Мастер-класс "Гжельские мотивы"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Гжельские мотивы"

Оценка 4.7
Мероприятия
doc
искусство
29.09.2022
Мастер-класс "Гжельские мотивы"
Для педагогов ДОУ
конспект м-класс.гжель.doc

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Кораблик» г. Поронайска»

Адрес: 694240, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, д. 58.

Тел(факс): 8 (42431) 5-53-36; Email: sadkorablik@mail.ru; http://мой-кораблик.рф/

ОКПО 24570435; ОГРН 1146507000188; ИНН/КПП: 6507014298/650701001

 

 

 

 

 

 

Утверждаю

Методист МБДОУ №2 г.Поронайска

__________________Полежаева Г.В.

 

 

 

 

МАСТЕР – КЛАСС

для педагогов  ДОУ

 

Тема:    «ГЖЕЛЬСКИЕ МОТИВЫ»

 

 

 

 

   Составитель: Чердынцева С.Н.– воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Поронайска

 

 

 

План проведения

 

1. Создание развивающей предметной среды.

2. Презентация.

3. Просмотр таблиц с элементами росписи, демонстрационного материала.

4. Роспись силуэтов или предметов посуды данным видом росписи.

5. Анализ работ, подведение итога.

6. Оформление выставки готовых работ.

7. Фото-выставка в фойе ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

-3-

 

Цель: Формирование и расширение творческого воображения педагогов через освоение росписи «гжель».

Задачи:

1.Дать целостное представление о росписи «гжель», как об одной из форм народного декоративного искусства.

2.Создать условия для совместного творчества.

3. Учить расписывать силуэты предметов посуды узором, близким по композиции, элементам и бело-синему цветосочетанию.

4.Развивать чувство ритма, формы и композиции.

5. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Образовательные области:

- художественное творчество (доминирующая),

-познание,

- коммуникация,

-социализация,

-чтение художественной литературы,

-здоровье.

Виды деятельности:

-продуктивный,

- коммуникативный,

-познавательно-исследовательский,

-ф/к.

 

Предварительная работа:

1. Консультация «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического восприятия.

2. Показ слайдов через мультимедиа разных видов народного декоративно-прикладного творчества.

3. Тематические занятия по подгруппам по данному виду росписи в  подготовительных группах.

4. Просмотр открытого занятия «Золотой петушок» по мотивам литературного произведения А.С.Пушкина с использованием росписей «гжель», «хохлома», «дымка» (в рамках инновационной деятельности по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки»).

6. Подготовка места для проведения мастер-класса.

7.Подбор демонстрационного материала; образцов посуды расписанной росписью «гжель».

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал, посуда расписанная гжельскими мотивами, гуашь синяя, кисти №1-3 и №6, силуэты предметов, клей, салфетки, палитры, стаканы с водой, лист ватмана, аудио магнитофон, записи народной музыки

 

-4-

 

«Кадриль» ансамбль «Карусель», телевизор, DVD, флешкарта, столы, стулья, магнитная доска, мольберт.

 

Содержание.

1.Организационный момент.

                           Гжель

 Незатейливый узор из оттенков краски,

 Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

 Словно детская рука на кусочках глины

 Рисовала в три мазка синие картины.

 Чашек круглые бока расписав в колечки,

 В лепестки и облака – изразцы для печки,

 Голубые  кружева, кобальтовый иней,

 Будто вьюга намела завитушки линий.

 Налепила для игры синие фигурки,

 Для забавы детворы, зайцев и свистульки.

 Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

 На Руси  живёт века промысел старинный.

 Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

 Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Немного истории

      Гжель – старинный центр России по производству фарфоровой, фаянсовой и  глиняной посуды. Район Гжели включает в себя 30 сел и деревень вблизи Москвы, объединённых одним названием «Гжельский куст». Работали с глиной здесь давным-давно, как утверждают археологи, с VII-VIII веков. Продукцией гончаров в то время была глиняная посуда. Чтобы как-то связать название местности с её основным ремеслом, появилась версия: еслипосуду обжигают, «жгут», то и всё её производство названо  жгель, которое со временем было превращено в «гжель».

     Сюжеты гжели были взяты, конечно, из жизненных ситуаций: домашнего быта, из впечатлений в поездках по России для распродажи изделий из глины. Мир гжельской керамики полон жизни: девушки с вёдрами, женщины на лошадях, семейные сцены, странники. Не обошли вниманием и сказочных

-5-

 

персонажей: волк, несущий ягнёнка, коршун, терзающий добычу. Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев.

