, значит, он приобрел скорость. Но лодка тоже
изменила свою скорость – она отплыла назад.
При стрельбе из пушки и пушка, и снаряд приобретают скорости: снаряд
летит вперед, пушка откатывается назад.
7- Выясним, от чего зависит изменение скорости тел при их
взаимодействии? Давайте проверим нашу гипотезу на опыте.
- Давайте с вами пронаблюдаем следующий эксперимент.
Демонстрационный опыт из ЭУ «Физика 7 класс» о массе
Говорят, что одно тело тяжелее другого, т. е. дольше стремится
сохранить свою скорость), одно тело массивнее другого, т. е. имеет большую
массу.
Слайд 16 Опыт: приводим во взаимодействие две тележки.
Ваши предположения, что будет происходить. Почему? (обсуждение)
У тележек разные массы, та, что легче получила большую скорость.
Слайд 17
- Масса это свойство тела. Ма'сса (от греч.) — кусок, глыба, ком
Масса - основная физическая величина.
Масса обозначается латинской буквой m (эм) слайд 18
Масса как научный термин была введена И. Ньютоном. Слайд 19
- Если тело поднять над землей и отпустить, то оно упадет на землю.
Какое тело быстрее достигнет земли: сухой листочек от дерева
или камень, если они подняты на одинаковую высоту? Проверь. От чего это
зависит?
Слайд 20
- Чем больше масса тела, тем сильнее Земля притягивает к себе тела.
Такое свойство называется гравитационным или гравитацией (в
переводе на русский тяготение, притяжение, тяжесть).
Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д.
Слайд 21
Покупая в магазине продукты, определяют с помощью весов их массу,
чтобы правильно оплатить покупку.
При ежегодных медицинских осмотрах, как вы уже догадались,
определяют массу твоего тела. Впишите, пожалуйста, в ОК-4 (приложение 2)
чему она равна.
За единицу измерения массы принят 1кг.
8Человек постоянно сравнивает тела между собой. Сходство и различие
тел проявляется в их форме, размере, цвете, запахе и других
характеристиках.
Измерить какую-либо величину – это значит сравнить ее с другой
величиной, принятой за эталон.
- Эталон (etalon – франц.) - образец с которым сравнивают измеряемую
величину.
- Ребята из группы экспертов получили на дом опережающее задание –
узнать, что же такое эталон.
Слайд22 - 25 Международный образец – эталон килограмма представляет
собой, цилиндр, отлитый из сплава платины и иридия размером 39
39 мм, хранится
в г. Севр близ Парижа во Франции. Килограмм в переводе означает «тысяча
грамм».
Слайд 26 «Единицы измерения массы».
- Назовите, какое соотношение между КГ и Г ?
( слайд 27) ( 1 кг = 1000г)
Существуют другие единицы массы.
- Кроме выше перечисленных единиц измерения массы, есть такие
которыми пользовались или пользуются в данный момент в разных отраслях
промышленности и сельского хозяйства, я хотела, чтобы вы о них знали. С
этой целью группе ребят - теоретиков было дано задание, узнать об этих
единицах и рассказать сегодня всем.
Сообщение «Единицы измерения» ребят – теоретиков. Слайд 28-32
- Найдите их в ОК-4?
V . Закрепление нового материала.
Слайд 33
- Любое реально существующее тело обладает массой.
Самую маленькую массу имеют элементарные частицы, которые входят
в состав атомов.
- Самую большую массу имеют звезды.
Слайд 34 на интерактивной доске
9Задание №1 на интерактивном комплексе Teach Touch: Установи
соответствие между живым существом и его массой.
Слоновая черепаха – 200 кг, пиявка – 2 грамма, скат – 1,5 тонн, лягушка
голиаф – 3,3 килограмма,
сова – 3 килограмма, ёж – 900 грамм, заяц – 6 килограмм, слон – 5000
килограмм.
