Мастер-класс "Дымковский индюк" (Начальная школа, слабослышащее отделение)

  • docx
  • 16.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Мастер-класс Дымковский индюк.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС ПО ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

для 3-его класса

 

ТЕМА: «ДЫМКОВСКИЙ ИНДЮК»

 

 

Дымковские игрушки - петушки, курочки и индюки. 
Аппликация из "ладошек" + декоративная роспись и аппликация.                                                                                                      Выполнили дети 5-6 лет. На 1 фото - образец педагога.
 фото 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Светлана Новицкая 

 

 

 

 


Разработала:

Моисеева Раиса Ивановна –

учитель высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

 

г. Томск

ЦЕЛЬ:

 

- создание условий для эстетического воспитания, слухоречевого развития  обучающихся младшего школьного возраста средствами народного искусства.

 

ЗАДАЧИ:

 

- познакомить учащихся с историей возникновения дымковской игрушки;

- вырабатывать графические умения и навыки в изображении традиционного геометрического орнамента дымковской игрушки;

- формировать фонетическую и лексико-грамматическую стороны речи;

- развивать слуховое восприятие, корректировать устную речь;

- стимулировать потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоанализе;

- воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа.

 

ОСНАЩЕНИЕ:

 

- компьютер, проектор, экран;

- демонстрационный материал, в том числе речевые карточки;

- раздаточный материал: выполненный педагогом образец, цветная бумага, альбомные листы, простые карандаши, фломастеры, салфетки;

- презентация «Дымковский индюк», отражающая разнообразие дымковских глиняных индюков, таблицы-иллюстрации с изображением дымковской игрушки и с элементами узоров дымковской росписи;

- стихи о дымковской игрушке-индюке.

 

ПЛАН:

 

1.   Организационный момент (проверка готовности).

2.   Введение в тему, определение цели.

3.   Мини-рассказ о развитии дымковского промысла.

4.   Физкультурная минутка (здоровьесберегающая технология).

5.   Практическая работа (объяснение последовательности выполнения работы).

6.   Самостоятельная деятельность (роспись индюка).

7.   Анализ деятельности (итог, оценивание работ).

8.   Рефлексия.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ:

 

- представление о народном промысле – глиняная дымковская игрушка;

- умение видеть цвет, декор игрушки;

- передавать единство цветового и декоративного качества;

- выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.

 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:

 

«Познание», «Слушание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

 

- рассматривание дымковских игрушек;

- беседа о народных промыслах;

- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;

- чтение стихов;

- роспись шаблонов дымковской барышни, лошадки;

- просмотр мультфильма В.Г. Сутеева «Петух и краски»;

- экскурсия в первый музей славянской мифологии г. Томска по улице Загорной, дом 12 Сайт: http://slav-museum.ru/  E-mail: info@slav-museum.ru

 

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

 

- дымковская роспись, элементы узора, круги, колечки, точки, полоски, ёлочка, решётка, широкие линии, волнистые линии, тонкие линии.

 

ВЕДЕНИЕ

 

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Дымковская игрушка – это воплощение жизни в самых радостных красках. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии.

Индюк – красочный петух, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см. Знакомство с дымковской игрушкой-индюком активизирует желание обучающихся попробовать себя в роли художника – расписать волшебную птицу. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, жёлтый, изумрудный, голубой, оранжевый, зелёный, бирюзовый. Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1.                 Организационный момент (проверка готовности).

 

Учитель: - Добрый день, добрый час, как я рада видеть вас!

Друг на друга поглядели, и тихонько дружно сели.

Ну-ка, не ленитесь, все мне улыбнитесь!

Слушайте, запоминайте, дружно хором повторяйте.

(Уход педагога за фонетический экран, проверка слуха, подача речевого материала на слуховой основе, при затруднении предъявить речевую карточку для хорового считывания – приложение 1, стр. 10)

Учитель: - Дымковская роспись, элементы узора, круги, колечки, точки, полоски, ёлочка, решётка, широкие линии, волнистые линии, тонкие линии.

- Ребята, послушайте внимательно загадку.

Разноцветный, голосистый, яркий, сказочный, пятнистый,

Он как встанет поутру, запоёт: - Кукареку!

Отгадайте-ка, ребятки, про кого моя загадка?

Дети: - Про петуха (При затруднении считывают с речевой карточки – приложение 1, стр. 10).

