Мастер - класс для воспитателей: "Секреты логопеда"
Оценка 4.7

Мастер - класс для воспитателей: "Секреты логопеда"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
дефектология
28.06.2023
Мастер - класс для воспитателей: "Секреты логопеда"
Цель мастер-класса: познакомить педагогов с особенностями работы учителя – логопеда и новыми нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями, позволяющими повысить эффективность работы по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, а также активизировать речевые функции у дошкольников. Главной задачей является: показать примеры практического применения этих технологий в организованной деятельности педагогов с детьми.
Мастер класс мой.docx

                

МОУ «Бендерский детский сад №28»

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс

«Секреты логопеда»

 

 

 

Подготовила: Яцко М.Н.

Зам. заведующего по ОД

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель, 2023г.

 

                Мастер-класс для педагогов «Секреты логопеда»

 

1 слайд: Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте мне представить вашему вниманию мастер-класс, темой которого является «Секреты логопеда».    

Цель мастер-класса: познакомить педагогов с особенностями работы учителя – логопеда и новыми нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями, позволяющими повысить эффективность работы по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, а также активизировать речевые функции у дошкольников.

Главной задачей является: показать примеры практического применения этих технологий в организованной деятельности педагогов с детьми.

2 слайд: Но начну я с короткого экскурса в нейрофизиологию, и мы выясним, почему иногда, несмотря на работу логопедов, дефектологов, положительного результата нет. Такие случаи патологического нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены как нарушениями речевого слуха, артикуляционного аппарата, так и расстройствами нейродинамики (недостаточной дифференцировкой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга), несформированностью межанализаторных связей.

3 слайд: Существует две области головного мозга, которые отвечают за развитие речи – зона Брока и зона Вернике. Причем зоны Брока и Вернике активируются на разных этапах развития мозга ребенка.

4 слайд: Речевой процесс является круговым и речевой круг образуют три мозговых речевых центра:

• центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой);

• центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей;

• ассоциативный центр (создает структуру фраз и предложений).

В первые годы жизни у ребенка очень активно развивается мозг. При рождении мозг ребенка весит примерно 340 гр., к 1 году вес мозга достигает примерно 1,1 кг., а к 5 годам – 1,5 кг.

Изначально у ребенка формируется зона Брока.

Зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам, поэтому не стоит воспринимать «мамамамама», как первое слово.

Для того, чтобы понять важность развития центра Брока, представим, что происходит с человеком, у которого поражен центр Брока. У человека нарушается устная и письменная речь: человек или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок.

Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока́, открывшего его в 1865 году[1], находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей).

Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть, мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но отнюдь не единственный. Так как недостаточно воспроизводить звуки. Важно еще и понимать человеческую речь.

Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Зона Вернике – активна с самого рождения малыша и отвечает за восприятие речи на слух.

А формируется этот центр позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребенок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.

Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи.

Главное, чтобы сенсорных раздражителей (впечатлений) было не слишком много, так как головной мозг должен успеть переработать все сигналы.

          В последние годы наблюдается рост числа дош­кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз­вития. Цепочка неблагоприят­ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 90% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.

        Между тем важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.

    Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.

5 слайд: - Что делать для стимуляции развития речи (несколько советов)?

1. Ребёнку нужно общаться с разговаривающими детьми примерно его возраста (чуть старше).

2. Разговаривать с ребёнком, учить части тела, предметы и т.п. Читать ему книги, слушать музыку.

3. Занятия с логопедом, педагогом. Посещать развивающие занятия.

4. Необходимо ребёнку развивать мелкую моторику рук. Часто встречаются рекомендации, что для развития мелкой моторику необходимо использовать крупу. Не надо использовать крупу! Ребёнок может засунуть зерно себе в нос или ухо. Есть множество игрушек для мелкой моторики, лепка, есть пальчиковая гимнастика и др.

5. Если вы замечаете, отставание ребенка в речевом развитии, то надо обратиться к логопеду и врачу невропатологу. Которые назначат коррекционные занятия или медикаментозное лечение при необходимости.

В любом случае при задержки речевого развития необходимо проводить комплексный подход.

         Но скажу, что главнейшая роль в этом сложном процессе принадлежит родителям, законным представителям детей. Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь? (Строим дом)

1.     Работа по развитию АА

2.     Работа по развитию правильного речевого дыхания.

3.     Работа над общей и мелкой моторикой.

4.     Работа по развитию фонематического слуха.

5.     Звуковая культура речи (Постановка звуков)

          А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по предварительной работе предшествующей постановке звуков:

6.     Слайд    1. Работа по развитию артикуляционного аппарата

     Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК! Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

     Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

     Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

                                                    Практическая часть

1 этап –  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

           Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеды долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить,  и выполнять действие с помощью наших помощников:  у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка.

