МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ТЕАТР КАК
СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ»
Цель: приобщать родителей к театрализованной деятельности дошкольников в образовательном учреждении и домашних условиях.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их
знаний по театрализованной деятельности детей
в детском саду и дома;
- знакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр;
- повышать компетентность родителей в развитии творческих способностей
дошкольников через игру – импровизацию;
- содействовать сплочению родительского коллектива через
театрализованную игру.
Оборудование:
атрибуты на штоках: солнце, месяц, бабочки, червячки; платковые:
бабочки, мотыльки; варежковые : рыбки; большие напольные куклы: цветы;
ширма; плоскостные деревья, озеро; книга, карандаш, стол, маски утенка и
цыпленка; карточки с заданиями.
Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель.
Ход:
В.: Уважаемые родители! Уважаемые мамы! Мы собрались с
вами в такой день, когда вся страна отмечает День Матери! Мы тоже хотим
поздравить вас с этим прекрасным праздником:
Разрешите
вас поздравить,
Радость вам в душе оставить,
Подарить улыбку, пожелать вам счастья,
Прочь невзгоды и ненастья.
Пусть исчезнет грусти тень
В этот праздничный ваш день!
И подарить хотим вам мастер – класс по
театрализованной деятельности – «Театр как средство взаимодействия с
ребенком», потому что театр – это игра, театр – это праздник! А детская
жизнь всегда насыщена игрой, и каждый ребенок хочет сыграть в ней свою
роль. Научить ребенка
играть, брать на себя роль и действовать, в конечном итоге
приобрести свой жизненный опыт - все это помогает
осуществить театрализованная деятельность. Театрализация способствует
развитию фантазии, памяти, воображения, учит сопереживанию; через мимику, жесты
ребенок передает эмоциональное состояние героя. В процессе освоения
театрализованных игр детьми, у них обогащается словарный запас,
формируется звуковая культура речи, навыки связной, диалоговой речи.
Театрализованная игра дает возможность спрятаться за маску, костюм,
решить какую - то проблемную ситуацию. Театрализованная деятельность
является средством сохранения эмоционального здоровья ребенка. Таким образом,
театрализация решает многие воспитательно- образовательные задачи,
и мы включаем такие игры как в рганизованную фронтальную деятельность с
детьми, так и в совместную и индивидуальную деятельность ребенка и взрослого.
А сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть. Для
этого мы сядем все в единый круг: взрослые и дети.
Сначала проведем своеобразную разминку: выполним игровые упражнения, затем
пластические этюды.
1 . «Настройка слуха»: сесть в
удобной позе с закрытыми глазами и послушать, кто прошел по
коридору (взрослый, ребенок, пожилой человек, группа людей…)
2. Задания на развитие пантомимики:
Прежде, чем мы перейдем к заданиям для взрослых, мы хотим
показать, как наши дети осваивают основы пантомимы. Для всей группы
предлагались следующие условия: маленький зайка промок под дождем, пришел домой
и рассматривает себя в зеркале. Вот какой зайка получился у Варвары:
(Ребенок выходит и показывает, как он смотрит в зеркало,
рассматривает себя: подставил мордочку к самому зеркалу: мокрая,
повернулся спинкой – намокла, стряхнул с себя воду; проверил ушки:
поднял одно ушко – мокрое, стряхнул воду, поднял второе – тоже мокрое, стряхнул
воду; хвостик промок, да еще и грязный, почистил его лапками: посмотрел
на задние лапки : ой – ой – ой какие грязные! Почистил сначала одну лапку,
потом другую. Еще раз посмотрел на себя в зеркало. Ах, какой
же я хороший, ах, какой же я пригожий!). А теперь покажет Юра
Тагеев какой у него зайка.
Теперь взрослые:
2.2 показать
- как Коза смотрится
в зеркало (…а коза – то, а коза, растопырила глаза: что такое ? почему? Ничего
я не пойму); баба Яга (
красавица трехсотлетняя, зловредная, люблю пакости людям делать. Ну,
какова, какова: рост – так гренадер! А ножка, ножка – костяная! А лицо –
засмотришься: зубки торчком, носик крючком, а волосики паклей!); Бармалей
( хорош! Ну, хорош! Что усы, что сабля. А со спины? Вылитый
людоед! А с боку? Да, да я - злой разбойник! В общем -
милашка!)
