Мастер-класс для родителей: "Текстильная страна"

  • docx
  • 16.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Батик.docx

В нашем детском саду,  в октябре 2022 года,  в рамках инновационной деятельность прошел Мастер-класс рисование на ткани: «Текстильная страна». Цель мастер класса: Познакомить родителей с нетрадиционной техникой росписи по ткани  «Батик». Привлечь родителей воспитанников к возможности интересного время провождения со своими детьми. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников. Способствовать развитию партнёрских  взаимоотношений: «детский сад и семья».

 

                                      Конспект мастер-класса по батику

Тема: «Текстильная страна»

 

Дата проведения: октябрь  2022 год (в течение всего месяца).

·        ФИО, должность педагога: ……………..

·        Возрастная категория участников: родители средней группы № 7

·        Временные рамки мастер-класса: 50 минут

·        Форма проведения мастер-класса:  онлайн платформа «Дети нашей группы»  (лекционно-практическое занятие).

     Цель: создать условия участникам мастер-класса для  воплощения творческих идей на практике,  на основе индивидуально-коллективной деятельности.

Задачи:

формировать у участников представление об искусстве батика, навыки росписи по ткани в технике  батик, потребность включения в творческую деятельность;

- развивать у участников способность  к экспериментированию и фантазированию, чувство ритма и цвета, творческие способности;

- развивать  у участников интерес к данной технологии и выбранной профессии, самостоятельность в процессе художественно-творческой деятельности;

- воспитывать аккуратность   при работе, эстетическую культуру.

Технологии: технология творческих мастерских, ИКТ

Методы:

-информационно-развивающий

-объяснительно-иллюстративный

-проблемно-поисковый

-практический

Форма организации деятельности участников:

индивидуально-коллективная

Оборудование мастер-класса:

для педагога-воспитателя:

- видео ролик «Батик. История рукоделия» youtube.com;

- слайдовая презентация «Текстильная страна»;

- аудио средства (музыкальное сопровождение);

- альбом с последовательностью выполнения  батика;

- ткань (хлопок, подкладочная ткань), акриловые краски для ткани,  кисти (круглые разных размеров), стеклянная трубочка, фен, резерв для  батика, соль.

для участников:

- ткань (хлопок, подкладочная ткань), краски для ткани «Хобби», кисти (круглые, плоские разных размеров), стеклянные трубочки, фен, резерв для  батика, соль, эскизы.

План мастер-класса

1.      Вводная часть:

- приветствие, вступительное слово воспитателя (актуальность) (1мин.)

2.     Основная часть:

- обзорная активная лекция  (10 мин.)

- постановка цели  (1 мин.)        

- практическая работа (35 мин.)

3.     Заключительная часть:

- выставка и анализ коллективных работ  (2 мин.)

- рефлексия (1 мин.)

 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

1.                      Вводная часть

Содержание этапа

Деятельность

воспитателя

Деятельность

участников

 Приветствие. Вступительное слово воспитателя  (актуальность мастер-класса).

Сегодня я предлагаю заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Это роспись по ткани в стиле: Батик. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно.

Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Текстура ткани  заставляет краски блестеть, и они почти светятся. Благодаря удивительным эффектам свободной растекаемости краски по нежному струящемуся куску ткани часто сюжет композиции рождается на основе творческого эксперимента, импровизации и воображения.

Техника росписи по ткани называется батик.

Раскрывает актуальность

технологии батика, мотивирует родителей  к художественно-творческой деятельности.

(демонстрация фоторабот по слайдам).

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image001.png

Рассматривают авторские работы по батику.

2.       Основная часть:  (обзорная лекция с элементами беседы,

практическая работа)

Содержание этапа

Деятельность

воспитателя

Деятельность

участников

1.     Обзорная лекция

А) История  развития батика

- Что такое батик?

Батик – это ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность.

- Как вы думаете, в каких странах в древности люди развивали это искусство?

Слово «батик» - яванского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и

Рассказ-путешествие в историю и технологию  искусства батика с  демонстрацией видео ролика и слайдовой презентации

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image006.png

Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Яванских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв. а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску. В Индии раскрашивали ткани в технике "бандан"

В конце XVII века рисунок "набивали" (печатали)       на ситцевую ткань с помощью разнообразных   штампов с орнаментом.

Родиной набивных тканей считается Индия. В России батик появился примерно в 20-е годы вместе  с всеобщим увлечением стилем «модерн».

- Где зародился батик?

- что обозначает слово «батик» в переводе с индонезийского?

- В каких странах батик был наиболее популярен?

- На каких тканях рисовали древние мастера?

- В какой период появился батик в России?

