Мастер-класс «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий».
Оценка 5

Мастер-класс «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий».

Оценка 5
docx
17.04.2024
Мастер-класс «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий».
ШМО « Групповая работа на уроке как средство формирования универсальных учебных действий».docx

Мастер-класс «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий».

 

Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества.

Г.А. Цукерман

Анализ ситуации.

¢     Жизнь предъявляет высокие требования не только к  педагогам, но и к детям. Чтобы ребенок не растерялся и был успешным, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать.

¢     В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?

¢     При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

 

Проблема

  В последнее время отмечается  низкий уровень коммуникативной компетентности детей. В связи с этим новая система образования  в условиях ФГОС ставит задачу: воспитание   умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Все проблемы в развитии коммуникативных способностей ребёнка ярко свидетельствуют о необходимости  обучению  детей работе в группе.

 

Цель групповой работы:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

 

Задачи групповой работы:

-активизация познавательной деятельности

-развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

-развитие умений успешного общения

-совершенствование межличностных отношений в классе

 

Необходимость нового подхода к обучению

Групповое обучение приносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

 

Актуальность темы

Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, т.к современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.

 

Групповая и парная работа формирует УУД:

 

Коммуникативные:

¢     -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

¢     - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

¢     - формулировать собственное мнение и позицию;

¢     -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

¢     - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

¢     -задавать вопросы;

¢     - контролировать действия партнёра;

¢     -использовать речь для регуляции своего действия;

¢     -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Личностные - участвовать в творческом, созидательном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,

- способность к самооценке своих действий, поступков;

 

Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу;

 

Познавательные: - осознавать познавательную задачу.

 

Планируемые результаты:
у школьников существенно повысятся:
1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности,
2) успешность решения учебных задач,
3) уровень развития межличностных взаимоотношений.

 

Одним из главных условий качественной  работы группы  является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.

 

Этапы групповой работы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

 

Варианты комплектования групп

- по желанию;

- случайным образом;

- по определённому признаку;

- по выбору «лидера»;

- по выбору педагога.

 

Виды групповой работы

  Работа в парах

  Мозговой штурм

  Игра «Продолжи»

  Охота за сокровищами

  Снежный ком

  Мозаичная группа

  Прием «Зигзаг»

 

Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно начинать с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

·Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.

·Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.

·Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.

·Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Позднее это могут быть взаимопроверки, взаимодиктанты и т.д.

 

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит пересказ своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.

Очень интересна работа в парах на уроке русского языка, математики, рисования.

 

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

 

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

 

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

 

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

 

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

 

Правила совместной работы

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности

 

Учитель может:

                          Контролировать

                          Организовывать

                          Оценивать  работу

                          Участвовать
 в работе группы

                          Предлагать участникам разные варианты решений

                          Выступать в роли наставника, исследователя,
 источника информации

 

Учителю на заметку

нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах нельзя требовать в классе абсолютной тишины нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе

 

Критерии оценивания

  справились полностью или частично.

   справились самостоятельно или потребовалась помощь (учитель, карточки)

 

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы

Минусы

¢   Повышается учебная и познавательная мотивация

¢   Снижается уровень тревожности учащихся

¢   В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

¢   Улучшается психологический климат в классе

 

¢   Групповой работе надо сначала научить

¢   Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

¢   Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

¢   Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

ВЫВОДЫ:

 

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.

2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий»

Мастер-класс «Групповая работа как средство формирования универсальных учебных действий»

Групповая и парная работа формирует

Групповая и парная работа формирует

Заключительная часть. -сообщение о результатах работы в группах; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи

Заключительная часть. -сообщение о результатах работы в группах; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение

При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты

ВЫВОДЫ: 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал

ВЫВОДЫ: 1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2024