Мастер-класс «Чудесные превращения бумажного листа»

  • docx
  • 16.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер класс оригами.docx

Мастер-класс

«Чудесные  превращения  бумажного  листа».

Ход мастер – класса.

1.Педагог.  Добрый день, дорогие друзья!

Позвольте начать  наше общение со строк Михаила Матусовского

            Любой счастливой  мысли  появленье

            И дерзость  строк,  пришедших  неспроста, -

            Все  возникало  с  чувства  удивленья,

            Все  начиналось  с  чистого листа.

            Стремление  постичь  предметов  свойства,

            Найти  им  надлежащие  места, -

            Все  предварялось  жаром  беспокойства,

            Все  начиналось  с  чистого  листа.

            Тропа  зимы  и  разнотравье  лета,

            Земная  и  иная  красота,

            « Война  и  мир» ,  « Ромео  и  Джульетта» , -

            Все  начиналось  с  чистого  листа.

            У пульта,  за  роялем,  на  арене,

            Над  глиной,  на  подмостках,  у  холста –

            Да  что  искусство  -  мира  сотворенье  -

            Все  начиналось  с  чистого  листа.

И  так,  тема  нашего  мастер-класса: «Чудесные  превращения  бумажного  листа».

 

2.Вопрос риторический: Что же  можно  сделать  из  обычного  листа  бумаги?

Просмотр  слайдов  с  изображением  изделий  из  бумаги: дома,  деревья,  цветы,  животные,  птицы,  рыбы, человек,  транспорт 

Педагог: На  представленных  слайдах  мы  видим  очень  сложные  по  своей  конструкции  объемные  изделия.  Они  требуют  определенного  мастерства,  опыта,  и  не малого  количества  времени  для  изготовления.

Но  для  того что бы прийти к таким  сложным  работам, необходимо  сначала  освоить  более  доступные  и  быстрые  по  времени  исполнения  изделия. Думаю,  что  вы  со  мной  согласитесь,  что  плоские  изделия  более  просты  в  изготовлении,  выполняются  относительно  быстро. 

  К таким  изделиям  можно  отнести  ОРИГАМИ  (что  в переводе означает – складывание бумаги,  сложенная бумага).

3.Просмотр слайда  с  изображением  корабликов, выполненных  в  технике  оригами.

Далее  можно  рассказать  о том,  где  возникло  это  искусство.

Вопрос: Какие  изделия  в  этой  технике  вы  уже  умеете  делать?

Ответ: Кораблики,  самолетики,  шляпу.

Педагог: Оригами  подобно  волшебству,  возникают  быстро. Так  вот  сегодня  мы  с  вами  подобно  волшебникам  будем  заниматься  чудесными  превращениями  обычного  листа  бумаги  в  дома,  деревья,  животных,  человека…

Итак,  Уважаемые  волшебники! Начинаем превращения!  Для  этого  вам понадобятся  лист  бумаги  и  безграничная  фантазия!

Задание 1:  Перед  каждым  из  вас  лежит  лист  бумаги  в  файле №1,  произнося  волшебное  заклинание:  «Я  превращаю  бумажный  лист  в …»  вы  складываете  из  него то, что  хотите  в  технике  оригами. На выполнение  работы  у  вас не более  1  минуты.

Моя методика: На  этом  этапе  работы,  проводится  знакомство  с  участниками  мастер – класса  и  диагностика  их  способности  работать  в  этой  технике. В  дальнейшем  можно  учесть  это  при  выполнении  практической  работы:  кому- то дать  задание  попроще,  кому- то  посложнее.

Проверка результата практического задания: А  теперь,  произнося  наше  «заклинание»,  «оживите»  свою  работу,  придайте  ей  движение. Каждый  участник  поочередно:  запускает самолетик,  изображает  движение  плывущего  кораблика,  полет  птички…( можно  с  озвучиванием).

Моя методика: Включаем   в  занятие  элемент  игры,  даем  возможность  немного  подвигаться,  разминаемся  для  последующих  заданий,  выявляем  артистические  способности  участников. Подводим  итог,  хвалим .  

Педагог: Благодарю.  Скажите, пожалуйста,  какой  инструмент  помогает  волшебнику  совершать  превращения?

 Ответ: Волшебная  палочка.

Педагог: Верно. И  у  нас  будут  свои  помощники:  клей  и  ножницы. А  как  обращаться  с ними  мы  видим  на  следующем  слайде.

4.Просмотр слайдов  с  изображением  Правила  безопасной  работы.

