«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».
Оценка 4.6

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

Оценка 4.6
Семинары
docx
МХК +1
Взрослым
27.08.2019
«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».
Многое из созданного античными народами живет и сегодня. В том числе и массовые зрелища. У зрелища лишь один, важный среди многих теоретических и методических проблем, которые имеют существенное значение, критерий успеха. Когда определенный тип зрелища органично вписывается в какую-либо социокультурную ситуацию и, отвечая на реальные потребности времени и общества, начинает пользоваться спросом у зрителя. Другие, в большей степени искусственные проблемы, возникают тогда, когда зрелище не имеет успеха. Хотя, если зритель Римской империи восхищался боями гладиаторов, зритель эпохи Возрождения – публичными казнями, можно сделать вывод, что именно эти зрелища и были актуальными. С древнейших времен в народных обрядах, празднествах в полную силу проявлялся вольнолюбивых дух народа, царило карнавальное веселье, смех, сатира.
моя контрошка по ист. досуга и индустрии развлечений.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: История досуга и индустрии развлечений на тему: «Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».                                                      Выполнил: Ахтямова З. Л., группа К­З ­ 12/1                                                         Проверил: кандидат исторических наук, доцент Смыслов В. В. Ульяновск – 2014 2 Содержание Введение………………………………………………………………………...3 1 Массовые зрелища в эпоху первобытности………………...…………….4­8 2. Обрядовые игры, танцы и песни первобытных людей как основа досуга в  эпоху первобытности……………………………………………….…………9­17 Заключение……………………………………………………………………….18 Список литературы ……………………………………………………………...19 3 Введение Массовое   зрелище   активизировало   культурную   жизнь   общества, актуализируя основные жизненные ценности. Особое значение анализ зрелищ имеет   для   теории   культуры,   поскольку   позволяет   рассматривать   все   ее элементы, постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении,  а  также   новые   ее  элементы,  нынешнюю   эпоху   и   ее  тенденции, стремления, проблемы. Зрелище   —   это   явление,   которое   может   возникнуть   только   там,   где существуют постоянные культурные традиции. Кроме того, зрелище служит поводом   для   осмысления   будущего,   создания   образца   идеального общественного состояния, видения перспектив развития культуры. Массовое зрелище   аккумулирует   энергию   коллектива,   организует   социальный   опыт   формирует личности, . Разрастание   массового   зрелища   в   современной   культуре   делает   также воображение     ее   творческое   актуальным   анализ   данного   феномена   для   философии   культуры. Традиционные праздничные ритуалы, обряды теперь стали театрализованными представлениями,   где   доминантой   всего   действа   является   эстетическая функция,   увеселение,   развлечение   и   отдых.   В   первобытном   же   обществе основу массового досуга составляли игры, танцы и песни. Именно   театрализованное   представление   позволяет   объединить   массы людей на почве единой культурной традиции, приобщить к вечным ценностям  Такая   культурная   ситуация   требует   нового разрозненных   индивидов. теоретического   изучения   массового   зрелища,   которое   призвано   стать духовным катарсисом личности и общества. Для философии культуры анализ массовых зрелищ представляет особый интерес, ибо позволяет обобщить разнообразную практику театрализованных 4 постановок,   праздников,   понять   символическую   игру   как   универсальную закономерность массовой культуры. Цель:  Рассмотреть   основные   особенности   массовых   зрелищ   в   эпоху первобытности, выявить их роль и значение в общественном процессе. Задачи:                   ­ воссоздать историю формирования массовых зрелищ; ­ выявить основные элементы массовых зрелищ; ­ изучить досуг первобытных людей; ­ изучить особенности игры, танца и песни в эпоху           первобытности. 2. Массовые зрелища в эпоху первобытности Массовые зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь  веков.  Зрелище –  одно  из  древнейших  искусств.  