Мастер-класс «Функциональная грамотность в игровой форме»
Оценка 4.8

Мастер-класс «Функциональная грамотность в игровой форме»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
9 кл—11 кл
30.05.2024
Мастер-класс «Функциональная грамотность в игровой форме»
Мастер-класс по теме "Функциональная грамотность " Естественно-научная грамотность
Мастер -класс 2 Функциональная грамотность в игровой форме.docx

Слайд1

Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать вас на нашем семинаре! Сегодня мы проводим его по очень актуальной теме. И я

надеюсь, что мы сможем прийти к выводу в ходе нашей совместной плодотворной работы. Вы распределились на 6 групп.

Те, кто сидит за столом с цветами красного и желтого цвета, — желают общаться.

                                         синего и персикового цвета — проявят активность.

                                         малинового и розового цвета —     будут настойчивы.

И Вас всех ожидает успех на сегодняшней игре.

Группы сформированы. Прошу участников занять свои места за столами.

Прежде чем приступить к работе, я попрошу вас-моих помощников выполнить одно нехитрое задание.

Обратите, пожалуйста, внимание на слайд

Слайд 2

Здесь вы видите отрывок из басни И. Крылова «Мартышка и очки».

Задание (введение в тему): прочитайте, пожалуйста, отрывок и ответьте на вопрос:

«Почему мартышка не может надеть очки?» (Идёт обсуждение).

Вывод по результатам обсуждения: мартышка видит предмет, берёт его,

вертит и рассматривает, но не понимает, какие функции эти очки должны выполнять. Ей не хватает грамотности в данном вопросе, она не знает, как на практике использовать найденные ею очки.

 

Тема нашего семинара «Функциональная грамотность в игровой форме».

Данные примеры показывают, что многие наши школьники, получая знания, не понимают и не знают, как эти знания использовать, где они могут их применить в дальнейшей жизни.

Получается, что выходя из стен школы и имея на руках аттестат, наши школьники, как мартышка из басни, некомпетентны во многих вопросах, неграмотны, не могут применить полученные знания на практике.

Слайд 3. Поэтому, одна из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед педагогами, – формирование функционально грамотных людей.

 

Слайд 4-5. Что такое «функциональная грамотность»?

Давайте попробуем это выяснить, оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать",

"грамотность".

(Участникам семинара предлагается выполнить задание по группам)

Задание для команд , цветов красного  и желтого цвета, — желают общаться

Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.

(2 мин, высказывают своѐ мнение)

- Любознательность, инициативность, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность

 

Задание для команд цветов синего и персикового — проявят активность.

Подберите слова - синонимы к слову "функционировать".

- Работать, действовать, внедрять, применять...

 

Задание для команд цветов малинового и розового цвета — будут настойчивы.

Дайте определение слову "грамотность".

- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке; фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать понятие "функционально грамотная личность"

(это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и

ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

 

Слайд 6 Так что же такое функциональная грамотность?

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  

 

Слайд 7 Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». «Грамотность» — это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» — это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.

 

Слайд 8 Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

 

Слайд9 В функциональную грамотность входят 6 направлений: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.

Слайд 10

В начальной школе упор делается на развитие: грамотность в чтении, математическая, естественнонаучная грамотность.

 

 

 

 

 

 

Слайд 11-12

Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественно-научные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах. Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества. Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Слайд 13

Естественнонаучная грамотность отражает способность

человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.

Слайд 14

Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

u Технология проектной деятельности

u Информационно-коммуникативные технологии

u Технология оценивания учебных достижений

u Технология продуктивного чтения

u Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:

u Групповая форма работы

u Игровая форма работы

u Творческие задания

u Тестовые задания

u Практическая работа

u Ролевые и деловые игры

u Исследовательская деятельность

 

Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов   обучения. 

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география.

 

Слайд 15   Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В.А. Сухомлинский.

