Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»
Оценка 4.9

Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»

Оценка 4.9
docx
03.10.2021
Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»
мастер класс.docx

Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»

Считаю, что одним из главных критериев современного урока является создание на нем образовательной ситуации, интеллектуальной напряженности. Хорошим и проверенным мною способом является конструирование ситуационных эвристических задач. Такие задачи составляю я сама для учеников, ученики могут составлять их  друг для друга или группа для группы. В общем виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных материалов, в котором пред учеником ставится познавательная проблема и предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа деятельности» (О.Е. Лебедев). 

Модель ситуационной задачи может быть представлена следующим образом:
 название задания; личностно-значимый познавательный вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде; задания на работу с данной информацией.
Конструировать и использовать эвристические ситуационные задачи в обучении можно в любой возрастной категории ,учитывая возрастные особенности учащихся, и при изучении различных предметов.
 

Условиями конструирования и эффективного использования эвристических образовательных ситуаций будут:


  • знание учителем детского коллектива, его психологического климата, т.к. данная ситуация предполагает работу с конкретным ребёнком, на конкретную личность;

  • умение учителя настраивать ребят на эмоциональное восприятие предлагаемого образовательного материала;
     

  • готовность учителя к использованию данных ситуаций (т.к. результат, продукт, до конца неизвестен);

  • способность учителя самому научиться научить детей создавать своё, образовывая себя на основе своего внутреннего предназначения и избегая соблазнов повторять пути, пройденные другими.


Для разработки заданий в ситуативных задачах мне помогает конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Мы с вами сейчас попробуем составлять такие задачи , и вы увидите, насколько они универсальны, они могут применяться  в каждом предмете школьного курса, но особенно результативно я их использую на литературе


Ознакомление


Понимание


Применение


Анализ


Синтез


Оценка


1.Назовите основные части…


8.Объясните причины того, что…


15. Изобразите информацию о… графически


22.Раскройте особенности…


29.Предложите новый (иной) вариант…


36.Ранжируйте… и

обоснуйте…


2.Сгруппируйте вместе все…


9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…


16.Предложите способ, позволяющий…


23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…


30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…


37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…


3.Составьте 

список понятий,

касающихся…


10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…


17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…


24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…


31.Найдите

необычный способ, 

позволяющий…


38.Оцените значимость…

для...


4.Расположите в определённом

порядке…


11.Постройте прогноз развития…


18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…


25.Постройте классификацию… на основании…


32.Придумайте игру, которая…


39.Определите возможные критерии оценки…


5.Изложите в форме 

текста…


12.Прокомментируйте

положение о том, что…


19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…


26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…


33.Предложите новую (свою) 

классификацию…


40.Выскажите критические

суждения

о…


6.Вспомните и напишите…


13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…


20.Проведите презентацию…


27.Сравните точки зрения… и … на…


34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий развития…


41.Оцените возможности…

для…


7. Прочитайте самостоятельно…


14. Приведите пример того, что (как, где)…


21. Рассчитайте на основании данных о…


28. Выявите принципы, лежащие в основе…


35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…


42. Проведите экспертизу состояния…




Пример конструирования задачи по работе с текстом


Вместе с фокус – группой составляем задачу по эпизоду из сказки «Буратино», сюжет которой известен каждому.

Задания

(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» - 7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)


Предлагаю свой вариант задачи по этой сказке.

Выясняю, учителя каких дисциплин составили фокус – группу.

Далее раздаю листы с текстом и конструктором участникам фокус – группы и прошу создать ситуационную задачу по своему предмету. Такие же заготовки раздаются в зале и в жюри. Готовые задачи зачитываются фокус – группой и желающими из зала.

 

 

ВЫВОДЫ: Эвристическая задача может применяться в любом общеобразовательном предмете, она эффективна как модель проведения урока усвоения новых знаний, и не менее хороша для оценивания знаний.

Эффективность конструирования и использования эвристических образовательных ситуаций на уроке неоспорима:


  • они содействуют не только накоплению знаний по предмету для учащихся и повышению качества обучения, но и развитию их творческого потенциала и познавательной активности;

  • основанное на совместной деятельности учителя и ученика, решение эвристических задач способствует формированию у ребёнка заинтересованности в собственном приращении знаний к его уже имеющемуся опыту;

  • систематическая работа в эвристических ситуациях позволяет каждому учащемуся адаптироваться в учебной обстановке и создать условия для реализации своих способностей. Даже слабые учащиеся в состоянии решить ситуационную задачу и тем самым оказаться в ситуации успеха.


Эвристические ситуации создают основу для исследовательской работы учащегося, предполагающей поиск различных, неоднозначных, решений. Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению существовать в обществе.
 

К тому же, работая в эвристических ситуациях, ученик учится слушать мнение другого человека, вести конструктивный диалог, полилог, что, безусловно, формирует принцип толерантного отношения учащегося как гражданина.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»

Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»

Мы с вами сейчас попробуем составлять такие задачи , и вы увидите, насколько они универсальны, они могут применяться в каждом предмете школьного курса, но особенно…

Мы с вами сейчас попробуем составлять такие задачи , и вы увидите, насколько они универсальны, они могут применяться в каждом предмете школьного курса, но особенно…

Пример конструирования задачи по работе с текстом

Пример конструирования задачи по работе с текстом

Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению существовать в обществе

Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению существовать в обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2021