Его  зачатки  можно наблюдать в детской игре, в обычаях и обрядах, танцах и песнях. Зрелищем была сама природа, ее красота, ее стихия. Человек торжественно поклонялся, всему, что казалось ему прекрасным и грозным. Он еще не умел занимать себя, создавать организованные зрелища. Древние греки и римляне положили начало   таким   видам   зрелищ,   как   театральное   представление,   спортивные соревнования на стадионе, выступление сильных и ловких на арене цирка – ипподрома. Многое из созданного античными народами живет и сегодня. В том числе и массовые зрелища. У зрелища лишь один, важный среди многих теоретических   и   методических   проблем,   которые   имеют   существенное значение,   критерий   успеха.   Когда   определенный   тип   зрелища   органично вписывается в какую­либо социокультурную ситуацию и, отвечая на реальные потребности времени и общества, начинает пользоваться спросом у зрителя. Другие, в большей степени искусственные проблемы, возникают тогда, когда зрелище не имеет успеха. Хотя, если зритель Римской империи восхищался боями   гладиаторов,   зритель   эпохи   Возрождения   –   публичными   казнями, можно сделать вывод, что именно эти зрелища и были актуальными. С древнейших времен в народных обрядах, празднествах в полную силу проявлялся вольнолюбивых дух народа, царило карнавальное веселье, смех, сатира. Различного рода зрелища и театрализованные представления в своих 5 истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая   часть   духовной   культуры   любого   народа.   Они   (как   и празднества)   являются   первичной   формой   искусства,   их   появление   было вызвано в первую очередь в потребности развития производства. Например, трудовые   песни   являлись   составной   частью   самого   производственного процесса,   способствовали   организации   и   упорядочению   коллективных   и индивидуальных ритмических движений (песни молотобойников). Трудовые обряды и игры, сопровождавшие и воспроизводившие трудовые процессы, еще не осознанные как искусство, объективно являлись им. В стремлении познать природу   и   воздействовать   на   нее   древние   люди   «очеловечивают»   явления действительности,   и   это   находит   отражение   в   обрядовых   играх   и представлениях.   В   них,   с   одной   стороны,   участвуют   люди,   с   другой   – олицетворенные явления природы, на которые человек хочет воздействовать.   плясовое По   представлениям   древних,   изображение   предмета, воспроизведение   какого­то   явления   может   «заменить»   сам   предмет,   само явление, на которое надо воздействовать. Поэтому перед отправлением на охоту,   рыбную   ловлю,   перед   военным   походом   люди   воспроизводили   в подражательной   пляске   те   моменты,   которые   считались   важными   для успешного завершения предпринятого дела.   Необходимо   отметить,   что   своеобразие   восточного   театра   так   же определяется характером мифологии, религии и философии стран Древнего Востока.   В   религиозно­философском   учении   Древнего   Китая   – конфуцианстве огромное значение придавалось театрально обрядовой стороне в   жизни   общества,   и   в   ней   строго   регламентированы   костюмы   и   характер движений.   Одно   из   самых   древних   ­   театральное   искусство   Индии,   оно оказало большое влияние и на развитие театра в странах Юго­Восточной  Народные танцы, пантомимы включались в обряд поклонения богам еще во втором тысячелетии до нашей эры. И всё это происходило на 6 на   ранней   стадии   формирования   индийской   религии­индуизма.   В   эпосе «Махабхарата»   (I   тысячелетие   до   н.э.)   есть   упоминания   об   актерах   и танцорах, участвовавших в массовых театрализованных представлениях. В V ­ I   веках   до   нашей   эры,   как   сообщают   древние   тексты,   в   Индии   бродячие актеры   разыгрывали   небольшие   сценки   на   мифологические   сюжеты, чередовавшиеся с акробатическими номерами и танцами. Не менее важным этапом в формировании зрелищного искусства Индии, стало появление музыкально­танцевальной драмы ­ лилы. Лилы строились на основе   текстов   из   «Махабхараты»   и   «Рамаяны»,   представляли   собой грандиозные представления, которые длились иногда целый месяц. Декорации отсутствовали,   торжественность   и   праздничную   красочность   этим представлениям придавали яркие костюмы и маски. Истоки этого искусства ­ в народных играх и культовых церемониях, положили начало возникновению театрализованных   представлений   ­   мистерий.   Они   представляли   собой сочетание   танца   и   пантомимы,   в   сопровождении   декламации   и   пения. Необходимо отметить, что зрелищное искусство Индии, Шри­Ланки, Непала и стран Юго­Восточной Азии имеет в основном одну драматургическую основу ­ инсценировку эпизодов из древнего эпоса и буддийских текстов. Действие в этих пьесах слабо развито, сюжет чаще всего излагается ведущим или поется хором, a на сценической площадке без декораций актеры, облаченные в яркие костюмы, в гриме или масках, используя канонические приемы игры ­ позы, жесты, положения пальцев в танце или в ритмизированном движении, как бы иллюстрируют текст пьесы.  