Массовые мероприятия (формы) в процессе обучения технологическому творчеству
Оценка 4.7

Массовые мероприятия (формы) в процессе обучения технологическому творчеству

Оценка 4.7
Научные работы
docx
воспитательная работа +2
СCУЗ, ВУЗ
02.05.2020
Массовые мероприятия (формы) в процессе обучения технологическому творчеству
В статье раскрывается мысль, что массовые формы внеклассной работы обладают высоким творческим потенциалом, позволяя расширить представления учащихся об основах современного производства, современных профессиях, обогатить знания учащихся о направлениях развития науки и техники, выявлять и развивать творческую инициативу, любовь к творческому труду.
Массовые мероприятия.docx

Леонтьева И.А.

Массовые мероприятия (формы) в процессе обучения технологическому творчеству

 

Аннотация: В статье раскрывается мысль, что массовые формы внеклассной работы обладают высоким творческим потенциалом, позволяя расширить представления учащихся об основах современного производства, современных профессиях, обогатить знания учащихся о направлениях развития науки и техники, выявлять и развивать творческую инициативу, любовь к творческому труду.

Ключевые слова: массовые мероприятия, технологическое творчество, техническое творчество, внеклассные мероприятия, внешкольные мероприятия.

 

На протяжении последних лет заметно изменяются требования к содержанию и качеству образования. Сегодня необходимо воспитание личности, способной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, и если образовательное учреждение учитывает ведущие тенденции в научно-технической и производственной сферах, то социальное и профессиональное становление выпускников может быть эффективным. Значительный потенциал в решении этих задач имеет предмет «Технология».

«Технология» ― предмет учебного плана, имеющий большой нереализованный педагогический потенциал. При условии грамотно выстроенного педагогического процесса она несет большую гуманистическую составляющую, так как именно в технологии может быть достигнута большая степень успешности каждым ребенком, как творца. При этом педагогический потенциал внеклассной работы по технологии гораздо выше, чем в урочной работы, поскольку: повышается уровень познавательного интереса детей; активизируется стремление к овладению практическими навыками деятельности; появляется устойчивый интерес к учебе в процессе выполнения лабораторных практических заданий; формируются потребности в самообучении, саморазвитии, самореализации; усиливается мотивация  к успешному продвижению с учетом профнамерений; расширяются возможностями для реализации творческого подхода.

Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия, проводимые по определённой системе под постоянным руководством учителя. Однако обязательными занятиями не исчерпывается содержание учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Органической частью учебно-воспитательной деятельности школы, продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, является внеклассная работа, которая также подчи­нена общим учебно-воспитательным задачам [2, c. 43]. Но внеклассную работу нельзя считать простым продолжением учебных занятий, хотя ей необходимо органически сочетать с ними, она является дальнейшим развитием той учебной и воспитательной работы, которая проводится с учащимися на уроке в соответствии с обязательными для всех учебными программами, но в отличие от учебной работы внеклассная работа строится по принципу добровольности, поэтому её содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным техническим устремлениям учащихся [3, c. 86].

Под влиянием успехов в развитии производства, науки и техники у учащихся возникают различные интересы, далеко выходящие за пределы требований учебных программ. Удовлетворить их в процессе учебных занятий невозможно. Для этого необходимо организовать различные виды внеклассных работ в соответствии с интересами учащихся [1, c. 75].

Внеклассная работа открывает дополнительные возможности для реализации межпредметных связей технологии с другими предметами, в первую очередь с физикой, математикой, химией, биологией, рисованием, черчением, и в наибольшей степени способствует развитию технического творчества учащихся. Она  дает учителю технологии возможность проводить разнообразные занятия, развивающие технические способности детей, воспитывающие у них интерес к науке и технике, любовь к творчеству, осуществлять с учащимися различные виды работ, упражняющие их как умственно, так и физически, учат их мечтать и действовать.

Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках технологии, но время на них ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные занятия, где имеется значительный простор для развития индивидуальных способностей учащихся. Внеклассные занятия должны быть тесно связаны с уроками технологии и опираться на знания, ранее полученные учащимися на этих уроках, так как уроки трудового обучения и внеклассные занятия имеют одни и те же цели и задачи ― всестороннее и гармоническое развитие детей в процессе их творческой деятельности. Будучи органически связанной с учебной деятельностью внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.

Во внеклассной работе детей, которая характеризуется вариативностью содержания, построенного на интеграции достижений науки и практики, выбор форм и методов воспитания и обучения, их уровень и направленность определяются состоянием научно-методического обеспечения, мастерством педагогов. Проблема развития внеклассной работы рассматривается не только на организационно-управленческом уровне, но и на уровне разработки содержания, которое гарантирует соответствующий уровень учебно-воспитательной работы. Отдельно следует сказать о широких возможностях учителя технологии в формировании у школьников интереса к творческой деятельности. Именно во внеклассной работе можно успешно развивать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться [1, c. 76].