Задание № 2. Построим диаграмму «Вес животных».
Слоновая черепаха – 200 кг, пиявка – 2 грамма, скат – 1,5 тонн, лягушка
голиаф – 3,3 килограмма, сова – 3 килограмма, ёж – 900 грамм, заяц – 6
килограмм, слон – 5000 килограмм.
Задание № 3. . Перевести в кг следующие значения массы с помощью
конвертера.
2000 г =
50000 г =
250 ц =
150 т =
- Нужно ли измерять массу тела?
В? Приведите примеры доказательства того, что массу тела необходимо
уметь измерять?
О! Массу тела необходимо уметь измерять, для того, чтобы правильно
оплатить покупку в магазине, чтобы знать массу своего тела.
- Как же определить массу тела?
Слайд 36 - Массу тела можно определить при взаимодействии,
сравнивая скорости тел. Но этот способ хорош для определения очень
маленьких масс (например молекул) или очень больших (например
планет), а с практической точки зрения он не удобен.
- Как ещё можно определить массу тел в жизни?
Слайд 37 - На практике массу тела можно узнать с помощью весов.
10- Весы — устройство или прибор для определения массы тел
(взвешивания). Весы бывают различными. Слайды 38-41
Наши учёные - исследователи расскажут нам: «Какие же бывают весы и
их составные части».
Демонстрируются лабораторные рычажные весы, их устройство и
принцип взвешивания.
Типы весов: Бытовые весы учебные, медицинские, аналитические,
аптекарские, электронные, платформенные весы, рычажные торговые весы.
Слайд 42 - Главная часть учебных весов коромысло, к середине
коромысла прикреплена стрелка – указатель, которая движется вправо или
влево. К концам коромысла подвешены чашки. Взвешиваемое тело кладут на
левую чашу весов, а гири на правую чашу весов.
VІ. Выполнение лабораторной работы № 2 (проводится по
описанию) (приложение 3).
Слайд 43 - Ребята – экспериментаторы познакомились самостоятельно с
правилами взвешивания, измерили массу тела с помощью рычажных весов при
выполнении лабораторной работы № 2 и сделали следующие выводы:
- В ходе выполнения лабораторной работы нами была определена масса
физических тел: брусок, и пенал. При сравнении массы двух цилиндров:
свинцового и алюминиевого, одинаковых по объёму, было установлено, что их
массы не одинаковы, так как они изготовлены из разных веществ.
VІІ. Быстрое повторение по ОК-4.
- Что такое масса?
- Где в жизни мы пользуемся этим понятием?
- Какие единицы массы нам знакомы?
Знаю я с пятого класса:
Главное для тела масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Слайд 44 VІІІ. Домашнее задание: с. 18-19; ОК – 4. Сделать
презентацию или написать реферат по теме “Из истории весов”, “Единицы
измерения массы”
11ІХ . Итог урока.
- Ребята, давайте с вами узнаем с каким же настроением мы
заканчиваем урок. В своих группах посовещайтесь, по одному представителю
от группы поучаствуют в миниголосовании.
Слайд 45 на интерактивной доске.
Голосование «Настроение урока» на интерактивном комплексе Teach
Touch.
1. сегодня я узнал много нового, мне было интересно.
2. сегодня я узнал много нового, но мне было трудно.
- Названия старорусских единиц массы встречаются в пословицах. Так,
например, в словаре « Пословицы и поговорки» Т. Розе есть пословицы
(слайд 46)
Мал золотник, да дорог.
Чтобы человека лучше узнать, съешь с ним пуд соли.
Проникнуть в тайну тел могут и дети,
Лишь только надо законы узнать,
Молекул, атомов много на свете.
И вы сумели секрет их разгадать.
Вы смело с физикой в ногу шагаете
И помогают вам законы её:
По траектории путь вычисляете,
Тела отсчёта узнаёте легко.