Следующим   периодом  в  истории  развития  массовых   зрелищ  являются празднества и представления Древней Греции и Рима. В третьем тысячелетии до нашей эры на острове Крит была создана высокая культура. Именно там археологами открыты первые в истории человечества особые сооружения – зрелищные   площадки,   предназначенные   для   народных   празднеств   и состязаний. Посвящались эти представления плодоносящим силам природы и 7 сопровождались   торжественными   процессиями, спортивными состязаниями.   песнями,   танцами, Представление о мире у древних греков, как и у других народов мира, было   мифологическим.   На   смену   богам­животным   пришли   очеловеченные божества. А вместе с этим изменились и формы почитания богов и героев. Большое распространение имели в Греции древнейшие весенние празднества плодородия. Изображая победу светлых сил жизни над темными – над силами смерти, земледельцы рассчитывали на содействие богов в получении богатого урожая, скотоводы – на удачу в разведении скота. На празднествах этого типа люди   приветствовали   животворящие   силы   в   форме   разгула,   обжорства   и всяческой разнузданности. Смех, перебранка, сквернословие представлялись средствами, магически обеспечивающими победу жизни. Обычные в течение года правила приличия снимались на время этих праздников. В эту эпоху мы видим   тщательно   подготовленные   и  организованные   народные   празднества, несущие   в   себе   элементы   сценарной   разработки,   режиссуры,   выдвигающие специальную категорию организаторов. Первыми массовыми праздниками считаются праздники Древней Греции, они отличались красочной и превосходной организацией. У древних греков праздник   являлся   одной   из   самостоятельных,   развитых   и   чрезвычайно популярных   форм   досуга,   представлявшегося   им   более   деятельным   и активным   состоянием,   Именно   поэтому   большинство древнегреческих   праздников   носило   характер   игр,   состязаний.   Вершиной   чем   труд. греческих   игр­праздников   и   своеобразным   спортивным   театром   стали знаменитые   Олимпийские   игры,   проходившие   в   специально   выстроенном городе   Олимпии   раз   в   четыре   года.   Возникнув   в   776   году   (по   новому летоисчислению), Олимпийские игры просуществовали около 1000 лет до 394 года   до   нашей   эры,  зетам   были  возрождены   в  конце  ХIХ   века  Пьером  де Кувертеном   и   дошли   до   наших   дней   как   один   их   самых   популярных 8 праздников молодости и красоты. Олимпийские агоны проходили в течение пяти дней.  Среди множества празднеств, проводившихся древними греками, можно отметить,   как   наиболее   яркие   и   организованные,   праздники   в   честь   бога плодородия   Диониса,   на   которых   были   созданы   такие   виды   народного искусства,   как   дифирамб   и   комос.   Дифирамб   ­   это   хоровое   песнопение, восхваляющее   и   прославляющее   бога   веселья   Диониса,   при   исполнении дифирамба   из   хора   выделялся   запевала,   начинавший   песню.   Комос   ­   это веселое шествие поселян, ватага гуляк, процессия пирующих. Такое шествие, как   правило,   сопровождалось   задорными   песнями.   Причудливо   и   тесно переплетавшие мифологию и реальную жизнь эллинского общества, дионисии проходили   три   раза   в   году   и   представляли   собой   сочетание   шествий, обрядовых   церемоний   с   состязаниями   и   хороводными   играми   афинских граждан.   С   тех   пор   в   историю   праздника   вошли   такие   термины,   как «зрелища», «карнавал» ­ от «каррус навалис», то есть корабельная колесница, на которой прибывал в Афины Дионис.  Праздники   Древней   Греции   –   одни   из   первых   образцов   массового действа, в котором проявлялись такие специфические черты, как массовость, комплексность, зрелищность, игровой характер. Совершенно   иными   выглядят   праздники   Древнего   Рима,   хотя   своими корнями они уходят в греческие, так как эллины были ближайшими соседями древних римлян. Однако, несмотря на влияние эллинской культуры в Древнем Риме заметно изменяются содержание и формы праздника. На наш взгляд, наиболее   существенным  различием  было  качественное  изменение  сущности праздника.   