Мастер-класс
«Игровая технология «Коврограф ЛАРЧИК»
Ни для кого не
секрет, что в наше время — время компьютерных игр — у детей переизбыток острых
эмоциональных ощущений. Все реже дети и подростки читают или играют в
традиционные «тихие» игры. Сложно даже представить, что современный ребенок,
склонившись над небольшим игровым полем, может забыть про
все на свете... Но, тем не менее, бывает и такое. В этом мы смогли убедиться,
используя игровые материалы, разработанные в центре Вячеслава Вадимовича
Воскобовича.
С введением ФГОС ДО детский сад возрождает свои добрые традиции, прежде всего, в образовательную деятельность возвращается игра как ведущий вид деятельности.
Коврограф «Ларчик» - уникальное пособие Вячеслава Воскобовича. С помощью его игр можно решать большое количество образовательных задач. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений.
Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина, разделено на клетки, что облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Учатся ориентироваться на плоскости, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. С помощью пересечения двух красных линий на Коврографе выделен центр поля.
Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), развивает математические , речевые , экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
Игру сопровождает сказка, коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Разноцветные веревочки (из контактной ленты)
Длина каждой 1м. Веревочки разделяются на части, при этом мерой длины служит клетка коврографа. Первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток…и тд.
Веревочки очень удобны и многофункциональны
Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры, измерять величину предметов.
1.Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
2.Длинные и короткие- разложи карандаши по коробочкам.
3. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.
4.Отношения по величине (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)
5. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала?)
6. Графические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх… Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лапушка)
7. Существует авторские сказки «Верёвочкины сказки». Рассказываем сказки про буквы.
Например: "Росли в лесу два дерева - одно высокое, другое - низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я - самое высокое дерево. Я - самое сильное." Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка-ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону (показываем на коврике). В конце концов, дерево сильно изгибается и падает к корням низкого (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). И успевает прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и...". Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо". Какой звук? - Звук И. А какую мы букву построили? - Букву И. Звук и буква - через сказку, через образ, через детские руки.
Разноцветные круги-липучки. (25 разноцветных кружочков разного диаметра, используются для выполнения заданий. Зажимы фиксируют карточки с картинками)
-«Бусы».
У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
Цветные карточки
( Всего карточек семи цветов радуги, плюс черная, белая, серая).
-Долька собирает конфеты по мешочкам: красные конфеты в красный, синие –в синий.
- можно называть предмет заданного цвета в окружающим мире.
-игра «Тепло-холодно»
Лопушок и Гусеница Фифа очень любят игру «Тепло-холодно». Один из них показывает карточку и называет цвет, а другой говорит «Тепло» или «Холодно».
На коврографе прикрепляются «Цветные карточки». Воспитатель показывает одну из них, а дети называют характеристику цвета - тёплый или холодный. Одновременно дети выстраивают из карточек два ряда, справа и слева.
-«Поймай бабочку».
Карточки раскладываются в три ряда по три в каждом ряду. Цель: поиск карточки, например, синего. Поиск происходит путём подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
Игра с залом.
- Сколько этажей?
- На каждом этаже сколько квартир?
Я буду говорить, а вы следите глазками направление, куда полетит, когда остановится в красной квартире, вы похлопаете.
Залетает в оранжевую квартиру, затем вниз, направо, вниз, направо, вверх, и еще наверх.
О |
Си |
Кр |
С |
З |
Ж |
Г |
Б |
Ч |
-«Муха полетела»
Используем цветные квадраты и кружок. Муху прячем кружочек и также говорите. Муху держим в голове.
Игра с залом.
Муха невидимая она летит по клеткам, а вы следите куда, ведите воображаемым взглядом – муха в середине – вверх, влево, вниз, вправо, вниз, вправо. Где муха?
|
|
|
|
|
|
|
|
М |
2)муха в середине - вниз, вправо, вверх, вверх, влево, вниз, влево, вверх. Где муха?
М |
|
|
|
|
|
|
|
|
(2 кл. вверх , 3-вправо , 1-вниз ) Проделав правильные шаги попадаем на муху.
Радужные гномы. (Карточки семи цветов радуги)
7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти…
«Гномики-малыши»
Фифа предлагает поиграть детям, тот у кого цвет одежды совпадает с колпаком гнома превращается в этого гномика. (Дети ищут красный цвет у себя и других детей группы, у кого нашли, крепится картинка гнома –теперь он гном Кохле – запоминают имя и закрепляют цвет)
-«Какой по порядку?»
На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.
Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвёртым)?
Игра с залом
-«Кто спрятался»
На поляне появились гномы Кохле, Охле, Желе,Зеле, Геле , Селе , Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прядки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки, по считалке, дети закрывают глаза, взрослый убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался?
(Карточки могут меняться местами).
Образные элементы. «Забавные цифры»
Занимательные игры с «забавными цифрами» из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-цифрята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк». Дети изучают цифры через образ.
«Цифроцирк»
Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.
- Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного Фиолетового Леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и вы с ними познакомитесь.
