Мастер-класс «Использование элементов технологии системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий (на примере урока географии в 6 классе по теме «Части Мирового океана»)
Оценка 4.9

Мастер-класс «Использование элементов технологии системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий (на примере урока географии в 6 классе по теме «Части Мирового океана»)

Оценка 4.9
doc
27.11.2020
Мастер-класс «Использование элементов технологии системно-деятельностного подхода при формировании универсальных  учебных действий  (на примере урока географии в 6 классе по теме «Части Мирового океана»)
мастер класс.doc

I Организационно- мотивационный этап (метод «Мое настроение»)

-Здравствуйте, ребята. Я рада  приветствовать вас.

  С добрым утром начат день,

                                 Первым делом гоним лень.

                                 На уроке не зевать,

                                 А работать и искать.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок  позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. Я представляю творческую мастерскую по теме: «Части мирового океана».

Цель: показать наиболее эффективные приёмы и методы работы с детьми на уроках географии на основе системно-деятельностного подхода.

 

 

 

Учитывая психологические особенности детей среднего школьного возраста, данный метод помогает позитивно настроить детей  на урок, раскрепостить их, создает  положительное и  доброжелательное отношение друг к другу. 

 

II Актуализация ранее изученного

1.      Проверка домашнего задания

·        Работа по листам – опросникам

- Я предлагаю вам поработать по листам - опросникам. Работая в парах, выполните задания, данные на этом листе.

А )Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот? б)Почему океан соленый, а  испарившаяся  вода поступает в облако уже пресная?

- Обменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания вашими товарищами, поясните вашу позицию.

Работа по листам – опросникам помогает проверить степень сформированности ЗУН  и коммуникативных УУД по изучаемой теме.

·        Метод «Знаково-символических средств»

Работа со схемой «Состав гидросферы»

-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и  укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые  места)

 

Гидросфера

 

 

 


Надпись: Океаны
Моря
Заливы
Проливы

 

 

-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?

-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(

Интерактивный метод обучения  «Знаково-символических средств» помогает создать рабочую обстановку на уроке, актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.

III Изучение нового материала

1.Подводящий диалог Ребята посмотрите картины замечательного русского художника  И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах?

-Ребята скажите, что общего изображено на картинах?

 

Включение визуальных и аудиальных средств воздействия   помогает сосредоточить внимание учащихся на  изучаемой теме.

На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: на первом этапе с помощью подводящего диалога.

2. Целеполагание, самоопределение и планирование учебного сотрудничества.

-Как вы думаете, что мы будем изучать  на уроке?

-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

- Вы правы. Сегодня цель нашего урока - формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

- Чтобы вы хотели узнать о частях Мирового океана?

 

Побуждающий  диалог способствует формулированию устных ответов, осознанной  формулировки цели  урока. Постановка целей помогает каждому ученику определить необходимый для него уровень знаний по теме.

3.      Постановка проблемного вопроса.

Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, она  считается водной планетой. Так почему же нашу планету называют Земля?

Микровывод: На данный вопрос дать однозначный ответ  нельзя, потому что мы не всё знаем об океанах.

- Очень хорошо. Вы правильно определили, что ваших знаний  и жизненного опыта недостаточно для решения этого вопроса.  Предлагаю в этом  разобраться.

-А вы знаете как называется наука, занимающаяся изучением Мирового океана? А людей учёных, проводимых эти исследовательские работы?

-Чтобы это узнать, откройте толковый словарь и прочитайте.

- Океанология – наука, изучающая Мировой океан.

 Океанолог – ученый, занимающийся изучением Мирового океана..

Вывод: Значит мы с вами не просто учёные-исследователи, а океанологи.

 

Постановка проблемного вопроса помогает задуматься детям, высказать свою точку зрения, способствует формированию коммуникативных УУД.

4. Коллективный способ обучения

Работа в группах по инструктивным карточкам.

Описание Тихого океана, морей, заливов, проливов  ребята делают с учителем(групповое выполнение дифференцированных заданий). Оформляют ответы в виде таблицы.

1.Изучив текст учебника на странице 71, ответьте на вопросы и внесите их в таблицу.