Если   главным   действующим   лицом   массовых   зрелищ   Древней Эллады   был   народ,  то   в  Риме   в   массовых   зрелищах   под   открытым   небом народу отводилась более пассивная роль.  9 Вывод  В   древности   массовые   зрелища   были   одним   из   главных   источников творчества,   двигателем   культуры.   Будний   день,   даже   при   наилучшей   его организации,   вряд   ли   может   вполне   заменить   эту   творческую   функцию зрелища. В человеке постоянно живет потребность в зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать  и обновлять зрелища  в  тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним.  Первыми   зрелищными   массовыми   праздниками   считаются   праздники Древней Греции, они отличались красочной и превосходной организацией. У древних   греков   праздник   являлся   одной   из   самостоятельных,   развитых   и чрезвычайно   популярных   форм   досуга,   представлявшегося   им   более деятельным и активным состоянием, чем труд. Именно поэтому большинство древнегреческих   праздников   носило   характер   игр,   состязаний.   Вершиной греческих   игр­праздников   и   своеобразным   спортивным   театром   стали знаменитые   Олимпийские   игры,   проходившие   в   специально   выстроенном городе Олимпии раз в четыре года. Весь   предшествующий   опыт   истории   человеческой   культуры подтверждает то, что потребность в массовых  зрелищах  является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости их форм. 2. Обрядовые игры, танцы и песни первобытных людей, как основа досуга в эпоху первобытности Игры.  Первобытное   искусство   сыграло   важную   роль   в   истории   и культуре   древнейшего   человечества.   Научившись   создавать   изображения скульптурные, графические, живописные, человек приобрёл некоторую власть  Древнейшие   формы   театральных   представлений   В над   временем. Первобытном обществе человек полностью зависел от непонятных ему сил природы.   Смена   времен   года,   неожиданные   холода,   пожары,   падеж   скота, 10 неурожай, болезни – все приписывалось сверхъестественным силам, которые надо   было   умилостивить   расположить   к   себе.   Одним   из   наиболее   важных средств   достижения   успеха   в   каком­нибудь   деле   считалось,   по представлениям древних, волшебство магия . Оно состояло в том, что перед каким­нибудь   трудовым   процессом   разыгрывалась   мимическая   сценка, изображавшая   успешное   осуществление   этого   процесса.   Так   родились обрядовые игры. Участники обрядовых игр использовали довольно сложную пантомиму, сопровождая ее песнями, музыкой, танцами. Древним казалось, что все это имело магическую силу. Так уже в ранних обрядовых действах содержались и сливались воедино некоторые элементы современного театра. Обрядовые игры всегда связаны с формами хозяйства, которые развиты у того или иного народа. У племен, добывавших себе пищу охотой и рыбной ловлей, разыгрывались целые охотничьи представления. Участники их делились на две группы. Те, кто изображал добычу , украшали себя перьями птиц, клыками, надевали звериные шкуры, звериные маски или раскрашивали тело и лицо. Игра состояла из сцен выслеживания, преследования и умерщвления добычи. Затем   все   участники   исполняли   пляску   под   звуки   бубна   или   барабана, сопровождая   ее   воинственными   криками   и   пением.   У   земледельческих народов   мимические   игры   входили   в   праздники,   связанные   с   весной   ­   с оживлением природы, с началом посевных работ, осенью ­ со сбором урожая, замиранием   природы.   Поэтому   большинство   земледельческих   обрядов изображают   рождение   и   умирание   божества   ­   покровителя   природы, торжество   светлых   сил   жизни   над   темными   силами   смерти.   На   этих праздниках   траур   и   печаль   сменялись   радостью,   весельем,   шутками. Некоторые черты таких игр сохранились в позднейших западноевропейских карнавалах. В Древнем Египте уже с конца III тысячелетия до н. э. ежегодно при   храмах,   особенно   во   время   коронации  фараонов,   жрецы   разыгрывали театрализованные сценки о покровителе земледельцев и ремесленников ­ боге 11 Осирисе.   Изображалось   убийство   Осириса   его   коварным   братом   Сетом, поиски и погребение тела Осириса его супругой Исидои, месть Гора, сына Осириса, за отца и чудесное воскресение.   