Мастер - класс " Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка"
Оценка 5

Мастер - класс " Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка"

Оценка 5
docx
15.10.2020
Мастер - класс " Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка"
мастер -класс.docx

                                                             Мастер-класс

«Использование рифмованных алгоритмов  на уроках русского языка».

Цель: познакомить участников мастер-класса с применением рифмованных алгоритмов на уроках русского языка.

 

Задачи:  передать  свой опыт путем прямого и комментированного показа  предложенного вида работы, предложить  примеры использования рифмованных алгоритмов  на уроках русского языка, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 

Обоснование выбора темы. Использование рифмованных алгоритмов  на уроках русского языка способствуют надежному запоминанию орфографических правил, способов их проверки.

 

Ход мастер-класса

 

 

 

слайд

1

Добрый день!

Рада приветствовать вас на мастер-классе

1

2

Создание эмоционального настроя.

(ролик из мульфильма)

 

2

3

Думаю, ситуация всем знакома: учителя постоянно сталкиваются с проблемой: школьники плохо и медленно      усваивают новую тему, с трудом запоминают правила и быстро забывают изученный материал… А ведь мы, учителя, работаем на результат! И ни один экзамен, ни одна контрольная работа не ограничивается одним – двумя правилами! Как же улучшить запоминание правил?

Предлагаю вам поучаствовать в МК «Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка»

 

 

3

 

Цель: познакомить участников мастер-класса с применением рифмованных алгоритмов на уроках русского языка.

 

Задачи:  передать  свой опыт путем прямого и комментированного показа  предложенного вида работы, предложить  примеры использования рифмованных алгоритмов  на уроках русского языка, рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса (показать на слайде, но не проговаривать)

4

 

Скажите, что такое алгоритм? (ответы)

Алгоритм – это последовательность действий, приводящая к нужному результату.

5

 

Давайте вспомним известную сказку «Золушка». Как принц нашел хозяйку потерянной туфельки, Золушку? (ответы).

Верно, герой проделал ряд действий, чтобы найти Золушку. Это и есть алгоритм. 

6

 

 Но речь идет о РА. Что такое рифма?

7

ролик

 

Д.И. Тихомиров говорил:  «Недостаточно дать ученику правило, нужно указать ему пути применения этого правила на практике». 

Рифмованный алгоритм помогает надежно запомнить порядок применения правила;  в сжатой форме предлагает способы и приемы самопроверки.

А теперь перейдем к заданиям.

 

8

 

Итак, орфограмма  «Ь после шипящих».

Рифмованный алгоритм «Ь после шипящих»

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

      А в кратких прилагательных

      Его нет никогда.

Существительное – много,

Существительное – мой

Знак не нужен никакой.

     А подставь она, одна

     Мягкий знак пиши всегда.

Запомни исключения: уж, замуж, невтерпеж.

9

 

Рассмотрите известную картину К.Юона «Конец зимы. Полдень» Поработаем в группах. Перед вами   задания 1гр. Вставьте пропущенные буквы, прочитайте текст выразительно.

 2гр: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор.

(Проверка)

10??

11

12

 

Орфограмма  «Буквы Е - И  в корне с чередованием»

 

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
 
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

 

 

13

 

 Выполните задание

Задание: «Найди третье лишнее»

1 зам…рать, заст…лить, подж…гать.

2 зап…раться, прот…реть, бл…стают

3соб…рать, выт…рать,  вым…рли                                                                                        

14

 

 Проверьте себя по ключу

Ключ.

1 замирать, застелить, поджигать.

2 запираться, протереть, блистают

3собирать, вытирать,  вымерли                                                                                         

 

15

 

орфограмма «Буквы Ы-И после Ц»

Запоминаем правило:

В существительных на –ЦИЯ

Мы всегда напишем  -ИЯ.

Да и в корне, посмотри,

Тоже пишем букву И

А в концовках –ЦЫН,-ЦЫЙ,-ЦЫ

Пишем только букву И.

