Массовая культура возникает в условиях коммерциализации искусства и развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей.
Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телевизионные сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.
массовая культура. Музыка котрошка.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: «Массовая культура. Музыка»
Выполнил: Ахтямова Зульфия Лебитовна, группа КУЗ 12/1
Проверил: Кандидат филологических наук, доцент Моисеева
Марина Васильевна
Ульяновск – 2013 Содержание
Введение……………………………………………………………3
1. Массовая культура……………………………………………..4
2. Массовая музыка в XX веке…………………………………...5
Заключение ………………………………………………………..7
Список литературы……………………………………………….9
Введение
Массовая музыкальная культура появляется в 19 столетии, на пике
развития академического профессионального музыкального искусства, когда
классическая музыка вырабатывает сложнейший и до сегодняшнего дня
непревзойденный по степени отражения явлений действительности метод
музыкального мышления – симфонизм. Массовая музыкальная культура,
таким образом, является, с одной стороны, альтернативой “высоким”
образцам искусства (так в противовес опере рождается оперетта), а с другой
стороны – адаптером, “переводчиком” этих образцов. Интересно, что и
профессиональная (специализированная) культура, и ее “заземленный”
2 вариант пользуются единым набором выразительных средств, единым
“интонационным словарем”.
Процесс взаимодействия и взаимовлияния высокопрофессионального и
массового искусства в музыке (и не только) имеет разновекторную
направленность. Отталкиваясь, отдаляясь друг от друга, эти разные слои
музыкальной культуры вместе с тем синтезируются, образуя новые жанры,
стили, течения.
Шедевры мировой культуры могут одновременно и последовательно
принадлежать массовому и внемассовому измерению. Так, знаменитый хор из
оперы “Набукко” Дж.Верди, сразу после премьеры превратился в настоящий
гимн свободе, подлинно массовую песню, при этом не переставая быть
эталоном “высокого искусства”. Музыка Баха или Прокофьева также не
теряет своего аксиологического значения, хотя широко и разнообразно
используется в массовой культуре – например, как фонограмма для
спортивных соревнований. Включение классических шлягеров в рекламные
видеоролики – еще один пример артизации массовых жанров искусства.
Знаменитая “Хабанера” из оперы Бизе “Кармен” не стала менее прекрасной
(сама по себе – в оригинале), будучи использована в рекламе продукции
фирмы “Партия”. То есть массовость культуры – в известной мере еще не
синоним низкого качества ее артефактов.
1. Массовая культура
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных
поисков народа. Время ее появления середина XX века, когда средства
массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и
магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступными
представителям всех социальных слоев.
Массовая культура может быть интернациональной и национальной.
Эстрадная музыка яркий пример массовой культуры. Она понятна и
3 доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня
образования.
Массовая культура возникает в условиях коммерциализации искусства и
развития новых технологий массовой коммуникации. Продукция массовой
культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на
удовлетворение сиюминутных запросов людей.
Главная функция массовой культуры компенсаторноразвлекательная,
которая дополняется социальноадаптивной функцией, реализуемой в
отвлеченном, поверхностном варианте. Типичными примерами массовой
культуры могут служить музыкальные шлягеры, бесконечные телевизионные
сериалы, стандартные кинобоевики, фильмы ужасов и т.д.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной
ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая
аудитория и она является авторской.
Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое
новое событие и отражает его, поэтому образцы массовой культуры, в
частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из
моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не
происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан,
аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура это культура
низов.
Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и. массовой
культуре: классическая музыка высокой, а популярная музыка массовой,
фильмы Феллини высокой, а боевики массовой, картины Пикассо
высокой, а лубок массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в
частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к
популярной или массовой культуре, но никогда к высокой. То же
происходит и с конкретными произведениями искусства.
Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она
используется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по
4 фигурному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой
культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре.
Многочисленные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки,
джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. Это относится и
к "Моне Лизе" на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной
репродукции, висящей в служебном офисе.
В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый
вид бизнеса. Она модифицируется с учетом специфических характеристик
различных социальных групп, становится более технически совершенной,
изобретательной в способах воздействия на массовую публику. Так, сегодня
все чаще применяется механизм статусного потребления, когда приобретение
той или иной вещи диктуется в первую очередь соображениями
престижности.
2. Массовая музыка в XX веке
Действительно, массовая музыка в XX веке приобретает всё больше
индивидуальных типологических черт, свидетельствующих о своеобразии и
уникальности этого феномена. При этом специфика данного явления
складывается на основе синтеза, который возникает в результате
интенсивного жанрового взаимодействия бытовой музыкальной культуры с
другими родами и видами музыки, в особенности с академической музыкой,
фольклором, джазом, различными формами этнической музыки и т.д.