Таким   образом,   именно   в   игре   человек   моделировал   свои   действия, независимо   от   того,   является   игра   частью   магического   действия   или   нет. Всевозможные   ритуальные   игрища,   связанные   с   какой­либо   формой деятельности   (охотой,   земледелием,   скотоводством),   воспроизводят   весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое начало   служило   выработке   определенных   форм   поведения,   ритуалов, связанных   с   миросозерцанием   человека   на   ранних   стадиях   его   развития, обычаев и традиций, поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца. Танцы.  Искусствоведы   и   ученые   утверждают,   что   танец   появился   в первобытном   обществе.   Для   первобытного   человека   танец   был   формой существования. Танец  был  основой  обрядов и занимал  важнейшее место  в жизни человечества, существовали разнообразные виды плясок ­ охотничьи, военные,   тотемные,   обрядовые.   Поводы   к   пляскам   и   сюжеты   сих   плясок диктовались   самой   жизнью.   Массовость   ­   необходимое   условие   пляски.  Среди   первобытных   танцев   преобладали   ритуальные   танцы,   например, военные. Они были «игрой» в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий.   Танцевали не от избытка сил, а чтобы их приобрести. Женские   обряды   древности   принадлежат   к   эпохе   верхнего   палеолита.   С образом   женщины   были   связаны   образы   огня   и   продолжения   рода. Помимо женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, 12 были   распространены   танцы,   в   которых   женщины   воплощались   в   образ полезного для племени растения. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах   племени.   Для   человека   первобытного   общества   танец   не   только основная форма совершения обрядов и ритуалов, но и способ мышления и жизни.  Основная форма исполнения ­ круг, который является удобной формой массового танца и имеет ведовский смысл, сопряженный с культами Солнца и Луны. Самое распространенное движение в танцах – топанье, поскольку оно «заставляет землю трепетать и покоряться человеку». Еще распространены танцы   на   корточках;   танцующие   любят   кружиться,   дергаться   и   скакать. Скачки   и   кружения   доводят   танцующих   до   экстатического   состояния, заканчивающегося сознания. потерей порой       В качестве аккомпанемента используются топанье, хлопки в ладоши, а в свой черед игра на всевозможных барабанах и дудках из природных материалов. Танцы такого рода сегодня можно увидеть на островах Тихого Океана и в Африке.  Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую­ нибудь   мысль,   действие,   поступок.   Выразительные   танцы   имели   огромное значение   и   в   быту,   и   в   общественной   жизни.   Очень   часто   празднества плясками.  начинались сопровождались и       Для человека первобытного общества танец — это способ мышления и жизни. В   танцах,   изображающих   животных,   отрабатываются   охотничьи   приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах   племени.   Любовь,   труд   и   обряд   воплощаются   в   танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских   индейцев   тарахумара   понятия   "труд"   и   "танец"   выражаются 13 одним   и   тем   же   словом.   Глубоко   воспринимая   ритмы   природы,   люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.  Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь —   топанье,   возможно,   потому,   что   оно   заставляет   землю   трепетать   и покоряться   человеку.   В   первобытных   обществах   распространены   танцы   на корточках;   танцующие   любят   кружиться,   дергаться   и   скакать.   Скачки   и кружения   доводят   танцующих   до   экстатического   состояния, заканчивающегося   иногда   потерей   сознания.   Танцующие   обычно   не   носят одежды, зато носят маски, сложные головные уборы и часто раскрашивают свое   тело.   В   качестве   аккомпанемента   используются   топанье,   хлопки   в ладоши,  а также  игра на всевозможных  барабанах и  дудках из природных материалов. У   первобытных   племен   нет   регламентированной   техники   танца,   но великолепная   физическая   подготовка   позволяет   танцующим   полностью отдаваться   танцу   и   плясать   с   абсолютной   самоотдачей,   вплоть   до исступления.   Танцы   такого   рода   до   сих   пор   можно   увидеть   на   островах южной части Тихого Океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке. Погребальные   и   церемониальные   танцы   отличались   строгостью   и простотой, но со  временем стали  возникать   и  другие,  более  декоративные виды танца. Рабов и рабынь обучали танцам для домашних развлечений. В Египет   привозились   танцовщики   из   других   стран.   