Перед внеклассной рабой на базе технологического обучения ставятся следующие задачи:

1) углубление общенаучных и специальных знаний;

 2) закрепление, обобщение и расширение знаний и умений, полученных учащимися в процессе обучения на уроках технологии;

3) развитие политехнического кругозора учащихся;

4) включение учащихся в творческую деятельность на базе производительного труда;

5) выявление творческих способностей и дарований и содействие их всестороннему развитию;

6) воспитание у учащихся творческой инициативы и самостоятельности;

7) расширение представлений об основах современного производства и пробуждение интереса к перспективным видам техники, прогрессивным формам труда;

8) ознакомление учащихся с производственными профессиями и углублённая подготовка к выбору профессии;

9) формирование добросовестного отношения к труду [2, c. 128].

Если развитие технического творчества на уроках в определённой мере сдерживаются тем, что на теоретическое обучение отводится не более 20% учебного времени, то в процессе внеклассной работы творческая деятельность учащихся, связанная с конструированием изделий, разработкой технологии обработки тех или иных материалов, может занимать достаточно продолжительное время. Главное, чтобы эта деятельность проходила на хорошем уровне, способствовала развитию технического мышления учащихся, для чего необходимо подобрать задания, соответствующие возможностям учащихся и вызывающие у них интерес к работе.

Формы внеклассной работы учащихся на базе технологического обучения весьма разнообразны.

Сложившиеся в школьной практике формы внеклассной работы на базе технологии можно условно объединить в такие три группы:

― кружки. Кружок ― испытанная форма внеклассной работы, которая давно широко применяется на базе различных учебных предметов. Независимо от профиля в работе кружков имеется много общего, хотя содержание кружковой работы по технологии специфично, что накладывает свой отпечаток на методы, формы и цели кружковой работы;

― массовые формы (экскурсии, лектории, выставки, встречи с новаторами производств аи другие мероприятия), достоинство которых в том, что они охватывают значительное количество учащихся;

― трудовые объединения учащихся [3, c.130].

Приведённая классификация организационных форм внеклассной работы по технологии условна, так как во многих случаях в планах школьных кружков предусмотрены и тематические вечера, и обсуждение интересных книг или журнальных статей, и экскурсии на предприятия и стройки.

По организационному признаку внеклассные мероприятия, в том числе и по технике и технологии, подразделяют на следующие три вида:

― индивидуальные мероприятия, когда учитель технологии осуществляет руководство работой отдельных учеников, увлекшихся, например, изготовлением того или иного устройства, модели, макета, сувенира и т.п.;

― групповые мероприятия, к которым относится, в частности,  организация учителем технологии кружковых занятий, технические клубы, научно-технические общества учащихся, объединения юных любителей науки и техники, студии творческие технические мастерские и др.;

― массовые мероприятия, к которым относится, в частности,  организация подготовки и проведения предметных вечеров, конкурсов, олимпиад, выставок творческих работ уча­щихся и т.д.[4]

Хотя сразу стоит оговориться, что индивидуальный подход присутствует в любой из перечисленных форм. Индивидуальная работа является начальной ступенью в организации кружков: отдельные ученики под руководством учителя или другого специалиста занимаются конструированием и моделированием, разрабатывают рационализаторские предложения, изготавливают наглядные пособия, различные приборы для учебных целей; в дальнейшем к этим энтузиастам присоединяются другие учение, проявившие интерес к данной работе, и постепенно создаются кружки. Или, к примеру, готовясь к тематическому ве­черу или выставке, учащиеся советуются с учи­телем о плане сообщения и литературе, выборе и изготовлении того или иного экспоната и пр.

Как показывает опыт, техническим творчеством занимаются далеко не все учащиеся. Многие из них работают в кружках других типов (изобразительного искусства, художественной самодеятельности и т.д.). Но к творчеству следует готовить всех учащихся, воспитывать у них инициативу, стремление к рационализаторской деятельности в той отрасли производства, где они хотели бы работать. Для этого необходимо использовать различные формы массовой работы, в организации и проведении которой активно участие принимают члены технологического кружка. Опыт показывает, что, чем лучше работают в школе кружки, тем больший размах получают массовые формы внеклассной работы и тем лучше их результат [3, c. 49].

Разнообразные творческие объединения юных техников, технические кружки, клубы и студии охватывают сравнительно небольшое число учащихся ― кто особенно интересуется тем или иным видом техники и труда, увлекается техникой и техническим творчеством. Из остальных школьников многие занимаются во внеклассное время в кружках художественной самодеятельности и изобразительного искусства, спортивных секциях. Но для того, чтобы у всех учащихся воспитать творческую активность, пытливость и любознательность, инициативу и стремление к научному поиску и рационализаторству в той области производства, в которой, они, возможно, будут работать, должны быть использованы  и разнообразные формы массовой работы по технике и технологии, формы технической пропаганды. Эти формы внеклассной работы с учащимися имеют важное значение и для вовлечения новичков в ряды юных техников, включение их в постоянную активную творческую самодеятельность в первичных творческих технических объединениях [5].

