Мастер-класс по теме «Использование на уроках элементов сингапурской технологии»
Цели: познакомить с обучающими структурами сингапурской технологией.
Формы
и методы работы: групповая форма работы, освоение и
отработка конкретных навыков.
По окончании мастер-класса участники:
Слайд 1
Добрый день. Меня зовут Жулдыз Тулегеновна.
Слайд 2
Представляю вам мастер-класс по теме «Использование элементов сингапурской технологии на уроках»
Создавая данную технологию, специалисты из Сингапура, взяли лучшее из имеющегося в России: разработки Льва Семеновича Выготского, Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова. Пропустив все через американский опыт и систематизировав в обучающие структуры, дали четкие алгоритмы их применения. По результатам PISA, Timss обучающиеся Сингапура занимают 1 места в математической, естественнонаучной и читательской грамотности.
Актуальность сингапурской технологии состоит в командном и партнерском обучении, что позволяет включить в работу на каждом уроке всех: постоянно меняя роли, научить брать ответственность на себя, за группу, за партнеров; научить слушать и слышать, принимать решения и помогать другим. Тем самым развивая навыки XXI века, что поможет выпускнику быть востребованным и конкурентоспособным.
Сейчас предлагаю смоделировать учебную ситуацию с элементами сингапурской технологии.
Слайд 3
1) Приветствие.
- Участники мастер-класса, прошу, займите свои места за партами по 4 участника. На партах лежит схема МЭНЭДЖ МЭТ. Рассмотрите ее
Слайд 4
ТИМБИЛДИНГ (Teambuilding) - совокупность структур, применяемых для
командообразования и сплочения команды из 4 человек.
- Предлагаю улыбнуться и дать пять соседу по плечу.
- Поприветствуйте соседа по лицу улыбкой и рукопожатием.
- Создайте замкнутую цепь из 8 рук. Теперь вы команда.
Слайд 5
2) обучающая структура ВСТАТЬ-СЕСТЬ ( ТЭК ОФ-ТАЧ ДАУН)
Прошу встать тех, кто согласен с тем, что
А ) погода и настроение сегодня просто замечательные
Б) сегодня вы здесь заслуженно и не случайно
В) каждое утро мы напоминаем себе, что работа у нас классная.
- На каком этапе урока можно применить структуру?
( проверка дз, актуализация знаний, закрепление, перевернутый класс)
Слайд 6
3) Определим тему урока.
Хорошим мотивационным началом являются изображения, фотографии, притчи, которые способны подтолкнуть к работе
Все вы знаете, что такое кроссворд. Это пересечение ….(слов).
Предлагаю вам решить кроссенс.
Кроссенс – это пересечение смыслов.
Слайд 7
Обучающая структура ОБСУДИ ПО КРУГУ (ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН)
Определяем тему урока так: подумай-запиши-обсуди в команде. Время 1 мин. После обсуждения каждая команда высказывает свою версию. Время пошло (1 мин)
Слайд 8 (кроссенс)
Слайд 9
Ответ: тема Групповая работа
4) Открытие нового знания.
Слайд 10
Обучающая структура ДО И ПОСЛЕ (ЭЙ АР ГАЙД)
Слайд 11
У вас на столах листочки. Прочитайте утверждение во втором столбике. Поставьте в первый столбик ДО + если согласны с утверждением, - если не согласны. Время 30 сек
До |
Утверждение |
после |
|
Особенность сингапурской технологии: время, алгоритмы, обучающие структуры |
|
|
Состав группы не меняется |
|
|
Карточка Мэнэдж мэт – это инструмент для управления классом |
|
Слайд 12
Открытие нового знания.
Основные характеристики сингапурской технологии
Обучающие структуры.
ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ (Learning Structures) - техники и формы организации обучения, выполняемые по определенному алгоритму.
Из обучающих структур, как из кубиков Лего, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
Каждая структура имеет собственное название. Основных структур 14, а всего структур около 250.
Работа в группе.
Состав группы может быть сформирован учениками или учителем. Смена команд может проходить с определенной периодичностью и даже во время урока.
Четкое выполнение алгоритма, в рамках определенного времени.
Мы с вами уже выполнили ряд алгоритмов:
- встать-сесть,
-подумай, запиши, обсуди в группе,
- заполни столбик до, открой новое знание, заполни столбик после.
Время можно засекать по-разному: песочные часы, электронные, на стене, колокольчик.
Ключевое понятие – «партнер»: партнер по лицу, партнер по плечу, партнер по букве.
МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) - инструмент для управления классом.
Класс делится на группы, совместная деятельность которых, преобразует их в команды. В команде 4 участника, которые сидят за двумя партами, установленными лицом друг к другу. Табличка в центре стола, позволяет удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. ( поздоровайтесь с соседом по плечу, поздоровайтесь с соседом по лицу)
Итак, основные характеристика сингапурской технологии
1. Обучающие структуры.
2. Работа в группе.
3. Четкое выполнение алгоритма и времени.
4. Ключевое понятие – «партнер».
Слайд 13
Теперь, запишите + или – в столбик после.
Слайд 14
До |
Утверждение |
после |
|
Особенность сингапурской технологии: время, алгоритмы, обучающие структуры +работа в группах |
_ |
|
Состав
группы
|
_ |
|
Карточка Мэнэдж мэт – это инструмент для управления классом |
+ |
Давайте исправим неверные ответы. Исправлять будем, произнося по алгоритму: раньше я считала, что утверждение верное, а теперь я знаю, что …даете верный ответ.