 

16

 

ИСКЛЮЧЕНИЯ: ЦЫГАН встал НА ЦЫПОЧКИ и сказал ЦЫПЛЕНКУ: «ЦЫЦ». Запомнить слова-исключения помогает рифмованное правило

17

 

Предлагаю проверить знания по тренажеру:

(Проверка)

18

 

Орфограмма Чередующиеся гласные О-А в корне –МАК- -МОК-

Перед нами ваза с водой: опустим в нее салфетку. Что с ней произошло? Да, она пропиталась водой.

А теперь перед нами чернильница и перо. Чтобы написать письмо, что следует сделать? Опустить перо в жидкость.

РА      Что-то в жидкость погружаешь —

           Пишешь мак - макнуть, макаешь.

Если ты насквозь промок,

Значит, в корне пишешь мок-.

 

19

 

Перед вами карточка с заданием 4: вставьте пропущенные буквы.

 

 

Проверьте себя по ключу.

20

 

Рефлексия

Уважаемые коллеги, прошу вас оценить свою работу на  мастер-классе.

На память о нашем МК послушайте песню.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

21

 

Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За кулисами конкурса "Учитель года". Еще раз о мастер-классе

·         Погожева Маргарита Анатольевнаучитель физики и математики

Разделы: ФизикаОбщепедагогические технологии


Мастер-класс  это самое открытое испытание конкурса, поскольку на нем присутствуют все желающие: участники конкурса, члены жюри и оргкомитета, учителя школ, в которых проводились конкурсные уроки, представители прессы...

Импровизированный класс подбирает сам конкурсант из своих коллег – участников конкурса можно работать с целым залом.

Что же такое мастер-класс? Что его отличает от обычного урока? Кто-то склонен думать, что мастер-класс – это все-таки шоу, спектакль и потому не может считаться серьезным конкурсным испытанием, но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.

Задача участника  – мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории – трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и незаурядными личностными качествами.

Давать рекомендации по проведению мастер-класса – дело трудное и очень ответственное. Сколько методистов, столько и подходов к этой форме работы. И все-таки мы отважимся изложить некоторые советы участникам и организаторам конкурса.

Мастер-класс – это передача мастером опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель мастер-класса как конкурсного соревнования – представление конкурсантом наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

При каких условиях можно прогнозировать результативность мастер-класса?

Как известно, технология мастер-класса представляет собой структуру, которая включает следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Пример пошагового алгоритма технологии мастер-класса.

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера: краткое обоснование основных идей опыта.
2-й шаг. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. Имитационная игра; занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета.
4-й шаг. Моделирование.
4.1 Мастер выполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей, по разработке собственной модели урока в режиме технологии урока Мастера и управляет ею.
4.2. Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. Рефлексия.
Таким образом, Мастер раскрывает авторскую систему работы по своему предмету. Это занятие не должно быть обычным, рабочим, состоящим из известных этапов, приемов, действий.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателя.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Рекомендации по подготовке мастер-класса

1. Выберите ведущую педагогическую идею, которую вы хотите проиллюстрировать на мастер-классе и свяжите ее с темой. 
2. Определите цели и задачи в связи с темой, которые вы хотите достигнуть на мастер-классе. 
3. Придумайте проблему, вопрос, парадокс, вводящие в вашу тему занятия и представляющие интерес для «учащихся». 
4. Подберите технические средства (минимально) и различные формы работы к данным целям и задачам. 
5. Придумайте неожиданные предметы или открытия в обычном удивительного, которые раскрывают ведущую педагогическую идею. 
6. Включите фантазию, придумайте интересный замысел мастер-класса. 
7. Составьте подробный план занятия. 
8. Тщательно проверьте технику и работу микрофонов перед началом мастер-класса. 
9. Расставьте стулья, столы и доску так, как вам нужно.
10. Когда все готово  дайте команду организаторам, что можно начинать.

Рекомендации по проведению мастер-класса

1. Старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями 
2. Сами говорите только в микрофон и следите, чтобы ученики тоже давали ответы в микрофон, чтобы слышали все в зале. 
3. Нельзя весь мастер-класс читать лекцию. 
4. Не превращайте мастер-класс только в игру. Одна форма работы на мастер-классе неприемлема. 
5. Проявляйте специфику предмета (иногда к концу урока зрителям и жюри не понятен предмет преподавания). 
6. Это урок не для профессионалов данного направления. Задача — прояснить сложное, затронуть общечеловеческие ценности, проблемы, которые волнуют всех. 
9. Не добивайтесь долго того ответа, который вам нужен. А если получили его раньше  не продолжайте двигаться в эту сторону.
10. Старайтесь показывать не только себя, но и учеников. 
11. Не бойтесь задавать трудные вопросы. 
12. Проведите в конце краткий анализ занятия с «учениками».