Учитель: - Совершенно верно, это петушок! Помните, мы с вами смотрели мультфильм «Петух и краски» - В.Г. Сутеева. Вы хотите познакомиться с индейским петушком?

Дети: - Да. (Предъявление картинки «Индейский петух» и речевой карточки для считывания «ИНДЮК» - приложение 2, стр. 11).

Учитель: - Посмотрите, это крупная куриная птица, называется ИНДЮК. Индюк – это индейский петух с широким распускающимся хвостом.

 

II.      Введение в тему, определение цели.

 

(Предъявление картинки «Дымковский индюк» - приложение 3, стр. 12)

Учитель: - Индюк – красочный петушок, словно павлин, с пышным и красивым хвостом, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Что такое поталь?

Дети: - Очень тонкая золотая фольга (При затруднении считывают с речевой карточки – приложение 1, стр.10). Он может быть маленьким, а может быть и большим. (Показ презентации «Дымковский индюк», сопровождающийся стихотворением А. Дядьковым – 8 слайдов).

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

У большого индюка все расписаны бока,

Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост.

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя, как корона у царя.

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная — индюк. (А. Дьяков)

Учитель: - Сегодня вы познакомились с удивительно красивой игрушкой – дымковским индюком. Предлагаю вам познакомиться с новым народным промыслом, попробовать самим расписать индюка, то есть превратиться в дымковских мастеров, вы хотите?

Дети: - Да!

Учитель: - Подумайте, что необходимо мастеру для его творчества? (Произвольные ответы)

 

III. Мини-рассказ о развитии дымковского промысла (восприятие нового материала).

 

Учитель: - Сядем рядком да поговорим ладком. В каком городе мы живём? Чем славится наш город? На какой реке стоит город Томск? (Произвольные ответы)

Учитель: - Совершенно верно. А я вам сейчас расскажу про другой город, который стоит на берегу другой реки. Внимательно послушайте эту удивительную историю. В царстве нашего большого российского государства, на берегу реки Вятки стоит большой город Киров, а в этом городе есть такой микрорайон – Дымково, и застроен он деревянными домами, прямо как у нас в Томске. Люди, которые живут в этом микрорайоне, называют его большим селом – Дымково. (Показ картинки – приложение 2, стр. 11). Жители этого села занимаются необычной работой, лепят и расписывают необыкновенные игрушки, как для праздника «Свистунья», так и для продажи на ярмарках на территории Вятской губернии и Поволжья.

Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получаются необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. (Показ картинок с изображением дымковских игрушек – приложение 3, стр. 12). Раньше люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед, поэтому ставили игрушки между окнами, чтобы игрушки оберегали, охраняли жильё, а ещё все люди украшали игрушками свои дома.

Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Вы догадались какую? Сегодня вы с этой игрушкой не только познакомились, но и слушали стихотворение А. Дьякова. С какой дымковской игрушкой вы познакомились? Как она называется? (Произвольные ответы детей).

 

IV. Физкультурная минутка (здоровьесберегающая технология).

 

Учитель: - Встаньте, ребята. Перед тем, как приступить к работе, предлагаю вам сделать разминку, все готовы?

Дети: - Да. (Дети ориентируются на показ учителя)

Ах, красавец-петушок, (Взмах руками в стороны вверх-вниз, вверх-вниз)

На головке гребешок (Поднять руки вверх с растопыренными пальцами)

Крылья кверху поднимает, (Поднять руки вверх, при этом перебирая пальцами),

Важно головой кивает, (Опустить и поднять голову)

Раньше всех петух встаёт, громко на заре поёт (Пальцы сомкнуты, сжаты в кулак, указательные и большие пальцы смыкаются и размыкаются)

Кукареку! Хватит спать! Всем давно пора вставать! (Марш на месте, повторить два раза)

Учитель: – Все готовы стать мастерами? Приглашаю вас в художественную мастерскую.

 

V.      Практическая работа (объяснение последовательности выполнения работы).

 

Учитель: - Во-первых, для работы вам понадобятся материалы и инструменты: бумага цветная, белый альбомный лист, простые карандаши, фломастеры, ножницы, клей-карандаш.

Во-вторых, возьмите альбомный лист и простой карандаш и обведите свою ладонь. В районе запястья сделайте округлую линию. Можно сделать несколько попыток.

В-третьих, надо вырезать фигуру по контуру.

