В нашем детском саду, в октябре 2022 года, в рамках инновационной деятельность прошел Мастер-класс рисование на ткани: «Текстильная страна». Цель мастер класса: Познакомить родителей с нетрадиционной техникой росписи по ткани «Батик». Привлечь родителей воспитанников к возможности интересного время провождения со своими детьми. Способствовать развитию творческих способностей воспитанников. Способствовать развитию партнёрских взаимоотношений: «детский сад и семья».
Конспект мастер-класса по батику
Тема: «Текстильная страна»
Дата проведения: октябрь 2022 год (в течение всего месяца).
· ФИО, должность педагога: ……………..
· Возрастная категория участников: родители средней группы № 7
· Временные рамки мастер-класса: 50 минут
· Форма проведения мастер-класса: онлайн платформа «Дети нашей группы» (лекционно-практическое занятие).
Цель: создать условия участникам мастер-класса для воплощения творческих идей на практике, на основе индивидуально-коллективной деятельности.
Задачи:
- формировать у участников представление об искусстве батика, навыки росписи по ткани в технике батик, потребность включения в творческую деятельность;
- развивать у участников способность к экспериментированию и фантазированию, чувство ритма и цвета, творческие способности;
- развивать у участников интерес к данной технологии и выбранной профессии, самостоятельность в процессе художественно-творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность при работе, эстетическую культуру.
Технологии: технология творческих мастерских, ИКТ
Методы:
-информационно-развивающий
-объяснительно-иллюстративный
-проблемно-поисковый
-практический
Форма организации деятельности участников:
индивидуально-коллективная
Оборудование мастер-класса:
для педагога-воспитателя:
- видео ролик «Батик. История рукоделия» youtube.com;
- слайдовая презентация «Текстильная страна»;
- аудио средства (музыкальное сопровождение);
- альбом с последовательностью выполнения батика;
- ткань (хлопок, подкладочная ткань), акриловые краски для ткани, кисти (круглые разных размеров), стеклянная трубочка, фен, резерв для батика, соль.
для участников:
- ткань (хлопок, подкладочная ткань), краски для ткани «Хобби», кисти (круглые, плоские разных размеров), стеклянные трубочки, фен, резерв для батика, соль, эскизы.
План мастер-класса
1. Вводная часть:
- приветствие, вступительное слово воспитателя (актуальность) (1мин.)
2. Основная часть:
- обзорная активная лекция (10 мин.)
- постановка цели (1 мин.)
- практическая работа (35 мин.)
3. Заключительная часть:
- выставка и анализ коллективных работ (2 мин.)
- рефлексия (1 мин.)
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА
1. Вводная часть
Содержание этапа |
Деятельность воспитателя |
Деятельность участников |
Приветствие. Вступительное слово воспитателя (актуальность мастер-класса). Сегодня я предлагаю заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Это роспись по ткани в стиле: Батик. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Текстура ткани заставляет краски блестеть, и они почти светятся. Благодаря удивительным эффектам свободной растекаемости краски по нежному струящемуся куску ткани часто сюжет композиции рождается на основе творческого эксперимента, импровизации и воображения. Техника росписи по ткани называется батик. |
Раскрывает актуальность технологии батика, мотивирует родителей к художественно-творческой деятельности. (демонстрация фоторабот по слайдам).
|
Рассматривают авторские работы по батику. |
2. Основная часть: (обзорная лекция с элементами беседы,
практическая работа)
Содержание этапа |
Деятельность воспитателя |
Деятельность участников |
1. Обзорная лекция А) История развития батика - Что такое батик? Батик – это ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. - Как вы думаете, в каких странах в древности люди развивали это искусство? Слово «батик» - яванского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и |
Рассказ-путешествие в историю и технологию искусства батика с демонстрацией видео ролика и слайдовой презентации
|
Задают вопросы, вступают в диалог с автором мастер-класса.