Ёжик Единичка – наездник
Зайка – Двойка – укротитель диких зверей
Мышка – Тройка – воздушная гимнастка
Крыска – Четвёрка – силачка
Пёс Пятёрка – жонглёр
Кот Шестёрка – акробат
Крокодил Семёрка – канатоходец
Обезьяна Восьмёрка – заклинательница змей
Лиса Девятка – фокусница.
А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.
Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти.
-«Найди героев Цифроцирка».
Все герои собрались на арене Цифроцирка. Найди и назови каждого.
-«На что похож каждый герой?»
Скажите, на какую цифру похож Магнолик? (на ноль), ёжик (на единицу) и т. д. до пяти. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя? Давайте найдём и подарим каждому артисту свою цифру.
Прозрачные цифры, входящие в набор позволяют запомнить правильность написания цифр. Знаки для решения задач.
«Забавные буквы» ( 10 карточек с гласными буквами, в виде Шутов)
Их имена начинаются на 10 гласных русского алфавита: Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин. Жители волшебного Фиолетового леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и мы познакомимся с некоторыми из них.
«Буквоцирк». Цель: знакомство с гласными буквами; развитие внимания, произвольной памяти.
«Парад – алле». В цирке снова представление, на этот раз с шутами акробатами.
-Под звуки марша, под свет синих прожекторов выходят друг за другом на арену акробаты. Они поют весёлую песенку без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин –«У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
Детям выдаются карточки с изображением шутов, каждый поёт свою песенку.
-«Песенка друзей»
Загораются зелёные прожекторы, и на арене появляются ещё пять артистов. Они поют Я-Ё-Ю-Е-И.
Как зовут этих шутов-акробатов? Построй их на арене и спой вместе с ними.
-«Любимые буквы»
У каждого акробата есть любимая буква. Угадай, какая?
Назови любимую букву каждого артиста. Объясни, почему ты так считаешь?
Пространственные карточки: ЛЕВ, ПАВЛИН, ПОНИ, ЛАНЬ.
Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве.
Лопушок принёс на полянку четыре картинки для игры с Фифой. На них были нарисованы лев, лань, павлин и пони. Красиво расположил их на полянке: льва – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем, павлина – в правом верхнем, пони – в правом нижнем. Только Лопушок приготовился объяснять Фифе правила игры, как появилась бабочка. Она перелетала с картинки на картинку…На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка (у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.).
Методическое пособие «Коврограф Ларчик» Харько Т.Г., Воскобович В.В.
В пособии представлены игровые мини-ситуации с упражнениями и задачами по дошкольным возрастным группам. Персонажи сказок «Фиолетового леса» оживляют занятия и погружают в игру. Лопушок и Гусеница Фифа рассказывают малышам истории и дают задания. Дети с удовольствием слушают сказки, решают интеллектуальные задачи и выполняют творческие задания вместе с героем.
Пособие подходит как для индивидуальных занятий, так и для групповых. Дети с удовольствием занимаются и играют самостоятельно. У них проявляется возможность придумывать и творить. С Ларчиком смогут играть сразу несколько детей и проявлять свою фантазию по составлению фигур, согласовывать свои действия, учиться договариваться друг с другом, развивать зрительно-пространственную ориентировку, совершенствовать координацию движений. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Пособие «Коврограф Ларчик» соответствует требованиям ФГОС.
Игровое пособие для коврографа «Фонарики» (эталоны формы)
В наборе детали 5 форм: круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник. Из них ваш малыш получает замечательные фонарики!
5 больших зеленых деталей (по одной каждой формы) содержат окошечки, в которые ребенок вставляет соответствующие маленькие фигурки. Они могут быть также зелеными, а могут быть красными. Тогда фонарики «загораются»!
Фонарики — игра очень интересная! Из фонариков мы можем сделать конфетку, кораблик, домик, менять шторки с красной на зелёную, переделывать крышу с маленькой на большую и многое другое. Играя с фонариками, дети запоминают геометрические фигуры, цвет, очень хорошо развивается мелкая моторика, ведь каждую деталь нужно вынуть, а потом вставить. Фигурки можно обводить на бумаге – так ребенок привыкает к правильным силуэтам, а также разрабатывает руку.Большое поле деятельности для фантазии ребёнка, ведь из геометрических фигурок можно сделать всё, что хочешь!
Все игры сопровождает сказочный персонаж Магнолик, он вместе с ребятами выполняет задания.
В книжке-инструкции есть целый альбом с примерами фигур. Потренировавшись на предложенных схемах, ребенок с удовольствием придумывает свои.
Игровое пособие для коврографа «Лепестки» (эталоны цвета)
Состав игры: 8 карточек – «лепестков» с держателями (7 цветов радуги и белый) Развивает умение считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер, освоение цвета, пространственного расположения (над, под, рядом, слева, справа)
Игра «Что изменилось?»
(выкладываем ряд, подул ветер и несколько лепестков улетело)
«На что похоже?» (дети выкладывают разные фигуры).
Можно без преувеличения сказать, что комплект «Ларчик, подобно волшебному ларцу, обладает неограниченными возможностями для реализации творческого потенциала детей и взрослых.
Спасибо за внимание. Радости в играх, успехов в развитии!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.