Искусство росписи ткани принесло миру:

сари – Индии

кимоно – Японии

сарафан – России

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных техник - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Раньше люди расписывали только изделия домашнего обихода, теперь в этой технике оформляют предметы интерьера, одежду, создают панно или картины на шелке.

И сегодня у вас есть уникальная возможность прикоснуться к этому виду искусства, освоить простейшие приемы  батика и создать авторскую работу – коллективное декоративное панно «Текстильная страна».

Но сначала давайте познакомимся с некоторыми способами и приемами  батика.

Б) Способы росписи ткани

Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности.

Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками и дальнейшего окрашивания. 
Наиболее распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих смесей (резервов), известный под названием батик. Суть его состоит, в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), который пропитывает материю, защищая ее от краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а потом удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый рисунок на закрашенном фоне.

При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.
При горячем батике расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски. Рисунки горячего батика более живописны.

Дополнительные эффекты, придают изысканность и прихотливость батику. Они  весьма многообразны: роспись по - сырому, присыпка сухими красителями, эффект при помощи соли, эффект при помощи мочевины, эффект кракле или кракелирование  и много другое.

В) Анализ работ по батику:

- какие формы цветов вы видите (реальные, стилизованные?)

составьте характеристику цветового колорита каждого цветка на основе собственных эмоций, ассоциаций.

(если студенты затрудняются проанализировать, предлагаю набор «слов-помощников»: нежный, яркий, радостный, унылый, спокойный, тонкий, лирический, теплый, холодный, контрастный, резкий, успокаивающий, солнечный, туманный и т.п.).

 

 Г) Этапы росписи

 

 

 

 

 

 

1.Перенос рисунка эскиза на ткань карандашом (тонкими линиями).

2. Нанесение резервной линии при помощи стеклянной трубочки и резервирующего состава по линиям рисунка.

Резервирующий состав в холодном батике наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками, в соответствии с эскизом, заливаются цветом плоскости. Резерв должен быть комнатной температуры, отсюда и его название – холодный.

3. Выполнение росписи цветочных мотивов. (Цветовой колорит рисунка участники определяют самостоятельно на основе воображения. В процессе работы экспериментируют с солевым эффектом).

 

 4. Детальная проработка цветочного мотива.

            

Д) Знакомство с рабочим местом. Проведение инструктажа по технике безопасности.

 

   2.    Практическая работа

- Перевод эскиза на ткань.

- нанесение контура рисунка резервирующим составом.

- роспись  мотивов по воображению с применением солевого эффекта.

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image007.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы по анализу просмотра видеосюжета

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image008.png

 

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image009.png

 

 

 

 

Демонстрация слайдов «Способы росписи ткани»

 

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image010.png

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image011.png

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image012.png

 

 

Демонстрация слайда

«Дополнительные эффекты в  батике»

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image013.png

 

Демонстрация слайдов с изображением батиков с цветочными сюжетами

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image014.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://documents.infourok.ru/b63207a3-2902-4077-906f-c46ed925b6ce/0/image015.png

 

Демонстрация  альбома «Последовательность выполнения холодного батика» и личного показа приемов росписи ткани в технике холодный батик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение инструктажа

 

 

 

Организация поэтапной практической деятельности:

- показ приема нанесения резервной линии на ткань по контурам рисунка.

 

Индивидуальная и фронтальная работа с участниками мастер-класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступают в диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают авторские работы с изображением различных цветов. Анализируют формы и цветовой колорит композиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают этапы выполнения холодного батика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с рабочим местом, инструментами материалами, правилами поведения

 

Самостоятельная работа  с соблюдением этапов росписи цветочных мотивов под музыкальное сопровождение.

Коллективная деятельность по оформлению панно.

    

3. Заключительная часть (выставка и анализ работ, рефлексия)

Содержание этапа

Деятельность

воспитателя

Деятельность

участников

Заключительное слово воспитателя.  Представление выполненных работ.  Проводится  дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и участников.

 Рефлексия.

Организует выставку и анализ.

Подводит итог работы мастер-класса.

Анализируют свои работы. Высказывают мнения о работе мастер-класса и своих достижениях.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.     Энциклопедия «Батик. Техника, Приемы, Изделия». Автор – Сергей Давыдов. Москва «АСТ – Пресс книга» 2005 год

2.     «Батик. Постигаем шаг за шагом». Автор – Анна Эм. Минск «Харвест» 2008 год

3.     «Батик: Горячий, холодный, узелковый». Автор – Дворникова И.А. Год издания 2000

4.     «Искусство батика». Автор – коллектив. Год издания 2002

5.     Infouro.ru


 

Скачано с www.znanio.ru