|
художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Яванских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв. а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускает в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску. В Индии раскрашивали ткани в технике "бандан" В конце XVII века рисунок "набивали" (печатали) на ситцевую ткань с помощью разнообразных штампов с орнаментом. Родиной набивных тканей считается Индия. В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн». - Где зародился батик? - что обозначает слово «батик» в переводе с индонезийского? - В каких странах батик был наиболее популярен? - На каких тканях рисовали древние мастера? - В какой период появился батик в России? Искусство росписи ткани принесло миру: сари – Индии кимоно – Японии сарафан – России Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных техник - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Раньше люди расписывали только изделия домашнего обихода, теперь в этой технике оформляют предметы интерьера, одежду, создают панно или картины на шелке. И сегодня у вас есть уникальная возможность прикоснуться к этому виду искусства, освоить простейшие приемы батика и создать авторскую работу – коллективное декоративное панно «Текстильная страна». Но сначала давайте познакомимся с некоторыми способами и приемами батика. Б) Способы росписи ткани Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика. Каждый из них имеет свои особенности. Узелковый батик - это не роспись
ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты можно получить за счет
перевязывания отдельных участков ткани узелками и дальнейшего
окрашивания. При холодном батике резервирующую смесь
(резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого
контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют
графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют,
не ограничено. Дополнительные эффекты, придают изысканность и прихотливость батику. Они весьма многообразны: роспись по - сырому, присыпка сухими красителями, эффект при помощи соли, эффект при помощи мочевины, эффект кракле или кракелирование и много другое. В) Анализ работ по батику: - какие формы цветов вы видите (реальные, стилизованные?) составьте характеристику цветового колорита каждого цветка на основе собственных эмоций, ассоциаций. (если студенты затрудняются проанализировать, предлагаю набор «слов-помощников»: нежный, яркий, радостный, унылый, спокойный, тонкий, лирический, теплый, холодный, контрастный, резкий, успокаивающий, солнечный, туманный и т.п.).
Г) Этапы росписи
1.Перенос рисунка эскиза на ткань карандашом (тонкими линиями). 2. Нанесение резервной линии при помощи стеклянной трубочки и резервирующего состава по линиям рисунка. Резервирующий состав в холодном батике наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками, в соответствии с эскизом, заливаются цветом плоскости. Резерв должен быть комнатной температуры, отсюда и его название – холодный. 3. Выполнение росписи цветочных мотивов. (Цветовой колорит рисунка участники определяют самостоятельно на основе воображения. В процессе работы экспериментируют с солевым эффектом).
4. Детальная проработка цветочного мотива.
Д) Знакомство с рабочим местом. Проведение инструктажа по технике безопасности.
2. Практическая работа - Перевод эскиза на ткань. - нанесение контура рисунка резервирующим составом. - роспись мотивов по воображению с применением солевого эффекта.
|
Задает вопросы по анализу просмотра видеосюжета
Демонстрация слайдов «Способы росписи ткани»
Демонстрация слайда «Дополнительные эффекты в батике»
Демонстрация слайдов с изображением батиков с цветочными сюжетами
Демонстрация альбома «Последовательность выполнения холодного батика» и личного показа приемов росписи ткани в технике холодный батик.
Проведение инструктажа
Организация поэтапной практической деятельности: - показ приема нанесения резервной линии на ткань по контурам рисунка.
Индивидуальная и фронтальная работа с участниками мастер-класса. |
Вступают в диалог
Рассматривают авторские работы с изображением различных цветов. Анализируют формы и цветовой колорит композиций
Рассматривают этапы выполнения холодного батика
Знакомство с рабочим местом, инструментами материалами, правилами поведения
Самостоятельная работа с соблюдением этапов росписи цветочных мотивов под музыкальное сопровождение. Коллективная деятельность по оформлению панно. |
3. Заключительная часть (выставка и анализ работ, рефлексия)
Содержание этапа |
Деятельность воспитателя |
Деятельность участников |
Заключительное слово воспитателя. Представление выполненных работ. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и участников. Рефлексия. |
Организует выставку и анализ. Подводит итог работы мастер-класса. |
Анализируют свои работы. Высказывают мнения о работе мастер-класса и своих достижениях. |
Список литературы:
1. Энциклопедия «Батик. Техника, Приемы, Изделия». Автор – Сергей Давыдов. Москва «АСТ – Пресс книга» 2005 год
2. «Батик. Постигаем шаг за шагом». Автор – Анна Эм. Минск «Харвест» 2008 год
3. «Батик: Горячий, холодный, узелковый». Автор – Дворникова И.А. Год издания 2000
4. «Искусство батика». Автор – коллектив. Год издания 2002
5. Infouro.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.