Мастер – класс для родителей.
Тема: упражнения, способствующие гармоничному развитию детей от 3 до 12 лет.
Цель: ознакомление
родителей с упражнениями, способствующими гармоничному развитию детей от 3 до
12 лет.
Задачи:
Образовательные: ознакомить родителей с упражнениями, способствующих
гармоничному развитию детей от 3 до 12 лет.
Развивающие: способствовать развитию творческой познавательной
деятельности родителей, активному овладению данными упражнениям.
Воспитательные: обеспечить понимание значимости данных упражнений для
гармоничного развития детей.
Оборудование:
• Гимнастические мячи.
• Гимнастические коврики.
• Музыка для релаксации.
Ход мастер-класса:
Ритуал
приветствия:
Приветствие «Дружная семья».
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к
участию в работе.
Дети и родители выполняют движения вместе с педагогом-психологом:
Педагог-психолог:
Я, ты, он, она-
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева.
Ущипни соседа справа,
Ущипни соседа слева.
Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа,
приговаривая:
-Он такой хороший!
-Я такой хороший! (гладим себя),
Я лучше всех!
Организационный момент: Мини – лекция: «Он пришел, чтобы быть
любимым».
Цель: привлечение внимания родителей к особенностям развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста.
Здоровыми, успешными, счастливыми мечтают видеть своих дочерей и сыновей все
мамы и папы.
Очертим круг проблем, как правило, преследующих дошколят и младших школьников.
Ребенок гиперактивен, невнимателен, отвлекается, быстро устает, не доводит дело
до конца, медлителен или слишком активен, плохо усваивает учебный материал,
пропускает и путает буквы, пишет их зеркально, при чтении «проглатывает»
окончания, угадывает слова, отстает во многих видах деятельности от группы
(класса)...
Эти проблемы - повод, чтобы бить тревогу, обращаться к специалистам.
Большинство родителей списывают неблагополучие на трудности роста (подрастет -
поумнеет!), возможно — на недостатки воспитания; на нежелание отпрыска «хорошо
себя вести» дома или в детском саду и «выполнять все требования учителя» в
школе. Подручный метод воздействия известен — хорошая взбучка.
Однако, свято веря, что ребёнок сам виноват и что со временем всё «само собой
устаканится», взрослые, как правило, дважды ошибаются.
«Виноваты» участившиеся ныне патологии беременности и родов, следствием которых
становится поражение центральной нервной системы плода. Причем если серьезные,
очевидные нарушения у новорожденного сразу же получают диагноз «родовая
травма», то более легкие на первом году жизни незаметны и проявляются
значительно позже — трудностями поведения и обучения, речевыми нарушениями,
различными видами невротических реакций. Между тем детишек с «легкими»
нарушениями большинство, именно они и составляют до 90 процентов детсадовских
«неумех», неуспевающих школьников.
«Виновато» также нередко встречающееся нарушение последовательности этапов
двигательного развития младенца. В норме он проходит родовые пути — лежит на
спине — поворачивается на один и другой бок — переворачивается на живот —
ползает по-пластунски — поднимает руки, упирается — поднимает голову и
охватывает взглядом пространство — садится — ползает на четвереньках — встает с
помощью рук, потом без — ходит с помощью взрослого, потом самостоятельно. При
этом на каждом этапе «запускаются» важнейшие механизмы, образуются новые
функциональные связи, ребенок без искажений воспринимает пространственную
сферу. Но малейший сбой в этой последовательности, пропуск какого-то этапа
пагубно сказываются на развитии мозга. Допустим, малыш не ползал, а сразу
встал, пошел — жди проблем с координацией движений, чтением и письмом, речевым
развитием...
Показать специалистам дошкольника, младшего школьника стоит в любом случае. И
особенно при наличии факторов риска (родился через кесарево сечение; получил
родовую травму; не ползал вовсе или мало и только назад; часто болел, принимал
антибиотики; получил общий наркоз; имеет повышенный или пониженный мышечный
тонус, ходит на цыпочках; имеет травмы головы, частые бытовые травмы).
Эффективная методика (автор — профессор, кандидат психологических наук Анна
Семенович) — специальный комплекс тестов, коммуникативных игр, упражнений,
дыхательной и глазодвигательной гимнастики — позволяет «вернуть» ребенка в
первый год жизни и заново выстроить его двигательное развитие — на сей раз
полноценно, без губительных пропусков. В итоге улучшается его память,
нормализуются процессы мышления и восприятия, он становится более ловким,
эмоциональным, коммуникабельным, более успешным в учебе, в окружении
сверстников.
Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя все этапы его
сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
Основная часть:
Цель: ознакомление родителей с основными блоками упражнений.
Основные блоки упражнений:
-
дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- растяжки;
- упражнения двигательного репертуара.
1. Дыхательные упражнения.
Цель: восстановление нормального дыхания в покое, что способствует
усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизация
тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребёнка.
«Вдох – выдох».
Для детей от 5 лет.
• Упражнения выполняется только по команде взрослого « вдох – выдох».
И. п. Ребенок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в
потолок. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук плотно
прижаты друг к другу и не шевелятся. Ноги лежат прямо (перекрещивать их
нельзя). Ребенок не должен шевелить ногами.
Во время команды взрослого «вдох» ребенок делает глубокий вдох через нос (рот
закрыт), затем во время команды взрослого «выдох» ребенок делает шумный выдох
через открытый рот. Выполнить 5 раз.
«Забей гол».
Для детей от 3 до 5 лет.
И. п. Ребёнок садится за стол напротив взрослого. Взрослый складывает из
кубиков ворота. Кладёт на стол перед ребенком мяч для настольного тенниса.
Вначале взрослый показывает ребёнку, как нужно задуть шарик в ворота («Забить
гол»).
2. Глазодвигательные упражнения.
Цель: Расширить пространство зрительного восприятия. Развивать
межполушарное взаимодействие и повышать энергетику мозга.
Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют
кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного
восприятия, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, совершенствуют
координацию в горизонтальной плоскости, повышают устойчивость вестибулярных
реакций, способствуют улучшению координации движений глаз и головы, улучшают
упругость век, стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное
зрение, предупреждают косоглазие, тренируют способность глаза фокусировать,
усиливают координацию глаз, стимулируют сокращение и расслабление зрачков.
Для детей от 5 лет.
Лежа. С помощью взрослого. Рот закрыт. 3 уровня.
Исходное положение (И.п.): Ребенок лежит на спине. Голова лежит
неподвижно, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища, ладони прижаты к полу,
пальцы рук не шевелятся. Ноги выпрямлены и не перекрещены.
• Нужно научить ребенка следить глазами за яркой точкой на конце ручки, не
двигая при этом головой.
Взрослый берет ручку, располагает ее яркий конец напротив переносицы ребёнка и
плавно перемещает ручку над глазами ребенка вправо и обратно к середине; влево
и обратно к середине; вверх и обратно к середине; вниз и обратно к середине; к
переносице и от переносицы. Ребенок следит за яркой точкой на конце ручки
обоими глазами, не поворачивая голову, и его глаза должны сходиться к
переносице, когда предмет оказывается у носа. Необходимо на 1—2 секунды
задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ, у переносицы),
ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется последовательно на 3 уровнях.
I Уровень. Ручка располагается на расстоянии вытянутой руки ребенка.
II Уровень. Упражнение выполняется аналогично на расстоянии руки
ребёнка, согнутой в локте.
III Уровень. Упражнение выполняется аналогично около переносицы ребёнка.
Упражнение выполнять не более 2 раз на каждом уровне.
Для детей от 3 до 5 лет.
«Часики».
И.п. Ребёнок лежит на спине.
1. Глаза ребёнка медленно двигаются влево – вправо («тик-так»). Ребёнок
старается поворачивать глаза как можно дальше в стороны.
2. Ребёнок закрывает глаза, взрослый считает до 5, затем ребенок открывает
глаза и т.д.
Повторить 5-6 раз.
3. Растяжки.
Цель: преодоление разного рода мышечных дистоний (гипо- или
гипертонусов), зажимов и патологических ригидных телесных установок;
оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической
активности.
В процессе выполнения упражнений двигательного репертуара происходит
постепенное освоение пространства собственного тела и пространства вокруг
собственного тела. Отработка в процессе ползаний таких понятий как верх – низ,
впереди–позади, право–лево, являются хорошей профилактикой нарушений письма,
чтения и счёта у старших дошкольников и младших школьников.
Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную
тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции
произвольного самоконтроля (саморегуляции).
Для детей от 3 до 5 лет.
«Покачаемся»
И.п. Взрослый садится на пол так, чтобы за спиной не было опоры, ноги
вытянуты, слегка раздвинуты. Ребенок садится на руки взрослого и занимает
удобную позу.
Взрослый обнимает ребёнка и начинает медленно, ритмично раскачиваться из
стороны в сторону, вперёд и назад.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не захочет встать. Тогда
взрослый понемногу разжимает руки и отпускает ребёнка, но не сразу, давая
возможность ребёнку приложить некоторое усилие, чтобы разорвать объятия.