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная проблема уроков русского языка – повышение грамотности наших учащихся. Поиски оптимальных путей обучения побудили изучить проблему о возможности применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографических правил. Грамотность учащихся приходит через умение ставить перед собой орфографические задачи и безошибочно их решать, то есть решать орфографическую задачу с помощью алгоритма.

Алгоритмизация в орфографии направлена на преодоление трудностей:

  • совершенствование орфографической грамотности учащихся,
  • повышение интереса к изучению русского языка,
  • повышение качества знаний по русскому языку.

Существует множество таблиц – сводных правил, справочных материалов в методической литературе, всевозможных «подсказок», различных пособий по русскому языку. Задача учителя научить каждого школьника безошибочно применять правила русского языка.
В программе «Гармония» при работе с разными орфограммами часто на уроках применяю алгоритмы. Мой опыт их применения показал хорошие результаты.
Моя задача – существенно повысить уровень грамотности ребят. Этому, помогают алгоритмы.
В Энциклопедическом Словаре написано: «Алгоритм – способ (программа) решения вычислительных и других задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными». Значит, алгоритм на уроке русского языка – это способ действия (развёрнутое предписание, схема), указывающий, что и в какой последовательности следует выполнить ученику, чтобы применить то или иное правило. Очень хорошо выручают алгоритмы при изучении разных тем на уроке. Например, при обучении списыванию с текста дети знакомятся с алгоритмом:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/530634/img1.gif

Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно. Вначале это покажется слишком громоздким, но результат применения таких алгоритмов положительный: ошибки постепенно исчезают.
Совсем простенькие алгоритмы, включающие в себя 1 – 2 шага дисциплинируют работу мысли ученика.
Вводить алгоритм на уроке, конечно, нужно после знакомства с правилом.

  • Первый способ: дать готовый алгоритм целиком.
  • Второй способ: постепенно, шаг за шагом.
  • Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма.

Мне кажется, что последний результативнее, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий. Здесь всё зависит от учителя, от приёмов его работы над закреплением темы. Вначале устная работа, затем письменные упражнения.
Ученики начальных классов особенно любят заучивать зарифмованные правила, а это тоже своего рода алгоритмы. Хорошо их оформлять и в стихах, и схемой.
Ученики заводят тетради «Учебник для себя», оформляют их творчески, иллюстрируют рисунками, наклеивают картинки, предваряем стихами. Например:

Гласные и согласные
В корне такие опасные!
Бывает, звук ясно слышится,

А буква другая пишется!
Чтоб не попасть впросак,
Всегда рассуждай вот так:


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс «Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка»

Мастер-класс «Использование рифмованных алгоритмов на уроках русского языка»

Золушку? (ответы). Верно, герой проделал ряд действий, чтобы найти

Золушку? (ответы). Верно, герой проделал ряд действий, чтобы найти

Задание: «Найди третье лишнее» 1 зам…рать, заст…лить, подж…гать

Задание: «Найди третье лишнее» 1 зам…рать, заст…лить, подж…гать

Рефлексия Уважаемые коллеги, прошу вас оценить свою работу на мастер-классе

Рефлексия Уважаемые коллеги, прошу вас оценить свою работу на мастер-классе

За кулисами конкурса "Учитель года"

За кулисами конкурса "Учитель года"

Имитационная игра; занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета

Имитационная игра; занятие со слушателями, на котором учитель демонстрирует приемы эффективной работы с учащимися с использованием конкретного содержания предмета

Главная проблема уроков русского языка – повышение грамотности наших учащихся

Главная проблема уроков русского языка – повышение грамотности наших учащихся

Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно

Как видно, в приведённом алгоритме содержится несколько «шагов», позволяющих научить детей писать осознанно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020