- Баба Яга пробует
любимое блюдо ( ах, какой настой! Тут тебе и коренья, и травки,
мухоморчики непременно, а еще лягушачьи лапки и крылышки летучей
мыши); медведь лакомится
медом ( подошел к дереву, где есть мед лесных пчел, постучал, послушал. Да,
полное дупло меда! Залезаю. Эх, лапа не достает! Надо что – то придумать!
А, вот дерево подходящее, тяну , тяну из земли. Ух, вытянул. Скорее
встать на него, и запусить лапу в дупло… Вот он, вот он - мед.
Открываю рот и наслаждаюсь! Ай! Ой! Пчелы! Все, все убегаю!!!)
- Лисичка – сестричка выслушивает
комплименты ( и шубка – то у тебя рыжая, и хвостик - то у тебя пушистый, на
ногах – черные чулочки. Ушки – на макушке, все, что надо слышишь, все, что надо
знаешь. Умница – красавица, рыжая плутовка);
зайка ( веселый зайка, умеешь своих сородичей
рассмешить, не боишься самого волка, храбрый, самый бесстрашный заяц в
лесу ).
2.3 Загадки – пантомимы: отгадать
- в овощном магазине – какой товар нужен покупателю (арбуз и виноград);
- в зоопарке – кто сидит в клетке (обезьяна и медведь).
(В предлагаемых упражнениях водящим предлагается карточка с
указанием персонажа, которого нужно изобразить).
3. Показать руками или пальцами:
- идем со мной;
- давай помиримся!
- я боюсь!
4. Показать частями тела:
- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;
- как твой палец говорит: «Иди сюда!»;
- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»;
- как твой нос говорит: «Ах, как мне нравится!».
5. Пластические этюды на творческое воображение.
К.С. Станиславский в свое время говорил, что творчество
начинается с магических слов «Если бы…», т.е. с предлагаемых обстоятельств.
5.1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- аквариум с экзотическими рыбками;
- костер.
5.2. Передать книгу друг другу так, как будто это:
- кирпич,
- кусочек торта.
5.3 Взять со стола карандаш и передать его так, как будто это:
- червяк, попавший на лопату садовода ( взять в руки,
рассмотреть: действительно ли это червяк); вы – рыбак, ваши действия;
вы – биолог, к вам попал новый вид кольчатых.
- маленький котенок, сбежавший от мамы – кошки;
вы – маленький ребенок, увидевший первый раз в жизни котенка;
случайный прохожий, наткнувшийся на котенка.
В.: Перейдем теперь к взаимодействию детей и взрослых.
КАРТИНА «ЦЫПЛЕНОК И
УТЕНОК».
Участвуют: Рассказчик,
Цыпленок, Утенок (взрослые), цветочки, бабочки, червячки, рыбки
(дети).
Оборудование: атрибуты на штоках: Солнце, Месяц, Червячки;
платковые: Бабочки; большие напольные : Цветочки; варежковые : Рыбки; ширма, маски утенка и цыпленка.
Рассказчик: Вылупились из яйца Утенок и Цыпленок. Утенок сказал
Утенок: Я вылупился!
Рассказчик: Цыпленок сказал...
Цыпленок: Я тоже!
Рассказчик: захотел Утенок пойти погулять и говорит...
Утенок: Я иду гулять!
Рассказчик: Цыпленок ему отвечает...
Цыпленок: И я тоже!
Рассказчик: Вот в небе показалось солнышко... (ребенок поднимает солнышко). Утенок говорит:
Утенок: А я вижу солнышко!
Рассказчик: Цыпленок отвечает...
Цыпленок: И я тоже!
Рассказчик: Вот солнышко спряталось... (Солнце опускается за ширму). Утенок говорит...
Утенок: А я не вижу солнышка.
Рассказчик: А Цыпленок ему отвечает...
Цыпленок: И я тоже!
Рассказчик: Стал Утенок рыть ямку и говорит...
Утенок: Я рою ямку!
Рассказчик: И Цыпленок говорит...
Цыпленок: И я тоже!
Рассказчик: Тут Утенок увидел червячка и сказал... (На ширме появляются штоковые червячки).
Утенок: Я вижу червячка!
Цыпленок: И я тоже!
Утенок: А я съем червячка! (Прыгает к червячку, червячок исчезает).
Цыпленок: И я тоже! (Прыгает к червячку, червячок исчезает).
