Мастер – класс «Создание и решение эвристических ситуационных задач на уроках»
Считаю, что одним из главных критериев современного урока
является создание на нем образовательной ситуации, интеллектуальной
напряженности. Хорошим и проверенным мною способом является конструирование
ситуационных эвристических задач. Такие задачи составляю я сама для учеников,
ученики могут составлять их друг для друга или группа для группы. В общем
виде, ситуационную задачу можно определить как один из видов учебных
материалов, в котором пред учеником ставится познавательная проблема и
предлагается ее решить различными способами. «Ситуационная задача представляет
собой описание конкретной ситуации, более или менее типичной для определенного
вида деятельности. Это описание включает изложение условий деятельности и
желаемого результата. Решение задачи заключается в определении способа
деятельности» (О.Е. Лебедев).
Модель ситуационной задачи может быть
представлена следующим образом: название задания; личностно-значимый познавательный
вопрос; информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде;
задания на работу с данной информацией.
Конструировать и использовать эвристические
ситуационные задачи в обучении можно в любой возрастной категории ,учитывая
возрастные особенности учащихся, и при изучении различных предметов.
Условиями конструирования и эффективного
использования эвристических образовательных ситуаций будут:
Для разработки заданий в ситуативных задачах мне
помогает конструктор задач, разработанный Л.С. Илюшиным. Данный конструктор
представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий, которые
могут быть предложены учащимся на разных этапах освоения определенной
информации: ознакомления, понимания, применения, анализа, синтеза, оценки. Мы
с вами сейчас попробуем составлять такие задачи , и вы увидите, насколько они
универсальны, они могут применяться в каждом предмете школьного курса, но
особенно результативно я их использую на литературе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример
конструирования задачи по работе с текстом
Вместе с фокус – группой составляем задачу по
эпизоду из сказки «Буратино», сюжет которой известен каждому.
Задания
(произвольный выбор ячеек «Конструктора задач» -
7 – 14 – 15 – 23 – 34 – 39)
Предлагаю свой вариант задачи по этой сказке.
Выясняю, учителя каких дисциплин составили фокус – группу.
Далее раздаю листы с текстом и конструктором участникам фокус – группы и прошу создать ситуационную задачу по своему предмету. Такие же заготовки раздаются в зале и в жюри. Готовые задачи зачитываются фокус – группой и желающими из зала.
ВЫВОДЫ:
Эвристическая задача может применяться в любом общеобразовательном предмете,
она эффективна как модель проведения урока усвоения новых знаний, и не менее
хороша для оценивания знаний.
Эффективность конструирования и использования
эвристических образовательных ситуаций на уроке неоспорима:
Эвристические ситуации создают основу для
исследовательской работы учащегося, предполагающей поиск различных,
неоднозначных, решений. Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению
существовать в обществе.
К тому же, работая в эвристических ситуациях,
ученик учится слушать мнение другого человека, вести конструктивный диалог,
полилог, что, безусловно, формирует принцип толерантного отношения учащегося
как гражданина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.