Мастер-класс «Нетрадиционные игровые приемы активизации звуков. Домашняя игротека.»
ЦЕЛЬ:
· создание условий для практического взаимодействия учителя – логопеда и родителей в процессе речевой коррекции.
Задачи:
· расширить представление о необходимости сотрудничества в форме - ребенок-родитель-логопед;
· актуализировать знания о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук;
· познакомить участников мастер-класса с некоторыми нетрадиционными приемам автоматизации звуков;
· упражнять в применении приемов автоматизации звуков;
· научить изготовлять звуковые дорожки, заготовки для игр.
Уважаемые родители! Когда позади остался трудный этап постановки звука, когда почувствовали вкус первых побед, на очереди – этап автоматизации этих звуков сначала в слогах, затем в словах и в речи. Успех этой работы зависит от активной позиции родителей, от правильно организованной совместной деятельности логопеда , воспитателей и родителей. Нередко можно слышать жалобы на то, что дети все неохотнее занимаются дома. Автоматизация звуков проходит трудно и тяжело.
Как сделать работу по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка? Как увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал?
В настоящее время существует большое количество пособий и игр для автоматизации звуков. В книжных магазинах достаточно большой выбор ярких эстетично оформленных пособий. Но их применение в домашних условиях вызывает большое затруднение у родителей по нескольким причинам:
• во-первых, не каждый родитель может позволить купить себе нужное пособие;
• во-вторых, купленная игра очень часто убирается в дальний угол по причине некомпетентности родителей в применении подобных игр;
• в-третьих, ребенка нужно заинтересовать, если нет интереса ребенка, родители считают, что просто «выбросили деньги на ветер».
Выход из данной ситуации прост – изготовление пособий, игр, тренажеров своими рукам. Кроме того, что самодельные средства доступны и понятны в применении, они еще и вызывают больший интерес у детей по сравнению с фабричными изделиями. Поэтому я предлагаю вам принять участие в мастер-классе, целью которого является обучение изготовлению игр, игровых пособий и тренажеров для автоматизации поставленных звуков в слогах и словах с помощью подручных средств в сочетании с ИКТ. Эти игры . как правило, многофункциональны и решают и другие задачи по обогащению и активизации словаря, формированию грамматических категорий.
Вы сможете на практике поупражняться в проведении этих игр .
- Прежде, чем начать наш мастер-класс, ответьте мне на вопрос: «Что является главным видом деятельности дошкольника?»
Обобщаем ответы родителей:
- В дошкольном возрасте главный вид деятельности ребенка – игра.
Именно с ее помощью и строится наша коррекционная работа. Играя, мы выполняем гимнастику для языка, для развития дыхания, упражнения для развития мелкой моторики и т.д. И сегодня я предлагаю вам поиграть в те игры и дид. упражнения, которые помогут вам дома проводить занятия с детьми.
Игровые методы позволяют решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
• увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев, поэтому в своей работе я применяю игры, упражнения, дидактические пособия, которые позволяют автоматизировать звук с участием пальцев рук, с развитием мелкой моторики.
Практическая часть
- Для вашего внимания я подготовила небольшую выставку некоторых настольных игр и пособий, которые в игровой форме позволяют не только автоматизировать звук, но и развивать мелкую моторику. Мы поупражняемся вместе с вами в применении игровых приемов, выполним заготовки некоторых пособий, которые вы закончите дома с помощью ИКТ, надеюсь, что все вы активные интернет –пользователи.
1. При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей рекомендую использовать :
• Упражнения “Игра на пианино”. «Клавиатуру» пианино можно начертить на картоне, на потолочной плитке и т.п. Ребенок, имитируя игру на пианино, проговаривает заданный слог 5 раз:
РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ, РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ
РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
· Тренажер «Дорожка с кнопочками». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» ( пуговичку,кружок, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов. Сделать это пособие можно легко из подручного материала – старых поясков, ремешков, галстуков. Достаточно отрезать нужную длину (40 – 50 см) нашить пуговицы или наклеить предметы- 5-10.
· Шнурочки , на которые нанизываются крупные бусины, крышечки или просто завязываются узелки во время произношения.
· Ленточки, тесемочки – ребенок наматывает на пальчик , при этом проговаривает слоги.
Изготовление родителями любого варианта, обыгрывание.
2. Игры для автоматизации звуков в словах. Цель этих игр – выделение слов на заданный
звук, произношение слов в сочетании с действиями мелкой моторики рук.
• “Веер”, на каждом пёрышке которого наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, но и развивает память – нужно запомнить и повторить слова в их разных сочетаниях. Закрепление пространственных положений – рядом, слева, справа, м
· «Собери бусы». Для этой игры нужны картинки круглой формы с двумя отверстиями. Ребенок продевает шнурок в эти отверстия, нанизывая выбранную картинку, при этом четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, нанизывая бусы на 2 шнурка.
· «Солнышко». Для прикрепления картинок на лучики солнышка понадобятся
прищепки. Выбрав картинку, ребенок прикрепляет ее к сектору солнышка, четко проговаривая слово. Можно отрабатывать и дифференциацию звуков, используя
2-3 «Солнышка»
· «Собери ромашку». Для прикрепления картинок на лепестки ромашки понадобятся крупные объемные канцелярские скрепки. Можно наряду с автоматизацией отрабатывать дифференциацию звуков по мягкости- твердости.
· Игры- бродилки. Ребенок проводит пальчиком по извилистому маршруту в соответствии с правилами игры, при этом четко называя картинки.
· «Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук. Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
· «Звуковое лото». Понадобится карточки, разделенные на 6-9 квадратов-игровое поле. На каждой карточке буквой обозначен звук, на который участник выбирает картинки и кладет в пустые квадраты, заполняя игровое поле. Картинки выбираются на слух, их достает и называет ведущий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.