Моя методика:  Здоровье – сберегающая  технология, обязательно  напоминаем  ( особенно  детям )  о  правилах  безопасной  работы  с колющими,   режущими  предметами  и  клеем.

Педагог:  Теперь,  когда  мы  вспомнили,  как  пользоваться  этими  предметаминеобходимо  выучить  «азбуку  складывания»   бумажного  листа.

5. Просмотр слайда  с  изображением  «азбуки  складывания».

Моя методика:  Использую  проектную  технологию.

Педагог:  Объясняем  приемы  работы  с  бумагой,  опираясь  на  слайд. Думаю, теперь  мы  можем  приступить  к  необычным  превращениям!   И  начнем  мы  их  с самого  простого  превращения  листа  бумаги  в  дерево. 

6. Просмотр слайда  с технологической  картой  складывания  дерева  из  листа  бумаги.

 Задание 2: Используя  материал,  «азбуку  складывания»  и  технологическую  карту  из  файла  №2,    представленную  на  слайде, вместе  со  мной  приступаем  к  работе.

 

Практическая  работа  педагога  и  участников  мастер-класса  с  последовательным  выполнением  задания,  с  показом  и  объяснением  педагогом  каждого  этапа.

 

Педагог: В  файле №2,  есть  все  необходимое,  для  придания  образу  дерева  большей  выразительности. Закончите работу  самостоятельно,  используя  аппликацию,  у  вас  на  это  1 минута.

АППЛИКАЦИЯ- АППЛИКАЦИЯ, -и, ж. 1. Изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что-н. кусков цветной бумаги, материи. 2. Изготовленная таким образом картина, украшение. || прил. аппликационный, -ая, -ое.  Аппликационные работы.

 

Педагог:Замечательно!  У нас  получились  прекрасные  деревья.

Испокон  веков  и  в  наши  дни  человек  использует  дерево  для  создания  различных  изделий.

Вопрос:  Перечислите  какие  вы  знаете?

Ответ: посуда,  мебель,  транспорт (телега),  дома….

Педагог:  Правильно. Сейчас  мы  превратим  лист  бумаги  в  дом.  Для  этого  воспользуемся  содержимым  файла №3.

Задание 3: Используя  материал,  «азбуку  складывания»  и  технологическую  карту  из  файла  №3,    представленную  на  слайде, вместе  со  мной  приступаем  к  работе.

7. Просмотр слайда  с технологической  картой  складывания  домика   из  листа  бумаги.

Практическая  работа  педагога  и  участников  мастер-класса  с  последовательным  выполнением  задания,  с  показом  и  объяснением  педагогом  каждого  этапа.

Педагог:  Теперь  можно  декорировать  домик, придавая  ему  большую  выразительность.

ДЕКОР-  ДЕКОРИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что (книжн.). Придать (-авать) чему-н. красивый вид внешним убранством. Д. зал цветами, || сов. также задекорировать, -рую, -руешь; -анный.

8. Педагог: Сейчас  прослушайте  куплет  из  известной  песенки  Григория  Гладкова, и  хором  дайте  ответ,  на  поставленный  в  ней  вопрос.

Звучит  куплет  песенки,  или  можно  прочитать  как  стих. Лучше  всего вставить  отрывок  из  «пластилинового»  мультфильма.

            Если  видишь -  на  картине

            Нарисована  река,

            Или  ель  и  белый  иней,

            Или  сад  и  облака,

            Или  снежная  равнина,

            Или  поле  и  шалаш –

            Обязательно  картина

            Называется…    Пейзаж!

ПЕЙЗАЖ- ПЕЙЗАЖ, -а, м. 1. Общий вид какой-н. местности. Волжский п. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Пейзажи русских художников. П. в романах Тургенева. || прил. пейзажный, -ая, -ое (ко 2 знач.). Пейзажная живопись.

Моя методика:  Использование игровой технологии, создание  благоприятного  эмоционального  фона.

9. Просмотр слайда  пейзажа,  выполненного  с  изображением  деревьев  и  домов.(Картина художника  )

Педагог: Такую  композицию  мы  можем  сделать  из  наших  работ.

Индивидуальное  задание  для  одного из  участников: По  образцу  составить  пейзаж  из  выполненных  работ.

 Моя методика:  Методика  личностного  подхода,  индивидуальное  задание

Педагог: Пока  наш  волшебник  «колдует»,  составляя  панно,  мы  продолжим  превращения.  Хочу  напомнить  значение  слова 

ПАННО- ПАННО, нескл., ср. 1. Поверхность на стене, потолке, обрамленная орнаментом, гладкая или с живописными, скульптурными изображениями. 2. Картина или рельеф, украшающие какой-н. участок стены, потолка.

