Самое время поговорить о естественно-научной грамотности — компетенции, которая формирует мнение ребенка об окружающем мире, природе и ее законах.
ü Такая грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру. Не просто знать школьную программу, а понимать, что такое ГМО, почему нефть в водоеме — это плохо и для чего в природе нужны насекомые. В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает сначала предмет «Окружающий мир», затем изучение биологии, географии, экологии, физики, химии.
ü С чего же начать обучать детей в начальной школе естественно-научной грамотности. Методический инструментарий должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы исследовательского типа, анализ первичных данных.
Приведу некоторые примеры из опыта работы учителей нашей школы по данному вопросу.
ü Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников мы применяем методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
ü Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением.
ü Например: при изучении темы «Температура воздуха» можно предложить учащимся небольшую информацию в форме сказки: «Жил был старый тролль, и всегда ему было холодно на земле. И однажды тролль решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет тролль по горе - холодно, но ничего вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, то должно быть теплее. Так он думал, полз, пока не замерз». У детей возникает мысль – противоречие: как же так, если чем ближе к солнцу, то должно быть теплее, то почему же замерз тролль? В результате диалога в форме дискуссии, дети самостоятельно формулируют проблему в форме проблемного вопроса: «Так ли это, чем ближе к солнцу, тем теплее?».
ü Метод «Древо решений» – еще один популярный метод, используемый нашими учителями для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов. Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Ученикам дается задание. Например: Проблема мусора. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
(Перед ними ставится проблема. Задача: найти варианты ее решения, определить преимущества и недостатки каждого варианта). Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве. Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Приём «Мудрые совы» уместно использовать для развития у школьников следующих умений анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе, доступно передавать информацию другому человеку, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.
Прием « Мудрые совы»
Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем дети получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее неизвестной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Учениками начальной школы, как правило, плохо осваиваются умения: работать с информацией, представленной в иной нетекстовой форме; интерпретировать данные, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.
Мне бы хотелось привести примеры заданий, направленных на развитие естественнонаучной грамотности обучающихся на краеведческом материале.
Задание 1. Цель: формировать умение работать с текстовой
информацией.
Прочитай внимательно текст. Ниже отметь верные утверждения о Тамбовской области.
Тамбовская область была образована в 1937 году. Она лежит в южной части Восточно-Европейской равнины, в центральной части Окско-Донской равнины. Наиболее значительные реки — Цна (бассейн Волги), Ворона, Битюг и другие. Климат Тамбовской области умеренно континентальный (зима не суровая, а лето теплое). Тамбовская область расположена в зоне лесостепи.
Природные и климатические условия области способствовали широкому развитию сельского хозяйства в регионе. Основным богатством Тамбовской области являются черноземные почвы. Таким образом, в области преобладает сельское хозяйство зерново-животноводческого направления с посевами технических культур, а также животноводство молочно-мясного направления.
Основными отраслями промышленности Тамбовской области являются: машиностроение; химическая промышленность.
Среди наиболее крупных предприятий –
Тамбовский вагоноремонтный завод (ТВРЗ)
ТВРЗ производит ремонт железнодорожного подвижного состава.
Мичуринский локомотиворемонтный завод
Основная продукция: ремонт тепловозов Мичуринск
Кондитерская фирма ТАКФ (ТАКФ)
ТАКФ производит конфеты, вафли, мармелад, пряники, восточные сладости.
Бондарский сыродельный завод
Предприятие производит/реализует гастрономию, сметану, молоко.
Выберите все верные утверждения о Тамбовской области
1. Тамбовская область была образована в 1937 году.
2. Зимы в Тамбовской области очень суровые, лето холодное.
3. В Тамбовской области развита только промышленность.
4. Завод ТВРЗ специализируется на пошиве взрослой и детской
одежды.
5. Бондарский сыродельный завод производит молочные
продукты, молоко.
Я думаю, вы согласитесь, что формирование умения извлекать информацию из текста не художественного, а научного стиля происходит у младших школьников с трудом. Поэтому уделять внимание этому нужно, желательно уже со 2 класса, когда идет работа уже не над технической, а над содержательной стороной чтения. Содержание текстов может быть любым. В данном случае речь идет об отраслях промышленности и сельского хозяйства Тамбовской области, примерах крупных предприятий.
Приведу примеры заданий, направленных на применение имеющихся знаний в новых условиях.
Задание. Цель: формировать умение работать с информацией, представленной в нетекстовой форме.
Выбери диаграмму, которая соответствует тексту. Придумай название для этой диаграммы.
В Тамбовской области проживают разные народности. Самые многочисленные из них русские, татары, мордва, украинцы, чуваши. Больше всего на территории нашего региона русских – более 1 миллиона человек.
Чувашей – менее 6 тысяч человек.
979 504 чел. (2022 г.)
Задание. Цель: формировать умение применять имеющиеся знания в деятельности.
Из Москвы к тебе приезжает подруга. Она ни разу не была в Тамбовской области и Мичуринске. Из предложенных достопримечательностей составь для подруги маршрут знакомства с Тамбовской областью и Мичуринском. Приклей необходимые элементы к маршруту. Приготовься ответить на вопрос подруги «А почему мы должны здесь побывать?»
Задание 7. Цель: формировать умение применять имеющиеся знания в деятельности.
К вам в гости приезжает друг Максим из Саратовской области. Раньше он не был в Тамбовском крае. Создайте для него своими руками открытку, посвященную Тамбовской области, чтобы гость, взяв ее в руки, смог получить первое представление о регионе. Можете использовать готовые элементы.
В это задание можно внести творческую составляющую, раздав группам, в которых работают дети, фломастеры, карандаши или маркеры. С их помощью ребята могут изобразить на открытке дополнительные элементы, связанные с нашим регионом: надписи, высказывания, рисунки.
Таким образом, включая в уроки и внеурочную деятельность подобные задания, учитель решает сразу две задачи: осуществляет подготовку учащихся к ВПР по окружающему миру (краеведческая составляющая) и способствует формированию естественнонаучной грамотности младшего школьника.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.