Имелись   странствующие труппы   профессиональных   актеров,   которые   разыгрывали   пантомимы, исполняли акробатические номера  под аккомпанемент бубнов и кастаньет. Некоторое   время   пользовались   популярностью   танцы   негров­пигмеев. В   произведениях   древних   поэтов,   писателей,   художников   встречаются названия танцев и их участников, описываются правила исполнения. 14 Так, например, древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде» описал хоровод, а в «Одиссее» ­ мужской дуэт на фоне танцующих юношей. Лукиан написал целый трактат «Диалог о танце». Описания танцев мы можем встретить и у Аристотеля,   Филострата,   в   трагедиях   Эсхила,   Софокла,   Еврипида,   в комедиях Аристофана. О характере древнегреческих танцев рассказывают и многочисленные   изображения   танцовщиков   и   танцовщиц   на   барельевах,   в вазописи, в скульптуре. Наиболее известны барельеф «Танцующие молодые гречанки»,   вазовая   живопись   «Кордакс»   и   «Сикиннис»,   скульптуры   – «Танцующая   гречанка»,   «Танцующая   Менада»,   знаменитые   Танагрские статуэтки, «Бегущий Меркуриий». Танцы   древних   греков   можно   разделить   на   священные   (обрядовые, ритуальные),  военные,  сценические,  общественно­бытовые.  Примерно   такие же   по   характеру   танцы   были   и   у   других   народов.  Священные   пляски   по преданию были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он увидел их во время храмовых празднеств египтян. Но движения, жесты он подчинил своему ритму, и они стали больше соответствовать характеру и духу греков. Эти пляски   исполнялись   под   звуки   лиры,   отличались   строгой   красотой. Праздники,   а   значит   и   танцы,   часто   посвящались   разным   богам:   Дионису, богине   Афродите,   Афине.   Они   отражали   определённые   дни   трудового календарного года. Военные пляски в Древней Греции играли большую роль в воспитании мужества,   патриотизма,   чувства   долга   у   юношества.   Обычно   военные, пиррические   пляски   исполняли   двое.   Существовали   такие   массовые пиррихии,   в   которых   танцевали   одни   юноши,   а   иногда   вместе   с   юношами плясали и девушки. Военные пляски воспроизводили бой, различные боевые перестроения, это были сложные хореографические композиции. В рувках у танцующих   были   луки,   стрелы,   щиты,   зажженные   факелы,   мечи,   копья, дротики. В сюжетах героических танцев, как правило, находили отражение мифы и предания о героях. 15 Э.А.Королева   выделяет   две   основные   ветви   первобытного   танца: ритуальный,  обрядовый   танец   и  танец   бытовой.  Она   считает,  что   бытовой танец   произошёл   от   ритуального,   это   тот   же   обрядовый   танец,   только утративший   своё   магическое   значение.   Таким   образом,   исходной   формой танца   был   обрядовый,   ритуальный   танец,   неразрывно   связанный   с   мистическими   представлениями   и религиозными,   мифологическими, жизнедеятельностью первобытного общества.  Э.А.Королева, А.Д.Авдеев рассматривают 3 основных вида ритуального танца: тотемические, охотничьи и военные. По поводу того, какой из этих видов   возник   раньше   других,   единого   мнения   не   существует.   А.Д.Авдеев, например,   пишет,   что   тотемическая   пляска   возникает   как   развитие охотничьей. Э.А.Королёва же указывает, что именно «в тотемических обрядах проявляется первая специализация танца» (Э.А.Королева, 1977, с. 50).  Песни.  Нам трудно представить себе музыку первобытны людей. Ведь тогда еще не существовало письменности и никто не умел записывать ни слова песен, ни их музыку. Самое общее представление об этой музыки мы можем получить частью по   сохранившимся   следам   жизни   людей   тех   далеких   времен   например   по наскальным и пещерным рисункам , а частью по наблюдениям над жизнью некоторых современных народов, сохранивших первобытный уклад жизни. так мы узнаем, что еще на заре человеческого общества музыка играла важную роль в жизни людей. Матери, напевая, укачивали детей воины воодушевляли себя  перед  битвой  и  устрашали   врагов  воинственными   песнями  ­  кличами пастухи протяжными словами собирали стада а когда люди собирались вместе для   какой­нибудь   работы,   размеренные   выкрики   помогали   им   объединить усилия и легче справиться с работой. Когда умирал кто­либо из первобытной общины,   его   близкие   выражали   свое   горе   в   песнях­плачах.   