Рассказчик: Тут над полянкой стали летать бабочки... Утенок говорит...
Утенок: А я вижу бабочек!
Рассказчик: И Цыпленок говорит...
Цыпленок: И я тоже!
Рассказчик: Бабочки летали, а Утенок с Цыпленком их догоняли. Вдруг бабочки улетели (бабочки исчезают за ширмой), и Утенок говорит...
Утенок: А я не вижу бабочек...
Рассказчик: И Цыпленок сказал...
Цыпленок: И я тоже!
Рассказчик: Шли они, шли — и увидели озеро
(дети убирают бабочек и поднимают плоскостное озеро). Утенок увидел озеро
и говорит...
Посмотри, какое озеро, да в нем рыбки!
Рассказчик: а рыбки плавали на поверхности озера, выпрыгивали из
воды, снова плавали, а потом увидели Утенка и Цыпленка и спрятались за водяной
куст. Утенок сказал…
Утенок: А я буду купаться!
Рассказчик: Но тут Цыпленок подумал, подумал и говорит...
Цыпленок: А я не буду.
Рассказчик: Утенок очень удивился, и спрашивает Цыпленка...
Утенок: Почему?
Рассказчик: А Цыпленок ему отвечает...
Цыпленок: Я плавать не умею.
Рассказчик: Цыпленок решил позагорать, Утенок плавал, весело
плескался в воде, а Цыпленок сидел на травке. Вот Утенок выкупался, Цыпленок
позагорал — и пошли они дальше гулять. Озеро скрывается за ширмой.
Рассказчик: Вот на небе появился месяц... (ребенок поднимает месяц.) Утенок говорит...
Утенок: Мне пора спать.
Цыпленок: И мне тоже!
Утенок: До свидания!
Цыпленок: До свидания!
Рассказчик: Разошлись Утенок и Цыпленок по домам. А Месяц и
говорит:
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!
И, наконец, картина, где родители будут самостоятельно находить решения ситуациям, т. е. импровизировать.
КАРТИНА «ЛЕТЕЛ МОТЫЛЕК»
В.: предлагаемые обстоятельства:
Мотыльки «летают» по залу и самостоятельно подлетают к любому
цветку.
Летел мотылек.
Порхал мотылек.
Присел отдохнуть на ... цветок.
«Цветы» подбирают себе какой-нибудь эпитет (прилагательное), подходящий к образу цветка (красивый, прекрасный, добрый, славный, замечательный...).
Далее Мотылек взлетает и, проговаривая те же слова, летит к другому Цветку. Игра продолжается...
Этот этюд попробуем представить как мини - спектакль.
Атрибуты: плоскостные деревья, солнце на штоке, большие напольные куклы – цветы, платковые куклы – мотыльки.
Раннее утро. На сцене «спят» цветы (стоят на одной коленке, на другой лежит головка цветка). На заднем плане сцены стоят плоскостные деревья. За одним деревом прячется исполнитель с Солнцем. В центре сцены сидят дети с Бабочками (которые лежат у них на коленях).
Под музыкальное сопровождение над деревом поднимается Солнышко.
Ведущий: Утром солнышко проснулось,
Приоткрыло глазки,
Всё на свете улыбнулось,
Расцвело как в сказке!
Звучит музыка, Цветы просыпаются, потягиваются, прихорашиваются, кланяются друг другу.
Затем просыпаются Мотыльки. Сначала они слегка пошевеливают крыльями, затем взмахивают ими и начинают летать по сцене (танцевальная импровизация).
1-й Мотылек: Летел мотылек,
Порхал мотылек,
Присел отдохнуть... (садится на любой Цветок)
Цветок: На красивый (чудесный, весенний и т. д.) цветок!
Так Мотыльки по очереди летают, проговаривают эти слова, присаживаясь на разные Цветы, которые сами придумывают себе эпитет (на любимый цветок, на прекрасный цветок, на маленький цветок и т. д.).
Ведущий: Вот уже вечер наступает,
Солнце глазки закрывает,
Спать ложатся все цветы,
Улетают мотыльки.
Мотыльки садятся в центре, Солнышко прячется за дерево, Цветы ложатся спать.
Мастер - класс уже закончен
Что же вам ещё сказать!
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать,
Не болейте, не старейте, не сердитесь никогда
И такими, как сегодня, оставайтесь навсегда!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.