1.     Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.

2.     Упражнение «Заборчик - Трубочка». Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.

3.     Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.

4.     Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».

5.     Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.

6.     Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.

7.     Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

8.     Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.

9.     Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.

6 слайд: Массаж органов артикуляции чайными ложками.

Часто педагоги жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику или выполняют её недостаточно эффективно. Я хочу познакомить вас с ещё одним игровым способом укрепления артикуляционной моторики, который можно использовать, как в детском саду, так и предложить родителям для использования в домашних условиях.

Упражнения с чайными ложками.

1. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

2. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

3. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

4. Ложку выпуклой стороной плотно прижать к губам, сложенным трубочкой. Совершать круговые движения по часовой стрелке и против часовой стрелки.

5. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

6. Язык - "Лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

7. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Вывод: таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствует коррекции неверного звучания.

        А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!

           Не переживайте у кого не совсем получается, через какое-то время это получается у всех!!!

           Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, или неправильного прикуса, тогда таких детей направляем к хирургу или ортодонту.

7 слайд         2. Развитие правильного речевого дыхания

          Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.

2 этап  – РАЗВИТИЕ  РЕЧЕВОГО  ДЫХАНИЯ

Упражнения для речевого дыхания

1.     Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

2.     Сдуть бабочку с кончика носа.

3.     Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.

4.     Надуем шарик, не раздувая щеки.

   8 слайд              3. Работа над общей и мелкой моторикой

      У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

 

                                   Практическая часть

3 этап - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1.     Массажный мяч.

2.     Прищепки.

3.     Су-джок терапия и т.д.

9 слайд: Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что активные движения пальцев рук, как бы подготавливают почву для последующего формирования речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

 

Таким образом я рекомендую сочетать гимнастику артикуляционных органов с массажем рук. Это благотворно влияет как на развитие мелкой моторики пальцев рук, так и на развитие речи.

 

10 слайд: Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на различные функции организма. Помимо этого, игровой массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже.

Одновременно с этим в кору головного мозга, в том числе и в речеслуховые отделы, поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на кору головного мозга, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарные интеграторы и работа полушарий.

 

11 слайд: Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память, мышление, а также для развития речевой сферы.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствует изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы.

Игровой самомассаж я рекомендую использовать в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятии в детском саду.

Предлагаю перейти непосредственно к практической части мастер-класса. Первая нетрадиционная технология-

 

12 слайд: Японская методика пальцевого массажа.

Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

Ещё японский ученый Намикоши Токуиро (1905-2000гг) считал, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

- массаж большого пальца - повышает активность мозга,

- массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу,

- массаж среднего пальца - улучшает работу кишечника,

- массаж безымянного пальца - стимулирует печень,

- массаж мизинца - способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом

> работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах)

> предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи)

> способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские торговцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов)

Совет взрослым: если дети волнуются при речевом высказывании и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

 

13 слайд: Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1) Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Большой палец становится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками. Тексты рифмовок, стихов можно найти в Интернет-ресурсах, а также адаптировать тексты пальчиковых гимнастик, коротких стихов.

На слайде вы видите одну из рифмовок.

На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После пятой строчки происходит смена рук.

Дети любят всех зверей: (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец)

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей, (большой палец)

Любят горного козла, (указательный палец)

Обезьянку и осла, (средний палец)

Дикобраза и ежа, (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

Но я бы хотела показать, как можно использовать этот вид массажа для активизации словаря детей. Например: поиграть в игру «Я знаю» - назвать фрукты, овощи и т. д. Давайте попробуем, одновременно массируем пальцы, начиная с большого и называем фрукты…

Таким же образом можно пополнять и активизировать словарь прилагательных. «Погода - какая?.», игра «Скажи наоборот»

 

14 слайд: 2) Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь (катая его на подушечке вправо-влево). На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

 

15 слайд: Предлагаю попробовать освоить данный вид самомассажа и одновременно поиграть в игру «Назови ласково»- совершенствуем грамматический строй речи.

3) Массаж (самомассаж) - «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук, и без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

Например: игра «Один-много»

 

16 слайд: «Су- Джок» - терапия

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Данный метод обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой. Базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. "Су" - кисть, "Джок" - стопа.

Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

«Су-Джок терапию» можно использовать как на различных видах занятий, а также и в режимных моментах.

Давайте попробуем освоить эту технологию.

1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

Не стоит забывать о технике безопасности – педагог должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок, надевая массажное кольцо на палец, не оставлял его слишком долго. Так как существует риск сжатия кровеносных сосудов.

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

в книгах Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», Воробьевой Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом».

