МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
Уважаемые коллеги! Сегодня мастер – класс будет посвящён русским народным играм.
Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать и в чём он слаб. Играя, он улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.
Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Хороводные игры в детском саду просто необходимы. Несмотря на внешнюю простоту и основной игровой момент, значение хороводов сложно переоценить. Они:
• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).
• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.
• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.
Вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
В своей работе при проведении игр мы учитываем возрастные особенности детей, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения.
Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид
Сейчас каждый из вас вытяните считалочку и прочитаете ее выразительно.
Считалочки:
1. Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить велели!
2. Аист - аист, аист - птица,
Что тебе ночами снится?
Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить.
Вот и все, тебе водить!
3. Мы собрались поиграть.
Ну кому же начинать?
Раз, два, три -
Начинаешь водить ты!
4. Гномик золото искал
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?"
Выходи, тебе водить!
5. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване сидел слон,
Кто не верит - выйди вон!
6. Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять
Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет
Тот и прятаться пойдет.
7. Катилось яблочко
Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола;
Кто его поднимет,
Тот вон пойдет!
8. Катился горох по блюду.
Ты води, а я не буду.
9. Таря - Маря
В лес ходила,
Шишки ела - нам велела.
А мы шишки
Не едим
Таре - Маре отдадим!
10. Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею
Малы дети
И кричали:
"Кук! Мак!
Убирай один кулак!
Я предлагаю провести блиц-опрос по теме «Народные игры»
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек,
мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и
поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать
водящего)
- Где используются народные игры? (в организации
праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в народных
играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
А сейчас, уважаемые участники, мы с вами поиграем в русскую народную игру «дедушка водяной»
Игра «ДЕДУШКА ВОДЯНОЙ»
Это игра на внимание и память.
В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом, приговаривая тихонько:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.
Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он на ощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно ребенка, то ребенок его сменяет.
Игра « ПОДКИДЫ»
Один из играющих берет в
руки мяч и напевает:
Оля, Коля, дуб зеленый
Ландыш белый, зайка серый
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч
вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой
припев и подбрасывает мяч.
Игра «ЗОЛОТО»
Дети становятся в круг,
один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети
протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами:
Гуси-лебеди летели
Они золото теряли
А ребята прибегали
И золото собирали
Одному из детей кладут в руку «золото». Дети
сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встает
и старается угадать у кого в руке «золото». Все громко считают до трех. Если
водящий не угадал, то ребенок со словами «Вот золото!» убегает, а тот его
догоняет.
Мастер – класс завершаем и предлагаем вам словесную игру «Доскажи словечко».
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что ………….. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень ………………… (интересно).
Народные игры показали.
Новых много мы………….. (узнали).
Разные народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них………….(играть).
На такой оптимистической ноте мне бы хотелось закончить наше практическое занятие, на котором мы отдохнули и набрались сил для дальнейшей работы.
Спасибо за внимание!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.