Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»
Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, д. 58.
Тел(факс): 8 (42431) 5-53-36; Email: sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф/
ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001
Утверждаю
Методист МБДОУ №2 г.Поронайска
__________________Полежаева Г.В.
для педагогов ДОУ
Составитель: Чердынцева С.Н.– воспитатель
г.Поронайска
План проведения
1. Создание развивающей предметной среды.
2. Презентация.
3. Просмотр таблиц с элементами росписи, демонстрационного материала.
4. Роспись силуэтов или предметов посуды данным видом росписи.
5. Анализ работ, подведение итога.
6. Оформление выставки готовых работ.
7. Фото-выставка в фойе ДОУ.
-3-
Цель: Формирование и расширение творческого воображения педагогов через освоение росписи «гжель».
Задачи:
1.Дать целостное представление о росписи «гжель», как об одной из форм народного декоративного искусства.
2.Создать условия для совместного творчества.
3. Учить расписывать силуэты предметов посуды узором, близким по композиции, элементам и бело-синему цветосочетанию.
4.Развивать чувство ритма, формы и композиции.
5. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Образовательные области:
- художественное творчество (доминирующая),
-познание,
- коммуникация,
-социализация,
-чтение художественной литературы,
-здоровье.
Виды деятельности:
-продуктивный,
- коммуникативный,
-познавательно-исследовательский,
-ф/к.
Предварительная работа:
1. Консультация «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического восприятия.
2. Показ слайдов через мультимедиа разных видов народного декоративно-прикладного творчества.
3. Тематические занятия по подгруппам по данному виду росписи в подготовительных группах.
4. Просмотр открытого занятия «Золотой петушок» по мотивам литературного произведения А.С.Пушкина с использованием росписей «гжель», «хохлома», «дымка» (в рамках инновационной деятельности по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»).
6. Подготовка места для проведения мастер-класса.
7.Подбор демонстрационного материала; образцов посуды расписанной росписью «гжель».
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал, посуда расписанная гжельскими мотивами, гуашь синяя, кисти №1-3 и №6, силуэты предметов, клей, салфетки, палитры, стаканы с водой, лист ватмана, аудио магнитофон, записи народной музыки
-4-
«Кадриль» ансамбль «Карусель», телевизор, DVD, флешкарта, столы, стулья, магнитная доска, мольберт.
Содержание.
1.Организационный момент.
Гжель
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Чашек круглые бока расписав в колечки,
В лепестки и облака – изразцы для печки,
Голубые кружева, кобальтовый иней,
Будто вьюга намела завитушки линий.
Налепила для игры синие фигурки,
Для забавы детворы, зайцев и свистульки.
Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.
На Руси живёт века промысел старинный.
Поколенья мастеров бело-синей Гжели –
Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!
Немного истории
Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда. Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: еслипосуду обжигают, «жгут», то и всё её производство названо жгель, которое со временем было превращено в «гжель».
Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных
-5-
персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.
Элементы
Гжельской росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры,
гвоздики, листья, штриховка –сеточка, жилка, завитки.
Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно
акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Хотя гжельскими мастерами изготавливалась и цветная майолика, наиболее известна роспись кобальтовой краской по белому фону. Это цветовое сочетание – синий кобальтовый и белый –и является первым отличи-
тельным знаком того, что можно назвать «стилем гжель».
Гжельская роспись делится на три вида :
Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчу-
Женки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия.
Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенс-
кой жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и
голубая птица, русалки), природа и
времена года.
-6-
Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами.
Традиционный мотив гжельского орнамента – растительный, а так же птицы, животные.
Самый излюбленный - это гжельская роза -«агашка».
-7-
Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета — белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды.
Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту.
Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера, не стесняясь новой синей моды, для себя до
сих пор делают посуду разноцветной. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня! Гжельскую розу часто называют и по-другому - агашкой. История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле
-8-
гжель, широко занимался Дулёвский фарфоровый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок.
Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы — листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка».
У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего.
Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок.
-9-
Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями», он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от
более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Кстати,
для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!
2.Основная часть.
Далее руководитель мастер-класса предлагает педагогам рассмотреть таблицы с элементами данной росписи, демонстрационный материал.
Физминутка: самомассаж пальцев рук.
Педагоги приступают к выполнению работ. Оказывает помощь, если она необходима.
В конце мероприятия, когда все работы будут готовы, составляется композиция «Чайный сервиз». В холле ДОУ оформляется выставка работ педагогов и фотовыставка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.