В школах проводятся разнообразные виды массовых мероприятий по ознакомлению учащихся с историей развития науки и техники, достижениями российских учёных и учёных-выходцев из России, изобретателей и новаторов производства, новейшей техникой, организацией труда на современном предприятии и многими другим вопросами. Одни из мероприятий могут проводиться как на уроках, так и во внеклассное время, другие ― в основном после уроков. Все они способствуют ознакомлению учащихся со многими профессиями. Главную роль в организации массовых форм внеклассной работы учащихся по технике и труду играет учитель технологии: он изучает запросы учащихся, составляет проект плана работы и принимает меры для обеспечения условий, позволяющих его выполнять. Для руководства внеклассной работой и обеспечением материальной базы могут привлекаться работники и руководство предприятий, родители учащихся, старшеклассники.

Внеклассная работа с учащимися строится на добровольных началах, не терпит скуки и заорганизованности. Она призвана дать простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробудить у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и уме­ниями.

Выводы

Внеклассная работа с учащимися дает простор для развития их творческой инициативы и фантазии, пробуждает у них живой интерес к изучаемому и стремление полнее овладевать знаниями и уме­ниями. Работа в технических кружках не должна ограничиваться изготовлением моделей и приборов и замыкаться в рамках кружка, а должна стать достоянием всей школы, чему способствуют разнообразные массовые мероприятия.

Формы внеклассной работы на базе технологии: кружки; массовые формы (экскурсии, лектории, выставки, встречи с новаторами производств аи другие мероприятия), достоинство которых в том, что они охватывают значительное количество учащихся; трудовые объединения учащихся.

Литература

1.   Андрианов, П.Н. Техническое творчество учащихся: Пособие для учителей и руководителей кружков: Из опыта работы / П.Н. Андрианов. ― М.: «Просвещение», 1986. ― 127 с.

2.   Марченко, А.В. Настольная книга учителя технологии / А.В. Марченко. ― М.: Астрель, 2015. ― 432 с.

3.   Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие: Учебно-методическое пособие по педагогике творчества / В.Г. Рындак, А.В. Москвина; под ред. В.Г. Рындак. ― М.: Педагогический вестник, 2001. ― 290 с.

4.   Смирнова Е.В. Внеклассная работа по технологии [Электронный ресурс]. ― Режим доступа:  http://rusalka7.ucoz.ru/load/27-1-0-84 (дата обращения: 03.04.2019).

5.   Техническое творчество учащихся [Электронный ресурс]. ― Режим доступа: http: //phis.bspu.unibel.by>static/um/tvorchestvo/ (дата обращения: 20.04.2019).

 

 

 

 


 

Леонтьева И.А. Массовые мероприятия (формы) в процессе обучения технологическому творчеству

Леонтьева И.А. Массовые мероприятия (формы) в процессе обучения технологическому творчеству

Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия, проводимые по определённой системе под постоянным руководством учителя

Основу учебной и воспитательной работы с учащимися составляют обязательные занятия, проводимые по определённой системе под постоянным руководством учителя

Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках технологии, но время на них ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные…

Программой предусмотрен довольно обширный перечень работ для выполнения на уроках технологии, но время на них ограничено, поэтому изготовление большей части поделок приходится переносить на внеурочные…

Именно во внеклассной работе можно успешно развивать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться [1, c

Именно во внеклассной работе можно успешно развивать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться [1, c

Формы внеклассной работы учащихся на базе технологического обучения весьма разнообразны

Формы внеклассной работы учащихся на базе технологического обучения весьма разнообразны

Хотя сразу стоит оговориться, что индивидуальный подход присутствует в любой из перечисленных форм

Хотя сразу стоит оговориться, что индивидуальный подход присутствует в любой из перечисленных форм

Но для того, чтобы у всех учащихся воспитать творческую активность, пытливость и любознательность, инициативу и стремление к научному поиску и рационализаторству в той области производства,…

Но для того, чтобы у всех учащихся воспитать творческую активность, пытливость и любознательность, инициативу и стремление к научному поиску и рационализаторству в той области производства,…

Работа в технических кружках не должна ограничиваться изготовлением моделей и приборов и замыкаться в рамках кружка, а должна стать достоянием всей школы, чему способствуют разнообразные…

Работа в технических кружках не должна ограничиваться изготовлением моделей и приборов и замыкаться в рамках кружка, а должна стать достоянием всей школы, чему способствуют разнообразные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020