Мастер-класс Формирование читательской грамотности младших школьников
Оценка 5

Мастер-класс Формирование читательской грамотности младших школьников

Оценка 5
docx
10.10.2024
Мастер-класс Формирование читательской грамотности младших школьников
Формирование читательской грамотности младших школьников..docx

Мастер-класс

Тема:  Формирование читательской грамотности  младших школьников.

Подготовила учитель начальных классов МБОУ Трубчевской СОШ №2 им.А.С.Пушкина Юдина Лилия Васильевна

СЛАЙД 1

Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.  

 

Понятие «функциональная грамотность» появилось в 1957 году применительно к взрослому населению, которое нуждалось в ликвидации своей неграмотности. В тот момент было достаточно трех базовых грамотностей, чтобы успешно справляться с решением жизненный ситуаций: умения читать, писать и считать. Современность требует от человека гораздо больше грамотностей: навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ - грамотность, финансовая грамотность, культурная и гражданская грамотность. От современного человека требуются умения критически мыслить, работать в команде, общаться, креативность.  Приобрести все эти навыки (грамотности) может помочь любознательность, настойчивость, инициативность, способность адаптироваться, лидерские качества.

 

СЛАЙД 3

 

Виды функциональной грамотности.

1.     Читательская грамотность

2.     Математическая грамотность

3.     Естественнонаучная грамотность

4.     Финансовая грамотность

5.     Глобальные компетенции

6.     Креативное мышление

 

 

  ПОЧЕМУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ СЕЙЧАС СТАЛА ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ТЕМ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать лет назад, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике. Это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

 

 

 

 

 

Что же такое чтение и читательская грамотность? 

 

Психологи утверждают, что на успеваемость влияют более 40 факторов, одним из самых важных является – скорость осознанного чтения. Что такое читательская грамотность?

 

СЛАЙД 4

 

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 

Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

 

 

В своей работе мы сталкиваемся с такими проблемами, ребёнок имеет низкую технику чтения, не понимает смысл прочитанного, не может кратко передать содержание текста. В результате не успевает по всем предметам. Поэтому, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу, так как это одна из основных задач начальной школы.

 

Навык чтение имеет две стороны, техническая и смысловая.

Техническая сторона чтения (техника чтения) включает в себя такие компоненты навыка чтения как, способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп) чтения. 

Смысловая сторона: понимание читаемого и смысла читаемого. Две эти стороны неразрывно связаны между собой.

  Если западает техническая сторона, то соответствующим образом хромает и смысловая. Бывает, и наоборот, уделяем большее внимание технической стороне, хромает смысловая.

 

 

          Сегодня    я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые можно использовать в своей работе. Они помогают ученикам улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

 

Занятие мастер – класса я проведу в форме необычного тренировочного урока. Я буду выступать в роли учителя, а вы, уважаемые коллеги, будете играть роль учащихся экспериментального класса.

 

 

(Нужно выбрать смайлик любого цвета)

 

 Сами, того не подозревая, вы разделились на группы по классам;

Желтый цвет - 1 класс;

Зелёный  цвет- 2 класс;

Синий  цвет  - 3 класс;

Красный цвет  4 класс.

 

Мотивация учения

Практически любой урок начинается с этапа вызова. Он необходим для актуализации и обобщения имеющихся у учеников знаний по данной теме.

 

 Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока связывать разрозненные факты в единую картину;

 

Приём «Верите ли вы …»

1.     Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

2.     Верите ли вы, что урок длится 40 минут?

3.     Верите ли вы, что школа может существовать без детей?

4.     Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?

5.     Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?

6.     Верите ли вы, что по окончании мастер – класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

7.     Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

8.     Верите ли вы что формирование читательской грамотности – не играет роли в образовании детей?

 

  Я тоже в это не верю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНВЕРТ  №1

Задания для 1 класса (на уровне слова)

1. Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А

АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

__________________________________________________________________________

 

2. В строчке найди 4 слова

ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлб

__________________________________________________________________________

 

3.Прочитай слова без лишнего слога

 

тюсалень  леонапард  лягушлика  дязател  инжидюк кастфурюля  скотывородка  

__________________________________________________________________________

 

4.Слово упало и разлетелось на кусочки. Помогите - вновь из букв его сложите:

оядлео                лушкяга          змлнеякиа   

фрноаь              сзтекроа            пиодмор

сзакка                убебинчк          пдосонулх    

кхнуя                 склоьуса           сжнниека  

птальо             иукгшри              бдлеуьзор      

алатс                мреавуй               согеивнк

 

5.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

 

 канат  лентяй  дача рисунок сани  ракета  фантазия концерт  феникс  тарелка фикус  аллея  карандаш таблетка  лимон  царевна кабинет  пират  танцы калина  лейка  доска  коптильня театр  леопард  фонтан шахтёр  магазин  тысяча соловей  барабан  камень

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНВЕРТ  № 2

Задания для 2 класса (на уровне предложения)

1.Читай предложения наоборот справа налево:

вомод хашырк ан илсивоп икьлусос еикьненот икниженс еиконидо тюадап абен огонрумсап с яьтсил еинделсоп илетселбаз зёреб хяьчус ан имактеном имытолоз

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Прочитай поговорку правильно (сосредоточься на смысле поговорки):

 

Труд портит, а лень - кормит.