Так   возникли древнейшие   формы   музыкального   искусства   колыбельные,   военные, пастушеские, трудовые песни, погребальные плачи. Эти древнейшие формы 16 продолжали развиваться и сохранились даже и в наши дни, хотя, конечно, они очень   сильно   изменились.   Ведь   музыкальное   искусство   непрерывно развивается, как и само человеческое общество, отражая все разнообразие чувств и мыслей человека, его отношение к окружающей жизни. Это главная особенность   настоящего   искусства.   Музыка   входила   в   игры   первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных людей были слиты в одно целое зачатки   различных   видов   искусства   ­   поэзии,   музыки,   танца,   театрального действия, которые впоследствии обособились и стали развиваться независимо. Такое перасчлененное синкретическое искусство, похожее, скорее, на игру,   живущих   в   условиях сохранилось   и   в   наши   дни   у   племен, первобытнообщинного строя. В древнейшей музыке было много подражания звукам   окружающей   жизни.   Постепенно   люди   научились   отбирать   из огромного   количества   звуков   и   шумов   звуки   музыкальные,   научились осознавать их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Ритм раньше других музыкальных элементов получил развитие в первобытном музыкальном искусстве. И тут нет ничего удивительного, ведь ритмичность заложена в самой природе человека. Первобытная музыка помогала людям найти ритм в работе. Мелодически однообразная и простая, эта музыка была в то же время удивительно сложной и разнообразной в ритмическом отношении. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притоптыванием это самая древняя   форма   пения   с   сопровождением.   По   сравнению   с   музыкой первобытного   общества   музыка   древнейших   цивилизаций   стояла   на неизмеримо   более   высокой   ступени   развития.   Барельефы   на   развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и Другие памятники далеких времен сохранили   для   нас   изображения   музыкантов.   Но   что   именно   играли музыканты, о чем пели певцы, об этом мы можем только догадываться. Мы не можем точно представить, что это была за музыка: ведь даже музыкальное искусство древних греков известно в основном по описанию. О первобытной 17 музыке мы судим по находкам археологов (разнообразные свистки, кости с дырочками,   раковины),   наскальным   рисункам.   Какое­то   представление   о музыке   наших   далеких   предков   дает   так   называемое   синкретичное   (т.   е. неразделенное,   тесно   связанное   с   практическими   жизненными   процессами общества)   искусство   современных   племен,   живущих   еще   по   законам первобытной общины.  С течением времени музыка стала обретать более устойчивые формы, вырабатывались свои законы, логика построения мелодии, употребления тех или иных ритмов. Из огромного количества звуков и шумов люди научились отбирать   звуки   музыкальные,   осознавали   их   соотношение   по   высоте   и длительности,   их   связь   между   собой.   Совершенствовались   и   примитивные инструменты.   У   разнообразных   африканских   племен   до   сих   пор   бытуют звучащий лук, огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, маленькие барабаны   из   высушенной   тыквы,   простейшие   свирели,   рога,   раковины   — прообразы современных струнных, ударных, духовых инструментов.  Самостоятельность музыка приобретает значительно позже — в период разложения первобытно общинного строя, когда постепенно художественная деятельность   человека   отделяется­от   практической.   История,   литература сохранили   разнообразные   мифы   и   легенды   о   силе   воздействия   музыки. Вспомним   пленительное   пение   сирен,   описанное   в   «Одиссее»   Гомера, способность   музыки   укрощать   диких   зверей  (миф   об   Орфее),  исцелять   от болезней.  Разделение   труда   и   возникновение   классов   способствовали   также   и разделению некогда единой, всеобщей культуры и, естественно, музыки на   Появляются культуру   господствующих   и   угнетенных   классов. профессиональные музыканты; самостоятельно живет и развивается народная музыка.  Гораздо более важное значение для последующих времен имела музыка Древней   Греции.   Она   тогда   звучала   в   театральных   представлениях,   где декламация   сменялась   пением   хора,   и   на   народных   праздниках,   и   в 18 повседневной жизни. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире или кифаре.  Вывод.  До   сих   пор   не   существует   единого   мнения   о   первенстве рождения   танца,   песни   или   музыки,   неоспоримо   одно   –   появление   танца связано   с   осознанием   ритма   в   качестве   сопровождения   определённой последовательности   телодвижений.   