«Качели»
И. п. Ребёнок лежит на спине. Руки лежат на полу над головой. Руки и
ноги расслаблены.
Один взрослый берет ребёнка за руки, чуть повыше запястья. Другой – за ноги, немного
выше щиколотки.
Взрослые поднимают ребёнка над полом и растягивают его, сделав шаг назад и
разведя руки и ноги ребёнка в стороны. Взрослые раскачивают ребенка вправо –
влево и читают текст. Слова должны по ритму совпадать с раскачиванием.
Одновременно с последним словом текста взрослые бережно опускают ребенка на
пол.
Еле – еле, еле – еле,
Раскачали мы качели.
Раскачали, раскрутили
И тихонько опустили.
Упражнения на гимнастическом мяче (фитболе).
Перекатывание на животе. Вперёд – назад.
И.п. Ребёнок лежит на мяче (на животе). Руки вытянуты вперед и лежат на
поверхности мяча. Голова ребёнка должна находиться на уровне тела или чуть
ниже.
1. Взрослый, придерживая прямые ноги ребёнка за щиколотки, перемещает его на
мяче вперёд до тех пор, пока ребёнок не коснется пола руками. Затем взрослый
возвращает мяч в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
2. Взрослый кладёт одну ладонь на спину ребёнка, а другой рукой, придерживая за
щиколотку, перемещает его на мяче назад до тех пор, пока ребёнок не встанет на
ноги на полную стопу. Затем взрослый возвращает мяч в исходное положение.
Повторить 4-5 раз.
Для детей от 5 лет.
«Фараон».
И.п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок,
рот закрыт. Руки вытянуты вдоль туловища, ладони лежат на полу, пальцы рук
плотно прижаты друг к другу и не шевелятся.
Для детей до 7 лет : по команде взрослого «раз» ребёнок поднимает
голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребёнок опускает голову на
пол и расслабляется.
Выполнить 6 раз.
Для детей от 7 лет упражнение выполняется вместе с дыханием – во время
команды взрослого «раз» ребёнок делает вдох через нос (рот закрыт); во время
команды взрослого «два» ребёнок делает выдох через широко открытый рот.
«Струночка» (линейные растяжки).
И. п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в
потолок. Руки лежат на полу над головой. Ноги прямые, не перекре¬щены (немного
раздвинуты).
1. Взрослый берёт ребёнка за руки. Очень медленно и осторожно начинает
растягивать руки ребёнка параллельно полу.
Потом возвращает руки в исходное положение. Руки ребёнка расслабляются.
Взрослый берёт ребёнка за ноги. Очень медленно и осторожно начинает растягивать
ноги ребёнка параллельно полу.
Потом возвращает ноги в исходное положение. Ноги ребёнка расслабляются.
Растяжение (напряжение рук и ног) и расслабление в исходном положении должны
занимать равные промежутки времени.
Выполнить 3 раза.
2. Аналогично с каждой рукой и с каждой ногой.
3. Ребёнок выполняет упражнение самостоятельно, растягивая руки и ноги без
помощи взрослого. Взрослый контролирует и про¬веряет растяжение (напряжение рук
и ног) и расслабление рук и ног в исходном положении.
Ребёнок тянется:
- двумя руками, ноги расслаблены (выполнить 3 раза);
- двумя ногами, руки расслаблены (выполнить 3 раза);
- правой рукой и правой ногой, левая рука и левая нога расслаблены (выполнить 3
раза);
- левой рукой и левой ногой, правая рука и правая нога расслаблены (выполнить 3
раза).
4. Упражнения двигательного репертуара.
Цель: постепенное освоение пространства собственного тела и пространства
вокруг собственного тела.
Для детей от 3 до 5 лет.
Ползание под стульями на спине.
И.п. Взрослый ставит стулья друг за другом в виде тоннеля и говорит
ребёнку, что надо будет двигаться по тоннелю под стульями.
Ребёнок ложится на спину и ползёт на спине под стульями, как может. Взрослый
находится рядом с ребёнком и следит за тем, чтобы ребёнок не испугался и не
ударился.
Ползание под стульями на животе.
Взрослый ставит стулья друг за другом в виде тоннеля и говорит ребёнку, что
надо будет двигаться по тоннелю под стульями.
Ребёнок ложится на живот и ползёт на животе под стульями, как может (на колени
вставать нельзя). Взрослый находится рядом с ребёнком и следит за тем, чтобы
ребёнок не испугался и не ударился.