Задание 4:   Для  каждого  из  вас,  я  загадала  «желание».  Ваша  задача  исполнить  его,  используя  материал  и  технологические  карты  из  файла  №4,  а  так же   «азбуку  складывания», не  забудьте  декорировать  ваши  изделия. На выполнение  задания  5 минут. (Примечание: Если  возраст  участников 6-8 лет,   можно  раздать  уже  готовые  фигурки  для  декорирования,  обещая  научить  выполнять  их  на  следующих  занятиях.)

Самостоятельная  работа: Во время  работы  звучит  легкая  инструментальная  музыка. ( Оркестр  Поля  Мариа,  или …) Педагог наблюдает  за  выполнением  работы,  помогает  кому  необходимо. Сложность  заданий  различна,  учитывается  ранее  проведенная  диагностика. Курирование наиболее  сложных  заданий,  помощь.

Педагог: Итак,  посмотрим  какое  «желание»  я  загадала  каждому  из  вас.

Начнем  с  участника,   индивидуально  работающего  над  ПАННО.

10. Просмотр слайда  пейзажа  «Деревья  и  дома»  в  технике  оригами.

Педагог: Давайте  посмотрим  на  экран  и  выясним,   исполнил  ли  мое  желание  ЭТОТ  (работающий  над  панно) ВОЛШЕБНИК.

Молодец! Превращения  удались! А  теперь  попробуем  отгадать ,  глядя  на  ваши  работы,  что же  было  загадано  остальным?

11.  Просмотр  слайда   с  показом  работ  участников   и  угадыванием  персонажей будущей сказки: дед, бабушка,  девочка, собачка,  кошечка,  мышка,  репка    (появляются поочередно).

Педагог  вопрос: А теперь  скажите,  пожалуйста,  какую  народную  сказку  они  нам  напоминают?

Ответ: Репку!

Педагог: Давайте  иллюстрируем  ее  на  нашем  ПАННО.

Вопрос: А   прежде,  скажите, что  такое  ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ- ИЛЛЮСТРАЦИЯ, -и, ж. 1. см. иллюстрировать. 2. Рисунок, иллюстрирующий текст. Книга с иллюстрациями. 3. Поясняющий пример. Убедительные иллюстрации лектора. || прил. иллюстрационный, -ая, -ое и иллюстративный, -ая, -ое.

Педагог: А теперь,  создатель  панно,  рассказывает  не  спеша  сказку  «Репка»,  а  я  буду  прикреплять  оригами.  Прошу  подавать  свои  работы  строго  соблюдая  сценарий. Что  это такое?

СЦЕНАРИЙ- СЦЕНАРИЙ, -я, м. 1. Драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма, а также краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля. Игровой, документальный с. С. кинокомедии. Оперный, балетный, пантомимический с. (либретто). Отступление от сценария во время съемок. 2. Список действующих лиц пьесы с указанием порядка и времени выхода на сцену (спец.). 3. Заранее подготовленный детальный план проведения какого-н. зрелища, вообще (перен.) осуществления чего-н. С. спортивного праздника. Не по сценарию (перен.: не так, как было задумано, не так, как должно было быть; ирон.). * Режиссерский сценарий - режиссерское описание, содержащее интонационно-жес-товую и пространственную детализациютекста пьесы. || прил. сценарный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). С. факультет.

 

Практическая  часть: Медленно  рассказывая  сказку  «Репка»,  создаем  иллюстрацию  из  оригами  на  панно.

12 Демонстрация  слайда  с  поэтапным  появлением  героев  сказки  на  экране.

Моя методика:  Технология  коллективного  творчества.

Педагог:  Итак,  Уважаемые  волшебники! 

Позвольте  еще  раз  напомнить  вам  строки  из  стихотворения,  которое  прозвучало  вначале  нашего  мастер-класса

            Стремясь  постичь  предметов  свойства,

            Найти  им  надлежащие  места, -

            Все  предварялось  жаром  беспокойства,

            Все  начиналось  с  чистого  листа.

 

            У  пульта,  за  роялем,  на  арене,

            Над  глиной,  на  подмостках,  у  холста –

            Да  что  искусство -  мира  сотворение –

            Все  начиналось  с  чистого  листа.

Педагог: Я  думаю,  что   у  нас  с  вами  превращения  удались.

Надеюсь,  что  вам  было  интересно,  творческих  успехов,  до  новых  встреч