                

 

Элементы Гжельской росписи: цветы - розы, тюльпаны, астры,
 гвоздики, листья, штриховка –сеточка, жилка, завитки.

Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт, которая затем приобретает характерный для гжели синий цвет. Её, подобно

акварельной, разводят водой. Пишут узоры по поверхности изделия, а затем его покрывают глазурью. Пишут по фарфору мазками, линиями, в орнамент входят листья и цветы. Рисуют быстро. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Но после печи узор приобретает множество оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям. Хотя гжельскими  мастерами изготавливалась и цветная майолика, наиболее известна роспись кобальтовой краской по белому фону. Это цветовое сочетание – синий кобальтовый и белый –и является первым отличи-

тельным знаком того, что можно назвать «стилем гжель».

              Гжельская роспись делится  на три вида :

Орнаментальная: самые именитые это шашечки, «усики», «жемчу-

Женки», «капельки». Ими и заполняют свободное место внутри изделия.

Сюжетная роспись: сценки из повседневной городской и деревенс-

кой жизни, герои российских легенд и сказок (Кот Баюн, птица Сирин и

голубая птица, русалки), природа и

времена года.

 

 

                                                          -6-

 

Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами.

 

Традиционный мотив гжельского орнамента – растительный, а так же птицы, животные.

                      2.jpg

 

             Самый излюбленный - это гжельская роза -«агашка».

 

 

                           3.gif

-7-

     

      Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета — белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды.

 

 

 

     5.jpg

 

 

 

 

Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту.

Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера, не стесняясь новой синей моды, для себя до

сих пор делают посуду разноцветной. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня! Гжельскую розу часто называют и по-другому - агашкой. История этого названия такова. Производством фарфоровых изделий, в том числе и изделий в стиле

 

 

                                                           -8-

 

гжель, широко занимался Дулёвский фарфоровый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок.

 

         9.jpg

 

Они чаще всего использовали в росписи растительные орнаменты и природные мотивы — листья, затейливые узоры, диковинные цветы. Многих работниц в ту пору звали именем Агафья — оно было очень модным и распространенным, — отсюда-то и пошло название «агашка».

     У гжельских мастеров есть свои секреты, как правильно нарисовать гжельскую розу. Во-первых, в росписи используется техника мазками. Каждый мазок должен отличаться от предыдущего.

     Здесь главный секрет — это правильное сочетание белой и синей краски и сила нажима на кисть при нанесении краски. Сначала на кисточку густо набирают краску, а потом с разным нажимом прикладывают кисть к изделию, создавая цветок.

 

                            11.jpg

-9-

 

     Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее. Другой прием — это «мазок с тенями»,  он считается в росписи самым трудным. Одним движением кисти достигается переход от

более насыщенных цветов к более мягким, светлым. При этом широкий мазок сужается и переходит в тоненький острый кончик. Кстати,

для того чтобы полностью освоить технику мазков, художникам требуется около пяти лет!

2.Основная часть.

Далее руководитель мастер-класса предлагает педагогам рассмотреть таблицы с элементами данной росписи, демонстрационный материал.

Физминутка: самомассаж пальцев рук.

Педагоги приступают к выполнению работ. Оказывает помощь, если она необходима.

В конце мероприятия, когда все работы будут готовы, составляется композиция «Чайный сервиз». В холле ДОУ оформляется выставка работ педагогов и фотовыставка.

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Кораблик» г

План проведения 1. Создание развивающей предметной среды

План проведения 1. Создание развивающей предметной среды

Цель: Формирование и расширение творческого воображения педагогов через освоение росписи «гжель»

Цель: Формирование и расширение творческого воображения педагогов через освоение росписи «гжель»

Кадриль» ансамбль «Карусель», телевизор,

Кадриль» ансамбль «Карусель», телевизор,

Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев

Роспись гжели предельно проста и подчас наивна, но обязательно с искрящимся юмором и полной узнаваемостью героев

Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами

Растительная роспись: травы, ягодки, злаки, букеты, листья, цветочки, не считая главенствующего узора - гжельской розы, изделия расписывают георгинами, лилиями, маками, астрами

Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены

Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены

Дулёвский фарфоровый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок

Дулёвский фарфоровый завод. Роспись по фарфору в основном выполняли наделенные художественным вкусом простые заводские работницы, из крестьянок

Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее

Первые мазки должны быть самыми сочными, а затем становиться все светлее и светлее
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2022