Эти   ритмические   телодвижения   могли нести в себе различное содержание, что послужило впоследствии поводом к созданию множества теорий о происхождении танца (его предшественниками называли игру, магические или религиозные ритуалы, эротические инстинкты и т.п.). Любая из теорий имеет право на существование, а также не может считаться   и   единственно   верной.   Их   внимательное   изучение   подтверждает вывод – во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.   Уже на первом   этапе   своего   существования  танец  пытался   в  общественной   форме отображать   действительность,   отбирать   наиболее   типические   его   черты, придавать   им   определённый   образ.   Первой   музыкой   для   танцующих   были звуки   барабанов,   шум   звенящих   браслетов   и   амулетов,   первым   гримом служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности ­ подражание различным животным.  Музыка входила в игры первобытных людей как непременная составная часть. Она была неотделима от слов песен, от движений, от пляски. В играх первобытных   людей   были   слиты   в   одно   целое   зачатки   различных   видов искусства   —   поэзии,   музыки,   танца,   театрального   действия,   которые впоследствии   обособились   и   стали   развиваться   независимо.   Такое   не расчлененное   (синкретическое)   искусство,   похожее,   скорее,   на   игру, сохранилось   и   в   наши   дни   у   племен,   живущих   в   условиях   первобытно общинного   строя.   В   древнейшей   музыке   было   много   подражания   звукам окружающей   жизни.   Постепенно   люди   научились   отбирать   из   огромного 19 количества   звуков   и   шумов   звуки   музыкальные,   научились   осознавать   их соотношение по высоте и длительности, их связь между собой. Заключение Массовое зрелище в эпоху первобытности по своей сути и форме явление коллективное.   Оно   в   отличие   от   многих   других   видов   жизнедеятельности человека   всегда   и   непременно   ­   коллективное   действо,   коллективное переживание,   обязательно   требующее   присутствия   и   непосредственного участия   группы   людей.   Массовые   зрелища   возникают   только   там,   где существуют   духовные   связи   между   людьми.   В   жизни   каждого   народа массовые зрелища занимают свое особое место. Примечательна весьма важная социологическая особенность зрелищ, заключающаяся в том, что народ здесь имеет   удачную   возможность   раскрыть   и   творчески   выразить   себя   как исторический субъект, непосредственно участвующий в зрелищах. В   прошлом   массовые   зрелища   были   одним   из   главных   источников творчества,   двигателем   культуры.   Будний   день,   даже   при   наилучшей   его организации,   врядли   может   вполне   заменить   эту   творческую   функцию зрелища. В человеке постоянно живет потребность в зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать  и обновлять зрелища  в  тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним. Мы считаем, что массовые зрелища в будущем будут   представлять   собой   фундаментальный   институт   человеческой культуры, а празднование ­ одну из основных и любимых форм коллективного поведения   людей.   Весь   предшествующий   опыт   истории   человеческой культуры подтверждает то, что потребность в массовых зрелищах является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости их форм. Связь   зрелищ   с   закономерными   ритмическими   явлениями   жизни:   с ритмом   природы,   с   мифологическим   временем,   с   ходом   истории,   то   есть 20 относительная   устойчивость   массовых   зрелищ   и   постоянное   внутреннее изменение их содержания и формы. Список литературы 1. Айзенштадт В.Н. Режиссура и организация массовых зрелищ  2. Брабич В.М. Зрелища Древнего Мира / В.М. Брабич и Г.С. Плетнева. ­ Л.: Искусство, 1977. ­ 79 с. 3.  Борщ   В.   А.   Эволюция   массовых   зрелищ   как   составная   часть   развития общества   /   Виктория   Борщ   //   Культура   и   информационное   общество   ХХI столетия: Материалы конференции молодых ученых, 25­26 апреля 2006г. – Х.: ХГАК. – С. 186­187. 4.   Глан Б. Н. Массовые праздники и зрелища / Б.Н. Глан. – М., 1961.преля 2006г. – Х.: ХГАК. – С. 186­187. 5. Михаил Максимов Цветв Победы. Журнал Вокруг света 2001 21

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».

«Массовые зрелища в эпоху первобытности как основа досуга (игры, танцы, песни)».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019