Массаж и самомассаж в логопедической работе
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.
При системном проведении
массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются
рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего
массажа, используемые в логопедической практике:
— массаж и самомассаж лицевых мышц;
— массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
— плантарный массаж (массаж стоп);
— аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
— массаж язычной мускулатуры.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.
Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Использование
самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей
одновременно.
* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные
режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
* Можно использовать без специального медицинского образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.