А.Цукер, например, считает, что основной признак массовой музыки как
единого музыкального вида заключается в её амбивалентности: «при
тяготении и принадлежности к различным формам музыкального
профессионализма она в то же время имеет отчётливо выраженную тенденцию
к фольклоризации, с чем и связан в значительной мере массовый характер её
распространения» Об этом говорят сегодня и западные учёные, которые
видят в массовой культуре индустриальный тип «городского фольклора»
5 Большое влияние на формирование современного
(М.Маклюэн).
стилистического облика массовой музыкальной культуры оказали также и
такие явления, как рокмузыка, новые эстрадные жанры (шансон).
Особенности жанрового взаимодействия в массовой культуре говорят об
её эклектичности и глобализации, так как в ней постепенно стираются
языковые барьеры, возникают новые стили и виды музыки, беспредельно
расширяются национальные границы. Во многих направлениях массовой
музыки проявляются характерные черты полистилистики, ставшей одним из
«фирменных»
Мощным
знаков искусства эпохи постмодерна.
стилеобразующим фактором
современной массовой музыки,
свидетельствующим о её плюрализме и многоязычии, является нахождение
новых путей взаимодействия между музыкальными культурами мира.
На этой основе современная массовая музыка приобретает значение
международного языка общения. По этой же причине в ней происходит
«подлинный синтез европейского и внеевропейского музыкального строя»
(В.Конен)10. Проявления этого синтеза мы можем обнаружить в джазе, в поп
роккультуре, а также в таком сравнительно новом современном музыкальном
направлении, как «фьюжн» (в переводе с английского означает «сплавление»).
Первоначально «фьюжн» возник на стыке джаза, рока, элементов этнической
музыки и сегодня получил самые разные направления своего развития (от
ритмэндблюза до так называемого «мягкого» джаза и артрока, основанного
на смеси классики и рокаранжировки).
Этот самобытный и оригинальный стиль сегодня, безусловно, уходит в
сферу элитарности, но в своём языковом универсализме обращён к самому
широкому, массовому слушателю. Мы можем также заметить, что, попадая
под влияние коммерческой индустрии, музыка любых стилей, жанров и
направлений превращается в объект массового потребления.
Те сферы музыкальной культуры, которые не затрагиваются в такой
степени коммерческими интересами индустрии потребления и шоубизнеса,
остаются на периферии культуры, со временем трансформируясь в элитарную
6 культуру. Так, в массовой музыкальной культуре XX века возник целый ряд
уникальных явлений, которые сегодня уже воспринимаются как образцы
элитарной культуры. К ним, на наш взгляд, сегодня можно отнести песенное
творчество А.Вертинского, И.Юрьевой, К.Шульженко. В западной культуре
классиками жанра стали авторы и исполнители французского шансона
Ш.Азнавур, Э.Пиаф, джазовые исполнители Л.Армстронг, Э.Фитцджеральд,
да и сам джаз во второй половине XX века переходит «из области массовой
культуры в статус элитарного искусства». Неоднозначно воспринимается
сегодня и судьба рокмузыки. Многие явления рокмузыки балансируют на
грани «поп» и «рок» культуры, а также, в свою очередь, испытывают
разделение на массовые, коммерческие и элитарные виды.
Доминирование развлекательного, технологического и визуального
начала в музыкальной культуре последних десятилетий, как нам
представляется, служит одной из причин возникновения оппозиции и
конфронтации массовой и элитарной (академической) музыки.
Заключение
Сегодня в современном мире музыка занимает особое место. Она везде :
в кафе, в мобильных телефонах, в магазинах, музыка онлайн, бесплатная
музыка. Ассортимент музыкальных магазинов может удовлетворить самого
искушенного меломана. А возможности интернета позволяют, не выходя из
дома, скачать музыку.
В данный момент очень трудно определить какойто доминирующий
жанр или направление, уже давно музыка стала массовой культурой. Сейчас
музыка в жизни современного человека играет не просто развлекательную
роль, а давно уже является средством самовыражения, служит преградой для
7 отделения своего стиля жизни от всеобщего признаного, помогает найти
людей со сходными музыкальными предпочтениями.
Новые технологии, которые насытили нашу жизнь позволяют слушать
музыку практически везде. Именно поглощение музыки и отличает молодежь
от взрослых. Большое количество молодых людей от 12 до 20 лет живет
исключительно музыкой. Это их страсть. Они практически ничего не
воспринимают кроме нее. В школе, в институте или дома они только и ждут
возможности прослушать музыку.
Известно, что музыка может поразному влиять на человека:
поверхностно, глубоко, положительно или отрицательно, это зависит от
художественной нагрузки произведения, от степени подготовки к ее
осознаному восприятию.
И не смотря ни на что хорошая, качественная музыка вседа будет
присутствовать в жизни каждого человека и сопровождать все значимые
события его жизни.
Список литературы
1. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов
гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов
и др. М: Наука, 1995
2. Гершкович 3. И. Парадоксы «массовой культуры» и современная
идеологическая борьба. М., 2003.
3. Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. М.: ЮрайтМ, 2001. 400с.
4Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: Аст Пресс, 1997
8
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
«Массовая культура. Музыка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.