Желаю успехов вам и в дальнейшем,
Ведь сколько интересного вас ждёт впереди,
Будьте любознательными, активными в будущем.
1213ОК – 4 МАССА ТЕЛА. ЭТАЛОН МАССЫ.
І. Масса тела.
*В кабинете врача один раз в год определяют массу твоего
тела. Запиши, чему она равна:___________
Массой (т) обладает физическое тело.
Разные тела при одинаковом силовом воздействии не
одинаково
меняют свою скорость.
ІІ. За единицу массы принят килограмм – 1кг.
Такой массой обладает тело в виде цилиндра
размером 3939мм.
Оно хранится в особых условиях во Франции,
в международном бюро мер и весов.
Называется эталоном единицы массы.
ІІІ. Другие единицы массы:
1т =10ц 1т = 1000кг 1кг = 1000г
1000кг = 1000000г 1ц = 100кг 1г = 1000мг
ІV. Массу тела измеряют на весах.
14Ф.И. _________________ Класс____________________
Лабораторная работа №2
«Измерение массы тела на рычажных весах».
Цель работы: измерить на весах массу цилиндра.
Приборы и материалы:____________________________________
Схема опыта.
15Опыт № 1. Задание: измерить на весах массу цилиндра.
1.
На одну чашку весов поместите тело, массу которого нужно
определить.
2.
На другую поместите гири, массы которых известны, и обозначены
на них, подбирая так, чтобы установить равновесие (смотри правила
взвешивания).
3.
Подсчитайте общую массу гирь, уравновешивающих тело. Масса
тела равна массе этих гирь.
Заполни таблицу.
4.
Тело,
которого
измерить
массу
нужно
гирь
Масса
Масса
в
тела
граммах
№
п/
1
2
Масса
тела
в
килограммах
Вывод:_____________________________________________
_________________________________________________________________
Опыт № 2. Задание: сравнить массы цилиндров.
1.
Возьмите два одинаковых по объему цилиндра, изготовленных
один из свинца, другой из алюминия.
2.
Поставьте цилиндры на чашки весов.
Вопрос. Что вы наблюдаете?_________________________________________________
Вопрос. Почему массы цилиндров не одинаковы?_________________________________
16Вывод: _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
__________________________
оценка
ТЕСТ № 1
ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО. ВЕЩЕСТВО
Вариант 1
1. Перечислите «физические тела».
А. стекло Б. Карандаш В. Глина Г. Трактор.
2. Перечислите свойства физических тел.
А. форма, частицы Б. частицы, объем В. объем, форма
Г. текучесть.
3. В каких агрегатных состояниях могут находиться вещества?
А. твердом, текучем, газообразном Б. твердом, газообразном
В . твердом, жидком, газообразном Г. жидком, газообразном,
замороженном.
4. Почему газы хорошо сжимаются?
17А. потому что, молекулы газов движутся Б. молекулы газов расположены
далеко друг от друга В. молекулы газов расположены близко друг к
другу Г. молекулы газов сжимаются.
5. Вода – это…
А. вещество Б. физическое тело В. физическое явление Г. предмет.
Вариант 2
1. Что такое вещество?
А. это физическое тело Б. это физическое явление В. Это то, из чего
состоят тела Г. все, что существует на Земле.
2. Как называются частицы, из которых состоят вещества?
А. шарики Б. горошины В. молекулы Г. планеты.
3. Вещество имеет форму и объем.
Какое это агрегатное состояние вещества?
А. твердое Б. жидкое В. газообразное Г. текучее.
4. Мяч – это…
А. вещество Б. физическое тело В. Физическое явление Г. предмет
5 Почему жидкости мало сжимаемы, они принимают форму сосуда в
котором находятся, сохраняют объём?
А. расстояние между молекулами жидкости меньше размеров молекул
Б. молекулы отодвигаются друг от друга В. тело состоит из молекул
Г. молекулы движутся.
18