В-четвёртых, наложите вырезанную фигурку на лист цветной бумаги, по шаблону обведите её на расстоянии 5 миллиметров.

В-пятых, вырезаем получившуюся после обводки фигуру и наклеиваем на цветную фигуру данный шаблон из белой бумаги.

hello_html_m46c548f7.jpghello_html_5c5e84ac.jpgЭлементы дымковской росписи в детском саду картинки ...В-шестых, по шаблону обведите крыло петушка.

 

Учитель: - Прежде, чем приступить к росписи нашего индюка, рассмотрим, какие элементы дымковской росписи вы знаете.

Дети: - Круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы.

 

VI. Самостоятельная деятельность (роспись индюка).

 

Учитель: - Ребята, прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой дымковской игрушки-индюка. Это – линии, пятна, точки, звездочки, ёлочки, круги. Не забудьте о цветовой гамме. Приклеиваем к индюку крыло, вот наша птица готова к росписи. Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора. Вы можете скопировать рисунок, можете придумать сами. Приступайте к работе. (В процессе самостоятельной деятельности предоставлять обучающимся творческую свободу, оказывать индивидуально-дифференцированную помощь, показывать и комментировать варианты исправления ошибок и композиционные приёмы росписи, стимулировать к озвучиванию личных действий в процессе творчества).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Анализ деятельности (итог, оценивание работ).

Учитель: - Почему игрушка называется дымковской?

Дети: - Изготавливают в Дымково.

Учитель: - Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки? (Произвольные ответы детей).

Учитель: - Какие элементы узора характерны для росписи дымковской игрушки? (Причудливые полоски, точки, линии).

Учитель: - Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Произвольные ответы детей).

Учитель: - Покажите мастера своё творчество! Какую красоту вы приготовили для своих друзей, товарищей! (Выставка работ. Следует отметить каждую работу, найти в ней особенное, отметить старание, трудолюбие, творчество каждого ребёнка). Все сегодня славно потрудились, ваши работы будут интересны посетителям школьного музея. Каждый получает высший бал!

 

 

VIII. Рефлексия.

 

Учитель: - Петушок, петушок, золотой гребешок.

Ты подай голосок через тёмный лесок.

Через лес, через реку прокричи: «Ку-ка-ре-ку!» А. Дьяков

 - Вам понравилась дымковская игрушка-индюк? Ребята, кому было трудно выполнять работу? Какая работа на ваш взгляд самая яркая? А самая красивая? Кому нравится своя работа? Вы замечательно работали! Вы – настоящие художники! У вас получились очень красивые работы. Я раздам каждому жетоны, подумайте, порешайте и прикрепите свои жетоны к самой красивой на ваш взгляд работе. (Независимая оценка работ, в процессе которой важно задать вопрос:  - «Почему ты выбрал(а) эту работу? Что тебе больше всего понравилось?»).

 

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

 

1.   http://www.dymkovo.com/

2.   https://7gy.ru/shkola/okruzhajuschii-mir/947-dymkovskaya-igrushka.html

3.   https://schci.ru/dymkovskaya_igrushka.html

4.   https://sch1371z.mskobr.ru/files/stihi_dlya_detej_o_dymkovskoj_igrushke.pdf

5.   https://xn----8sbfklga1asckj6a.xn--p1ai/raznoe/stixi-pro-dymkovskuyu-igrushku-stixi-o-dymkovskoj-igrushke-str-6.html

6.   https://ru.wikipedia.org/wiki/

7.         https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/102262/

8.   https://stranamasterov.ru/node/623650

9.   http://fermerskii-dvorik.ru/109-raznye-porody-indeek.html

10.            http://rasfokus.ru/photos/photo464287.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 Речевые карточки

Дымковская роспись, 
элементы узора, 
круги, колечки, точки, полоски, ёлочка, решётка, широкие линии, 
волнистые линии, 
тонкие линии.
Золотая поталь – очень тонкая золотая фольга
Про петуха
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                         

Приложение 2

ИНДЕЙСКИЙ ПЕТУХ (ИНДЮК)

Село ДЫМКОВО

Дымковская игрушка Индюк | Купить Дымковскую игрушкуДымковская игрушка "Индюк на ножках №5" 14-15 см купить по цене от ...Приложение 3 Дымковские индюки


 

Скачано с www.znanio.ru