Мастер- класс для учителей«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы» Подготовила Овчинникова Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, pуководитель ШУМО учителей по индивидуальному обучениюМБОУ «Шахтерская средняя школа №19»
«Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку» - из выступления Д. А. Медведева на Форуме инновационных идей молодежи.
Как сделать урок русского языка, литературы интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».
Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами.
Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только приобретение учеником определенных знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника к образовательной деятельности.
Что такое «инновация»?
Инновация – (от латинского «innovation» –нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.
В информационной области:использование Интернет-ресурсов, мультимедийных учебников и обучающих программ; создание своей методической копилки «Педагогические идеи».В диагностико-прогматической области:диагностика информационных потребностей учащихся;диагностика сформированости ключевых компетенций. В области повышения квалификации:участие в методических выставках, конференциях, вебинарах,посещение лингвистических семинаров.
Основные направления
инновационной деятельности
В области содержания образования:дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения; освоение инновационных педагогических технологий.В инновационной и экспериментальной области:работа в творческих группах учителей;опытно-экспериментальная работа «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы».
Основные направления
инновационной деятельности
Цели:
развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
формирование личностных качеств учащихся;
выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
развитие различных типов мышления;
формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи:
создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
включение учащихся в креативную деятельность;
тщательный отбор материала и способов его подачи.
СИНКВЕЙН
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
имя существительное
ПРАВИЛО СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
имя прилагательное
имя прилагательное
глагол
глагол
глагол
Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме.
Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок Мудрости, «Откровение», урок-блок, урок-«дублер» «Начинает действовать» и др.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «Живая газета», устный журнал.
Урок -диспут
7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «Посиделки».
Типы домашнего задания:
Творческая работа.
Лингвистическое исследование текста.
Инсценировка художественного произведения.
Исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу).
Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров.
Продолжение неоконченных произведений.
Подготовка словарных диктантов.
Составление конспекта, опорных таблиц.
Презентации (обзор героев произведения, биография писателя).
Письмо по памяти.
Органы управления | Действия |
Вид курсора находящегося на активном элементе управления. | |
Кнопка для выполнения основной работы со слайдами презентации, включая и переход на следующую страницу | |
Кнопка для возврата на лист «Содержание» | |
Кнопка для завершения работы с презентацией |
1. Правила пользования презентацией
3. Найди 11 предметов, в названиях которых стоят сомнительные согласные и выбери нужную букву
П А Р О В О З
С Т О Л Б
И З Г О Р О Д Ь
С Т О Г
Л О Ш А Д Ь
П О В О З К А
Г Р У З
Б Е Р Е Г
Л У Г
Д
Т
П
Б
З
С
Г
К
З
С
З
С
Г
К
Г
К
Д
Т
Д У Б
П
Б
П Р О В О Д
Т
Д
Содержание
1. Правила пользования презентацией
3. Правописание безударной гласной «ё» в корне слова
4. Стихи о правописании безударных гласных в корне слова
11. Список источников основного содержания
12. Список источников иллюстраций
5. Вставь пропущенную букву
6. Выбери проверочное слово
7. Исправь ошибки
8. Безударные гласные в пословицах
9. Волшебная яблоня
2. Правило проверки безударных гласных в корне слова
10. Собери пирамидку
13. Выход
Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
Стихи о правописании безударных гласных в корне слова
Сосна, вода, дела, трава — проверить надо все слова. Безударный гласный — стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте — Удареньем проверяйте: сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.