 

17 слайд: Следующий нетрадиционный вид массажа - Массаж грецкими орехами

• катать два ореха между ладонями;

• один орех прокатывать между пальцами (вращать внутри одной ладони перебирая пальцами);

• удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук.

• перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;

• вращение между ладонями по часовой стрелке;

• вращение между ладонями против часовой стрелки.

Чтобы игры с орехами не были молчаливыми, можно подбирать для них маленькие стишки, потешки, песенки.

Например, стихи Бориса Заходера, Ирины Токмаковой.

 

18 слайд: Массаж шестигранными карандашами:

• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами,

• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

 

19 слайд: Подводя итог, могу сказать, что использование нетрадиционных логопедических здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогической работе помогает мне интересно и разнообразно развивать мотивационную сферу детей, повысить физическую и умственную работоспособность детей, создавать функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, дает возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с детьми.

 

20   Слайд           4. Развитие фонематического слуха

Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.      

 

4 этап – РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Услышишь – хлопни

 Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции).

Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»

         Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

 

Игра «Телеграф»

 

         Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

 

  21 слайд                     5 этап - ПОСТАНОВКА ЗВУКА

Нарушение звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста. Обычно нарушаются следующие группы звуков:

Свистящие – С,Сь – З,Зь

Шипящие – Ш,Ж

Аффрикаты – Ц,Ч,Щ

Сонорные – Л,Ль,Р,Рь

Заднеязычные – К,Кь,Г,Гь,Х,Хь

Звонкие согласные

Мягкие согласные

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, и такое нарушение звукопроизношения определяется как простое (частичное), или мономорфное.

У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков. Такое нарушение звукопроизношения определяется как сложное (диффузное) или полиморфное.

В любой из перечисленных групп различают три формы нарушения звуков:

- искаженное произношение звука (например – горловой звук Р)

- отсутствие звука в речи ребенка (например, коова вместо корова)

- замена одного звука другим (колова)

Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения. Существует 3 уровня нарушения:

Кроме видов и форм нарушения звукопроизношения, существуют три

уровня нарушения:

· полное неумение произнести звук

· правильное произношение изолированного звука, но искажение или

пропуск его в спонтанной речи, т,е, недостаточная автоматизация звука

· смешивание звука в речевом потоке с другим, близким по артикуляции

или звучанию, т.е. нарушение дифференциации звуков

Причиной искаженного произношения звуков обычно является

недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной

моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения

языком, губами, в результате чего звук искажается. Иногда причина

кроется в индивидуальном строении артикуляционного аппарата (

нарушение прикуса, укороченная подъязычная связка). В этих случаях

необходимо вмешательство ортодонта. Подобные нарушения называются

фонематическими, т.к. фонема (звук) звучит искаженно, но это не влияет

на смысл слова.

Причина замены звуков обычно заключается в недостаточной

сформированности фонематического слуха или в его нарушениях, в

результате чего дети не слышат разницы между звуками, близкими по

артикуляции. Такие нарушения называются фонематическими, т.к. при

замене одной фонемы другой нарушается смысл слова (рак – лак).

В случаях, когда у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой

группы искажаются, нарушения называются фонетико-фонематическими.

 

         Использование в работе данных логопедических приёмов, поможет в решении задач коррекционного воздействия. Повышается эффективность работы педагогов, уменьшается процент детей с дефектами речи, увеличивается процент детей, выпущенных в школу с грамотной речью и правильным произношением.

 

 

22 слайд: Спасибо за внимание!


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Бендерский детский сад №28»

МОУ «Бендерский детский сад №28»

Мастер-класс для педагогов «Секреты логопеда» 1 слайд:

Мастер-класс для педагогов «Секреты логопеда» 1 слайд:

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра

Развитие мелкой моторики способствует развитию центра

В любом случае при задержки речевого развития необходимо проводить комплексный подход

В любом случае при задержки речевого развития необходимо проводить комплексный подход

А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий

А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий

Упражнения с чайными ложками. 1

Упражнения с чайными ложками. 1

Сдуть бабочку с кончика носа. 2

Сдуть бабочку с кончика носа. 2

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на различные функции организма

Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на различные функции организма

Совет взрослым: если дети волнуются при речевом высказывании и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение

Совет взрослым: если дети волнуются при речевом высказывании и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук - так организм ребенка сбрасывает возбуждение

Таким же образом можно пополнять и активизировать словарь прилагательных

Таким же образом можно пополнять и активизировать словарь прилагательных

Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук

Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук

Следующий нетрадиционный вид массажа -

Следующий нетрадиционный вид массажа -

Маленький учитель «Слонёнок -

Маленький учитель «Слонёнок -

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики

Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2023