2. Нанесите на контурную карту название океанов, морей, заливов, проливов

 

План

Океаны

Моря

Заливы

Проливы

1. Какое место занимает по площади?

 

 

 

 

2. С какими другими океанами связан?

 

 

 

 

3. Какие материки омывает?

 

 

 

 

4. Какова максимальная глубина?

 

 

 

 

 

 Вывод: Я рада, вы молодцы!

Использование  метода совместного открытия нового знания позволяет мне учить детей наблюдать, анализировать увиденное, обобщать полученную информацию.

Освоение учебного материала посредством использования знаково-символических средств, рассуждений, самостоятельного создания алгоритмов действий.

5.Метод «Прогнозирования»

Поэтому, чтобы определить уровень ваших знаний на начало  и в конце урока возьмите листы –помощники. Найдите таблицу.  Оцените свои знания по данной теме. Поставьте знак - соответствия в табличку. 

Знаю многое       

Знаю, но не все             

ничего   не знаю

 

 

 

 

 

 

 

  - Ну а теперь поднимите руки, кто поставил кружок,   прямоугольник,

треугольник.

- Не надо расстраиваться, я думаю, что к концу урока багаж ваших знаний  по теме увеличится.

 

Данная методика прогнозирования помогает мне увидеть уровень подготовленности учащихся  по изучаемой теме.

6.Работа с иллюстрацией

Прочитайте в листе-помощнике следующий вопрос.

- Ребята, а слышали вы что-либо о море без берегов?

- А для полного ответа на этот вопрос предлагаю поработать с данной иллюстрацией и справочным материалом:

1. Как называется это море?

2. Как вы думаете, где оно может находиться?

3. Откуда пошло его название?

 

- Какой вывод  мы можем сделать?

Вывод: Саргассово море расположено в средней части Атлантического океана. Свое название получило из-за скопления бурых водорослей в нем.

Работа с иллюстрацией помогает включить в работу не только слуховой, но и зрительные анализаторы.

Работа с информационно-справочным материалом.

7.Закрепление

-А теперь давайте вспомним всё, что вы узнали о Мировом океане? Можете вы его показать на карте? Из чего он состоит?

Вывод: Мировой океан состоит из 4-х океанов, морей, заливов, проливов.

Закрепление изученного материала проходит в форме диалога.

Выполнение этих действий ведет к осознанному и произвольному построению речевого высказывания. Данная форма работы даёт возможность определить  степень усвоения новых знаний.

8. Рефлексия

- Вернемся к нашей таблице.

Оцените свои знания по теме в конце урока 

Знаю многое       

Знаю, но не все             

ничего   не знаю

 

 

 

 

 

 

 

-Изменились ли значки?

У кого из вас багаж знаний увеличился?

У кого остался на прежнем уровне?

Вывод: Ребята, вы хорошо работали на уроке. Я увидела, что ваш багаж пополнился новыми знаниями. Я рада, что у вас всё получилось и надеюсь, что и дальше мы будем так же плодотворно сотрудничать.

Оценивание своих знаний помогает увидеть проблемы детей в усвоении материала. Здесь фиксируется новое содержание, изученное на уроке

9. Домашнее задание

Изучить материал  параграфа  34  и  нанести на контурную карту географические объекты, указанные  в тексте. (Всем учащимся)

2. Задание на выбор: 

а)Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока».  б)Подготовить проект  «Разноцветные моря».

 

 

 

Давая опережающее задание, я стимулирую  детей для самостоятельного изучения материала из дополнительных источников информации

 


I Организационно- мотивационный этап (м етод «Мое настроение») -Здравствуйте, ребята

I Организационно- мотивационный этап (м етод «Мое настроение») -Здравствуйте, ребята

III Изучение нового материала 1

III Изучение нового материала 1

Коллективный способ обучения

Коллективный способ обучения

Работа с иллюстрацией – Прочитайте в листе-помощнике следующий вопрос

Работа с иллюстрацией – Прочитайте в листе-помощнике следующий вопрос

Домашнее задание Изучить материал параграфа 34 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте

Домашнее задание Изучить материал параграфа 34 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2020