Теперь можно дать детям задание: каждый из вас в команде исправляет свои ошибки, проговаривая их вслух своей команде.
-Сколько раз вы услышите верный ответ в команде? (четыре)
-Как думаете, даже условный троечник запомнит верные ответы?
-На каком этапе урока можно применить эту обучающую структуру?
-Новый материал можно дать по разному: текст, рассказ учителя, видео, аудио.
-На каком предмете эту структуру можно предложить? (На любом. Даже на химии, физике перед началом проведения опыта.)
5) Рефлексия.
Слайд 15
Обучающая структура УГЛЫ (КОНЭРС)
- мастер-класс дал ответы на вопрос как организовать групповую работу
- парочку обучающих структур возьму в работу
- групповая работа это не мое
В своем углу найдите пару и спросите, почему он выбрал именно этот угол.
- Что ответил вам ваш партнер?
Слайд 16
Работа в команде - это секрет, который заставляет обычных людей получать необычные результаты.
Слайд 17.
Всем спасибо за работу!
Плюсы групповой работы на уроке
· Производится умение работать в команде. Одно из самых востребованных качеств на рынке труда — это умение работать в коллективе, в команде. Сегодня индивидуалисты теряют свои позиции как конкурентоспособные единицы. Исследования показывают, что наиболее продуктивный и эффективный труд налажен на тех предприятиях, где удалось сформировать слаженный коллектив, который работает как единый механизм. Групповые занятия дают возможность выработать у каждого ученика это важное умение.
· Научиться слушать и слышать. Очень важное качество, которое вырабатывается в ходе коллективных занятий у каждого школьника. Ведь важно не только уметь выразить свое мнение, но и услышать товарища, прислушиваться к его взглядам.
· Крепкий коллектив. Групповые занятия с учащимися класса на уроке или во внеклассное время дают возможность сформировать крепкий, дружный детский коллектив.
· Работают все. Групповые формы занятий на уроке дают возможность учителю охватить деятельностью одновременно весь класс. Никто не останется без дела.
· Обучение происходит быстро. Занятие в группе позволяет получить новые навыки гораздо быстрее, чем индивидуальное обучение.
· Уменьшение уровня личной тревожности. Коллективное занятие дает возможность каждому ученику почувствовать себя более свободно и раскованно в психологическом плане, снимает повышенную тревожность перед необходимостью выражать свое мнение перед коллективом. Это особенно актуально для замкнутых, застенчивых детей.
· Усиливается мотивация в обучении. Групповые формы на уроке — это именно тот способ обучения, когда школьники могут учиться без принуждения, не прилагая чрезмерных усилий. Особое внимание детей привлекают такие групповые формы, как деловая игра, дискуссия, квест, и тому подобное.
· Развитие эмоциональной составляющей личности ученика. Школьники очень любят групповые формы работы во время учебы, об этом говорят передовые педагоги-практики. Основной причиной является то, что во время таких занятий ребенок перестает испытывать страх перед окружающим социумом, может свободно выражать свои эмоции и мысли, учится сопереживать с другими.
· Зависимость эффективности работы от учителя. Вся групповая работа на уроке и ее эффективность зависят исключительно от умения учителя организовать ее должным образом, управлять ею, направлять школьников в нужное русло. Без этого такой вид деятельности может превратиться в «балаган».
· Соответствующая подготовка. Для проведения групповых форм работы на уроке педагог должен сначала хорошо подготовиться сам и научить работать в группах своих подопечных. А это не так просто, как выглядит на первый взгляд.
· Требования к учителю. Провести хорошую групповую работу сможет не каждый учитель. Для этого ему необходимо получить соответствующие знания и умения, а также потратить время на самоподготовку.
· Непродуманная комплектация групп. Подбирать участников групп нужно особенно ответственно. Необходимо следить за тем, чтобы сохранялся определенный баланс между количеством отличников, хорошистов и неуспевающих учеников в группах. Непродуманная комплектация групп может привести к тому, что одни ученики будут тщательно выполнять всю работу, а другие — только «пожинать» плоды.
· Проблема «белых ворон». В каждом классе найдется один или несколько детей, которые выделяются на фоне классного коллектива своим характером, особенностями мировосприятия. Иногда их взгляды настолько радикальны и интересные, что не всегда могут найти отклик у одноклассников. Таких людей называют «белыми воронами». Уровень индивидуализма в них очень высок. Это нон-конформисты, которые не привыкли и не могут работать в коллективе. Они предпочитают индивидуальную работу. Их организовать в групповые формы работы на уроке очень сложно.
· Групповая работа — не для каждого класса. Проведение таких форм работы не будет уместным в малокомплектных классах.
· Без хорошей базы знаний не будет эффективной работы. Базовые знания на среднем или выше среднего уровня в классе помогут педагогу удачно организовать учебный процесс. Если же уровень знаний в классе по предмету в целом низкий, то осуществить групповую работу на уроке, особенно дискуссию будет невозможно.
· Нельзя проводить очень часто. Игры, соревнования, дискуссии, обсуждения, конференции — это очень хорошо и интересно для школьников. Однако, практика показывает, что чрезмерное использование групповых форм работы на уроке слишком расслабляет учеников. Они меньше внимания уделяют теоретическим заданием и начинают воспринимать урок как игру или развлечение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.