Игру можно использовать и как приём, и как организационную форму работы. В зависимости от поставленных целей, используют те или иные виды игр: игра — упражнение, игра-эксперимент, игра — соревнование, сюжетно — ролевая игра, игра — путешествие, игра – драматизация и др. При правильном руководстве, состоящем в побуждении детей к активной деятельности, в совместной с ребенком игре формируется умение находить путь решения нестандартной задачи, проявлять инициативу, творчество.

Слайд 16

Задание 1.

Вид деятельности: рассуждение

Формируемое умение: интерпретировать и использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе, делать выводы.

   Вася очень обрадовался, что мог своими знаниями помочь родителям во время прогулки по лесу. Ведь компаса нет, а вокруг все одно на другое похоже.

Вася рассказал родителям, как можно справиться без компаса, чтобы определить север и юг. Какие утверждения Васи являются верными?

1)  Лишайники и мхи предпочитают «селиться» на камнях и деревьях с северной стороны.

2)  Кора у березы чище и белее с северной стороны.

3)  Муравейник с северной стороны относительно дерева.

4)  Грибы  предпочитают расти с северной стороны пня или дерева.

Ответ: 1,4

 

Слайд 17

Задание 2

Вид деятельности: применение

Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.

На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

https://geo6-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=2813

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус  16 градусов, влажность воздуха – 74%.  

 

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, стоит только сказать: «А сейчас поиграем».

Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только «выучивает» новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

 

 Слайд 19 «Зашифрованное письмо» («Послание в бутылке»)

Во время похода путешественники фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути.

Из дневника путешественника:

 

hello_html_377d8ee5.png

Расшифруйте послание (за каждый правильный знак – 1 балл).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(От станции наш путь шёл по дороге до железного моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км по шоссе и у домика лесника сделали привал).

Слайд 19

 

 

 

 

 

Слайд 20

Узнай животное

Педагог зачитывает описание животного.

Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор (от 4 до 2 баллов).

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.

Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой.

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы.

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.

Ответы

1. Белка. 3. Ёж. 5. Лиса.

2. Волк. 4. Заяц. 6. Медведь.

 

 

Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках окружающего мира и на других предметах, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.

 

 

 

         Слайд 21-29

Завершить наш семинар я хочу притчей «Два весла»

 

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

Какие методические подходы можно выделить у лодочника?

Важно понимать, что основная мудрость этой притчи заключается в том, что самые прочные знания – это те, которые приобретены собственным трудом, через эксперименты, ошибки и иногда неправильные действия. Еще один урок, который я вижу в этой притче, заключается в том, что мы должны не только приобретать знания, но и уметь применять их осознанно в реальных ситуациях. Это самое важное, чему мы должны учить детей.

 

Уважаемые коллеги!

Если наша информация  заставил вас о чем-то задуматься, поднимите левую руку к груди и сожмите ее в кулак.

Если вам захотелось что-то из услышанного использовать в действии, поднимите правую руку к груди и тоже сожмите в кулак.

Коллеги, у вас в руках оба весла лодки под именем «Функциональная грамотность». Так пусть Ваше плаванием будет счастливым! Попутного ветра!

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Слайд1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Задание для команд цветов синего и персикового — проявят активность

Задание для команд цветов синего и персикового — проявят активность

Слайд 11-12 Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность

Слайд 11-12 Важной составной частью функциональной грамотности является естественно-научная грамотность

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география

Большие возможности для этого представляет «Окружающий мир», так как является фундаментом для изучения таких естественных наук как: физика, химия, биология, география

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%

Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%

Слайд 20 Узнай животное Педагог зачитывает описание животного

Слайд 20 Узнай животное Педагог зачитывает описание животного

Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами

Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами

А бывало, я кидался в другую крайность

А бывало, я кидался в другую крайность

Мастер-класс «Функциональная грамотность в игровой форме»

Мастер-класс «Функциональная грамотность в игровой форме»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024