МКДОУ «Селезянский детский сад «Теремок»
Мастер-класс для педагогов
На тему:
«Формирование у педагогов коммуникативных навыков взаимодействия с детьми и родителями»
Воспитатель: Кукунина А.Н.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Как показывает опыт, воспитатели нередко не любят работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «все знают», или им безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребенок занимался, как вел себя, пытаются выяснить какое-либо недоразумение, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», использования физических наказаний. Часто родители в силу своей занятости, усталости, некомпетентности бывают вспыльчивы, необъективны, неадекватно реагируют на слова педагога.
Анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьей. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в работе детского сада, как помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Педагогам, испытывающим трудности во взаимодействии с родителями воспитанников не достаточно только теоретических знаний, необходимо осуществлять их практическую подготовку в формировании коммуникативных навыков общения с родителями и детьми.
Мастер – класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Цель мастер - класса: обучение воспитателей и родителей функциям сотрудничества через использование традиционных и нетрадиционных методов общения; развитие интеллектуальной и творческой инициативы детей и взрослых в процессе организации коллективной деятельности по методу творческих проектов.
Мастер – класс рекомендую начать с игры, позволяющей участникам познакомиться друг с другом.
Игра «Паутинка»
В руках у ведущего – клубочек пушистой пряжи. Начиная игру, ведущий называет свое имя, обматывает конец нити вокруг своей ладони и перекатывает клубок кому-нибудь из участников, прежде, чем перекатить клубочек
следующему рассказчику, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь, чтобы «паутина» была более-менее натянута.
Когда клубок возвращается к ведущему, он спрашивает: «На что похоже то, что у нас получилось? Ответов бывает много - сеть, паутина, грибница, звездочка.
Ведущий обращает внимание группы на то, что в жизни наши взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Но, как бы там ни было, все мы с вами объединены одной целью: воспитанием детей.
Упражнение «Коробка»
Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит ноги в коробки (правую – в одну коробку, левую – в другую), участники сбоку одну ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им предлагается пересечь комнату.
По окончании проводится обсуждение:
- Удобно ли было двигаться?
- Кому из участников наиболее сложно перемещаться?
- В каком случае игроку в центре двигаться легче, увереннее – когда участники сбоку помогают ему и двигаются в одном направлении или когда каждый участник двигается в своем направлении?
В положении человека, стоящего в центре, находится ребенок. С одной стороны располагается детский сад со своими методами воспитания, требованиями, задачами, ожиданиями, а с другой – семья, родители со своими средствами воспитания, взглядами, ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям детского сада и семьи, выполнять требования и родителей и педагогов. Успешность воспитания и обучения ребенка зависит от взаимопонимания, сотрудничества родителей и педагогов.
Упражнение «Интересный вопрос»
Ведущий предлагает педагогам и родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Он внимательно слушает, поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет: как должны выглядеть эти супердети? Как должны говорить, и какое у них всегда должно быть настроение? Затем ведущий говорит: «Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их хотели бы видеть». Что бы вы делали по-другому? Какие новые слова и фразы появятся в вашей речи? Какое у вас будет настроение? Как вы будете выглядеть?»
Затем просит родителей и педагогов поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя его.
Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутанны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне показать – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрый слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, - по правде или нет.
Пример взрослых – повод для подражания. Если ты сам не идеален, не жди этого и от ребенка. Будь с ним на равных и принимай его таким, какой он есть.
Во время выполнения упражнения с гостями проводится
экспресс - опрос
Следите ли вы за статьями в журналах, программах радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли вы книги на эту тему?
- если «да», то хлопните в ладоши;
- если «нет», то топните ногою.
Считаете ли вы, что ребенок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе?
- если «да», то помашите рукой;
- если «нет», то дотроньтесь до кончика носа.
Кого вы считаете ответственным за воспитание ребенка?
- если «семью», то улыбнитесь;
- если «окружение, среда, социум», то вытяните руку вперед.
Считаете ли Вы, что каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях?
- если «да», то поднимите руки вверх;
- если «нет», то закройте глаза.
Согласны ли Вы с выражением «Слова учат, а пример заставляет подражать»
- если «да», то возьмитесь за руки;
- если «нет», нахмурьте брови.
Считаете ли Вы, что от эмоционального состояния педагога зависит успешность педагогического процесса?
- если «да», то помашите мне рукой;
- если «нет», спрячьте руки за спину.
Упражнение «Пойми меня»
Данное упражнение формирует положительный опыт общения невербальным способом и развивает навыки сотрудничества в триаде воспитатель – родитель – ребенок.
Ведущий предлагает воспитателю объяснить родителю и ребенку с помощью жестов и мимики, какой рисунок надо нарисовать на рукавичке. Разговаривать разрешается только ребенку и родителю. Воспитатель на все вопросы имеет право отвечать только невербальным способом.
После выполнения задания сравниваются результаты работы.
В игре можно увидеть взаимодействие между родителями, детьми и воспитателем. Люди всегда могут понять друг друга даже без слов. А воспитатели и родители просто обязаны понимать друг друга ради детей, судьба которых находится в их руках.
Заканчивая нашу встречу, мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы ее покидаете, прошу вас нарисовать на подготовленных шаблонах ваши чувства и эмоции, которые вы ощущаете в данный момент.
Родители и педагоги рисуют свои эмоции, составляя таким образом «Азбуку эмоций»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.