Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка»
Даже (1)… , которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью « (2) … ». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в (3) … по деревне в направлении фермы (4) … , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные (5) … на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по (6) … телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. (7) … машина – телевизор начинал работать (8) … . Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала (9) … . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)
Евгений Гришковец «80 километров от города» (фрагмент)
Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.
1) трактор, телега, машина, электричка;
2) Хлеб, Милиция, Молоко, Cовхозная;
3) обед, пыли, завтрак, объезд;
4) громыхая, с молоком, пустая, с доярками;
5) удары, помехи, звуки, раздражения;
6) крышке, антенне, голове, экрану;
7) удалялась, приближалась, уезжая, ломалась;
8) плохо, нормально, волшебником, утром;
9) странным образом, одинаково, в обед, по-разному.
В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только).
Формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий:
В какой учебной ситуации может использоваться клоуз-тест?
При диагностике
Какова технология работы с тестом?
Памятка (для учащихся)
Прием «Неоконченные предложения»
Прием «Корзина идей»
Критерии | Показатели | Баллы |
1.Понимание прочитанного | 1.Адекватное авторскому замыслу понимание прочитанного. | 3 |
2.Умение находить нужную для понимания смысла информацию | 1.Ученик самостоятельно и в полном объеме находит нужную для понимания смысла информацию. | 3 |
3.Умение преобразовывать текст | 1.Ученик умеет самостоятельно | 3 |
.Количество правильных слов | За каждое правильное слово добавляется по 1 баллу |
О критериях оценки
В оценку входит соотнесенность трех уровней соответствия:
1. Соответствие / несоответствие ближайшему контексту (словосочетание, предложение) – как правило, это грамматический параметр вставки.
2. Соответствие / несоответствие контексту соседних предложений – как правило, это лексический, логико-смысловой параметр вставки.
3. Соответствие / несоответствие смыслу целого текста, авторской концепции.
Каждое слово оценивается из 5 баллов. Максимум (5 баллов) ставится, если слово не противоречит авторской концепции, всем трем названным позициям.
Баллы снимаются:
Работа над клоуз-тестом прошла на уроке успешно, если:
ученики обосновывают выбор слова, опираясь на текст, на смысл текста;
была возможность каждому учащемуся доказать свой вариант вставки; учитель мотивировал каждого ученика на работу;
дети понимают замысел автора и готовы вступить с ним в диалог; состоялся диалог на основе прочитанного;
ребята заинтересовались работой с текстом, самим текстом (тема, проблема текста близка и интересна учащимся); идёт активная работа со стороны учащихся; был высокий уровень учебной мотивации;
варианты вставленных слов были разнообразны, оригинальны (не менее интересны, чем авторский вариант) и стали основой для обсуждения;
к концу работы с текстом учащиеся поняли смысл текста более глубоко, чем в начале;
возможно продолжение разговора по содержанию текста; -учащиеся смогли оценить себя как читателей; сделан анализ после проведения теста; произошло движение вперёд в освоении клоуз-теста;
учащиеся смогли сформулировать собственную позицию по проблеме текста;
работа принесла удовлетворение всем участникам учебного процесса (учитель тоже продвинулся в понимании и смысла текста, и законов его устройства, и себя как читателя);
работа над клоуз-тестом не стала самоцелью, а была подчинена какой-либо учебной задаче; работа с текстом помогла достигнуть цели, поставленной в зависимости от учебной ситуации;
больше половины класса справились с работой;
работа по конкретному тесту включена в контекст систематической работы.
Даже машина, которая возила молоко с маленькой колхибинской фермы, была особенная. Это была обычная на вид машина с желтой цистерной и надписью «Молоко». Машина и цистерна были грязные и ржавые. Эта машина приезжала в обед по деревне в направлении фермы пустая , а вечером, после дойки, с молоком проезжала обратно. Особенным в ней было то, что эта машина, проезжая мимо дома, давала сильные помехи на телевизор. Еще машину саму не было видно, а по экрану телевизора уже бежали полосы. Молоковозка приближалась, полоски усиливались, телевизор начинал трещать, а когда машина проезжала мимо дома, изображение на экране пропадало совсем. Удалялась машина – телевизор начинал работать нормально. Я узнавал у других жителей. На все телевизоры эта молоковозка действовала странным образом . Никакая другая машина ничего подобного не производила и никак не влияла на прием телевизионного сигнала. (134 слова)
Евгений Гришковец «80 километров от города»
Можно достичь следующих результатов:
• развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемнопоискового характера;
• изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности);
• мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивают коммуникативную культуру);
• создать атмосферу доверия, сотрудничества, выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
• развить «писательские» наклонности учащихся;
• ребята участвуют в районных, международных конкурсах, общешкольных мероприятиях, применяя полученные умения и навыки, также применяют умения и навыки на других предметах;
• стабильные результаты успеваемости и успешности по русскому языку; • повысить результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.