За одним зайцем погонишься – двух поймаешь.

Один раз отмерь – семь раз отрежь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому - грач не нужен.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

 

 L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

__________________________________________________________________________

 

U F T Q W E R Б LV E N J Д S Z A h Y H t Z O L A R W Q Л J S Ю Y F Д h N И R П L V O t Л W Y Ь Q З G У S F Ю Z R T J C U W Я S

__________________________________________________________________________

 

F C R N H U t E V Б W Q A Z З h B R E Y З L G Д V O S N Й W B R J Л Q t A U Q Д L J O V Z Ш R Y K S G У Z B N h O S J Д U W O L V G Й

__________________________________________________________________________

 

 

 

КОНВЕРТ  № 3

Задания для 3 класса (на уровне текста)

Работа с деформированными текстами.

 Вызвать интерес - далеко не единственная задача этих упражнений. Вспомните момент, когда вам приходилось подниматься в гору с тяжелой ношей. Вы очень устали, осталось пройти совсем маленькое расстояние. И кто-то вдруг вам помогает, берет у вас ношу. Остаток расстояния вы преодолеваете, словно на крыльях. Именно так чувствует себя ребенок, когда переходит от чтения деформированных текстов к обычным. Ребенку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает всё предложение целиком.

1.Использование принципа решения анаграмм   для прочтения завершенных коротких текстов.

Напомню, что смысл анаграммы в том, чтобы переставить буквы или звуки в слове, чтобы получилось другое слово.

чаМет

ыМ  с  лоКей  милюб  троисть  букики  и  течмать: но – о  роме,  я  -  о  бене.  нО  дубет  корямом,  а  я  комлётчи.

 2.Вставь пропущенные слова в стихотворение

Уж тает ____, бегут ____,
В окно ____ весною…
Засвищут скоро ____,
И лес ____ листвою!
Чиста ____ лазурь,
Теплей и ярче ____ стало,
Пора метелей ____ и бурь
Опять надолго ____…

Алексей Плещеев

3.Прочитать текст и ответить на вопросы

Животные газет не читают, радио не слушают, телевизор не смотрят и  Интернетом не пользуются, а погоду на завтра знают. Опытные моряки говорят: «Чайка ходит по песку, морякам сулит тоску» Это значит, что приближается сильная буря. Чайки чувствуют приближение шторма и не летят в море искать пищу. Они ходят по песку и жалобно кричат.

 

Вопросы  для контроля:                                                                 

*     Что умеют животные?                                                                          

*     Закончите морскую пословицу: «Чайка ходит по песку, морякам сулит….»                                                                                      

*       Что не делают чайки, когда приближается сильная буря?

 

 

 

КОНВЕРТ  № 4

ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН

Пишется синквейн  по определённым правилам:

 1строчка - это существительное. Тема, о которой пойдёт речь.

2строчка – это два прилагательных или причастий, описывающих предмет.

3строчка – это три глагола, которые описывают действия предмета по выбранной теме.

4строчка – это фраза, которая показывает отношение автора  к теме.

5строчка – это  существительное, которое  ассоциируется с темой синквейна.

 Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая   обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. 
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям.  

ü по стихотворению

Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

 Этот дождик проливной.

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу.

С мамой мы пошли гулять.

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал –

Всех под зонтики загнал.

дождик

проливной холодный

капает стучит моросит

Дождь – это когда осень плачет.

Грусть

 

ü по загадке

Говорит  она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней

– Станешь вчетверо умней.

книга

полезная  интересная

учит помогает советует

 Книга – лучший друг.

Библиотека

ü по слову ЧТЕНИЕ

Подведение итогов мастер-класса.

Применяя  в работе данные приёмы и упражнения,  можно отметить следующие преимущества:

·          учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

·         увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;

·         совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

·         вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

·         обостряется любознательность, наблюдательность;

·         развивается активное слушание;

·         повышается самооценка.

 Всё это способствует повышению уровня  читательских умений и  формированию читательской грамотности младших школьников.

 

  Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»-

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.
БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

В завершении мастер-класса, мне хотелось бы поделиться с вами рецептом счастья.

Возьмите чашу терпения, влейте туда полное сердце любви, бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и всё это хорошенько перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути. (Р.Шапиро)


 

Мастер-класс Тема : Формирование читательской грамотности младших школьников

Мастер-класс Тема : Формирование читательской грамотности младших школьников

Что же такое чтение и читательская грамотность?

Что же такое чтение и читательская грамотность?

Нужно выбрать смайлик любого цвета)

Нужно выбрать смайлик любого цвета)

КОНВЕРТ №1 Задания для 1 класса (на уровне слова) 1

КОНВЕРТ №1 Задания для 1 класса (на уровне слова) 1

КОНВЕРТ № 2 Задания для 2 класса (на уровне предложения) 1

КОНВЕРТ № 2 Задания для 2 класса (на уровне предложения) 1

КОНВЕРТ № 3 Задания для 3 класса (на уровне текста)

КОНВЕРТ № 3 Задания для 3 класса (на уровне текста)

КОНВЕРТ № 4 ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ

КОНВЕРТ № 4 ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ

Станешь вчетверо умней. книга полезная интересная учит помогает советует

Станешь вчетверо умней. книга полезная интересная учит помогает советует
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024