Для детей от 5 лет.
«Короткое бревнышко».
И.п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты вдоль туловища, пальцы прижаты
друг к другу, ладони прижаты к бедрам. Ноги прямые.
Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и
обратно. Когда ребёнок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую
правую ногу. Когда катится влево, прямая правая нога заходит на прямую левую
ногу, руки не должны отрываться от тела.
«Длинное бревнышко».
И.п. Ребёнок лежит на полу. Руки вытянуты над головой, ладони сложены
«лодочкой», пальцы не переплетены, голова находится между руками. Ноги прямые.
Ребёнок должен медленно прокатиться от одной стены комнаты до противоположной и
обратно. Когда ребёнок катится вправо, прямая левая нога заходит на прямую
правую ногу. Когда катится влево, прямая правая нога заходит на прямую левую
ногу.
Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами попеременно.
И. п. Ребёнок лежит на спине. Голову можно приподнять. Руки лежат на
животе, не перекрещиваются, не двигаются. Одна нога согнута в колене, и её
стопа стоит на полу, вторая выпрямлена и лежит на полу.
Ребёнок медленно ползёт, отталкиваясь ногами попеременно — то одной ногой, то
другой до полного разгибания ноги; вторая нога не сгибается, пока первая не
распрямится до конца.
• Если у ребёнка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему
руками, придерживая согнутую в колене ногу около щиколотки.
Ползание на животе. Руки двигаются попеременно, ноги неподвижны.
И. п. Ребёнок лежит на полу на животе. Голова приподнята. Глаза смотрят
вперед. Одна рука вытянута вперёд, пальцы прижаты друг другу, «смотрят» вперёд.
Вторая рука согнута в локте
Ребёнок медленно ползёт, отталкиваясь одновременно двумя ногами до полного
разгибания ног.
• Если у ребёнка не получается ползти самостоятельно, взрослый помогает ему
руками, , лежит около груди. Ноги прямые, не перекрещены.
Ребёнок медленно ползёт вперёд, подтягиваясь попеременно то к одной, то к
другой руке, ногами не помогает, грудь от пола не отрывает.
Итог мастер-класса:
Цель: обобщение изученного материала.
Рекомендации родителям:
В завершение несколько рекомендаций родителям. Играйте с детьми! Любые
совместные, особенно подвижные, игры с обилием правил эффективно скажутся на
развитии у ребенка внимания, целеполагания, самоконтроля. Предложите изобразить
героя любимой сказки — Вини Пуха, Дюймовочку, Железного Дровосека,
Тянитолкая... А потом попросите рассказать о телесных ощущениях, мыслях и
чувствах, пережитых в образе.
Обсудите с ребенком, что он обычно делает после того, как проснулся, чем
занимается потом и т.д. Схематично изобразите распорядок дня, укажите четкое
направление хода времени. Попросите рассказать об основных моментах режима дня,
используя наречия и предлоги: утром, днем, вечером, ночью; сначала, потом,
раньше, позже; часто, редко, перед, до, после и т.д.
Можно увлечь ребенка рисованием несложных орнаментов, или выкладыванием
повторяющихся узоров с помощью мозаики. Постепенно подводите его к более
плавному выполнению таких заданий: гармонизация движений — двигательная
«мелодия», ловкость, точность — залог многих будущих достижений.
Занимаясь с ребенком, не прячьте от него свои эмоции — улыбайтесь, удивляйтесь,
проявляйте интерес, восторг! Детей привлекает все новое, яркое, необычное —
возьмите же на себя руководство их вниманием, вовлекайте их в разнообразные
виды деятельности, развивающие фантазию, эмоции, умения.
Давая задание ребенку, помните: инструкция должна быть доброжелательной,
конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей. Занимайтесь с ребенком не от
случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться его успехами и
проблемами в детском саду, в школе. Всегда подчеркивайте, что очень цените его
старания. Именно старания, труд, а не оценки.
А уж если пойдут одни «пятерки», — почему бы не порадоваться!
Ритуал окончания занятия: Психогимнастика «Доброта, нежность и ласка».
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительному выходу из
мастер-класса.
Дети и родители выполняют движения вместе с педагогом-психологом:
Педагог-психолог:
Доброта прилетела к нам и села на кончик носа.
Доброта сказала: «Улыбайтесь, всему миру улыбайтесь».
Нежность прилетела, обняла нас за плечи и сказала: «Дорожите друг другом».
Ласка прилетела, обняла все тело и сказала: «Любите друг друга».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.