I Организационно- мотивационный этап (метод «Мое настроение») -Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать. - Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу. Я представляю творческую мастерскую по теме: «Части мирового океана». Цель: показать наиболее эффективные приёмы и методы работы с детьми на уроках географии на основе системно-деятельностного подхода. |
Учитывая психологические особенности детей среднего школьного возраста, данный метод помогает позитивно настроить детей на урок, раскрепостить их, создает положительное и доброжелательное отношение друг к другу.
|
|||||||||||||||||||||||||
II Актуализация ранее изученного 1. Проверка домашнего задания · Работа по листам – опросникам - Я предлагаю вам поработать по листам - опросникам. Работая в парах, выполните задания, данные на этом листе. А )Какие оболочки Земли объединяет Мировой круговорот? б)Почему океан соленый, а испарившаяся вода поступает в облако уже пресная? - Обменяйтесь листами и проверьте правильность выполнения задания вашими товарищами, поясните вашу позицию. |
Работа по листам – опросникам помогает проверить степень сформированности ЗУН и коммуникативных УУД по изучаемой теме. |
|||||||||||||||||||||||||
· Метод «Знаково-символических средств» Работа со схемой «Состав гидросферы» -Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)
Гидросфера
-Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)? -Почему не высыхают реки и не исчезают моря?( |
Интерактивный метод обучения «Знаково-символических средств» помогает создать рабочую обстановку на уроке, актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы. |
|||||||||||||||||||||||||
III Изучение нового материала 1.Подводящий диалог Ребята посмотрите картины замечательного русского художника И.К. Айвазовского. Попробуйте определить, что общего в этих картинах? -Ребята скажите, что общего изображено на картинах?
|
Включение визуальных и аудиальных средств воздействия помогает сосредоточить внимание учащихся на изучаемой теме. На этом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: на первом этапе с помощью подводящего диалога. |
|||||||||||||||||||||||||
2. Целеполагание, самоопределение и планирование учебного сотрудничества. -Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? -Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? - Вы правы. Сегодня цель нашего урока - формирование представления о Мировом океане, его составных частях. - Чтобы вы хотели узнать о частях Мирового океана?
|
Побуждающий диалог способствует формулированию устных ответов, осознанной формулировки цели урока. Постановка целей помогает каждому ученику определить необходимый для него уровень знаний по теме. |
|||||||||||||||||||||||||
3. Постановка проблемного вопроса. Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, она считается водной планетой. Так почему же нашу планету называют Земля? Микровывод: На данный вопрос дать однозначный ответ нельзя, потому что мы не всё знаем об океанах. - Очень хорошо. Вы правильно определили, что ваших знаний и жизненного опыта недостаточно для решения этого вопроса. Предлагаю в этом разобраться. -А вы знаете как называется наука, занимающаяся изучением Мирового океана? А людей учёных, проводимых эти исследовательские работы? -Чтобы это узнать, откройте толковый словарь и прочитайте. - Океанология – наука, изучающая Мировой океан. Океанолог – ученый, занимающийся изучением Мирового океана.. Вывод: Значит мы с вами не просто учёные-исследователи, а океанологи.
|
Постановка проблемного вопроса помогает задуматься детям, высказать свою точку зрения, способствует формированию коммуникативных УУД. |
|||||||||||||||||||||||||
4. Коллективный способ обучения Работа в группах по инструктивным карточкам. Описание Тихого океана, морей, заливов, проливов ребята делают с учителем(групповое выполнение дифференцированных заданий). Оформляют ответы в виде таблицы. 1.Изучив текст учебника на странице 71, ответьте на вопросы и внесите их в таблицу. 2. Нанесите на контурную карту название океанов, морей, заливов, проливов
Вывод: Я рада, вы молодцы! |
Использование метода совместного открытия нового знания позволяет мне учить детей наблюдать, анализировать увиденное, обобщать полученную информацию. Освоение учебного материала посредством использования знаково-символических средств, рассуждений, самостоятельного создания алгоритмов действий. |
|||||||||||||||||||||||||
5.Метод «Прогнозирования» Поэтому, чтобы определить уровень ваших знаний на начало и в конце урока возьмите листы –помощники. Найдите таблицу. Оцените свои знания по данной теме. Поставьте знак - соответствия в табличку.
- Ну а теперь поднимите руки, кто поставил кружок, прямоугольник, треугольник. - Не надо расстраиваться, я думаю, что к концу урока багаж ваших знаний по теме увеличится.
|
Данная методика прогнозирования помогает мне увидеть уровень подготовленности учащихся по изучаемой теме. |
|||||||||||||||||||||||||
6.Работа с иллюстрацией – Прочитайте в листе-помощнике следующий вопрос. - Ребята, а слышали вы что-либо о море без берегов? - А для полного ответа на этот вопрос предлагаю поработать с данной иллюстрацией и справочным материалом: 1. Как называется это море? 2. Как вы думаете, где оно может находиться? 3. Откуда пошло его название?
- Какой вывод мы можем сделать? Вывод: Саргассово море расположено в средней части Атлантического океана. Свое название получило из-за скопления бурых водорослей в нем. |
Работа с иллюстрацией помогает включить в работу не только слуховой, но и зрительные анализаторы. Работа с информационно-справочным материалом. |
|||||||||||||||||||||||||
7.Закрепление -А теперь давайте вспомним всё, что вы узнали о Мировом океане? Можете вы его показать на карте? Из чего он состоит? Вывод: Мировой океан состоит из 4-х океанов, морей, заливов, проливов. |
Закрепление изученного материала проходит в форме диалога. Выполнение этих действий ведет к осознанному и произвольному построению речевого высказывания. Данная форма работы даёт возможность определить степень усвоения новых знаний. |
|||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия - Вернемся к нашей таблице. Оцените свои знания по теме в конце урока
-Изменились ли значки? У кого из вас багаж знаний увеличился? У кого остался на прежнем уровне? Вывод: Ребята, вы хорошо работали на уроке. Я увидела, что ваш багаж пополнился новыми знаниями. Я рада, что у вас всё получилось и надеюсь, что и дальше мы будем так же плодотворно сотрудничать. |
Оценивание своих знаний помогает увидеть проблемы детей в усвоении материала. Здесь фиксируется новое содержание, изученное на уроке |
|||||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание Изучить материал параграфа 34 и нанести на контурную карту географические объекты, указанные в тексте. (Всем учащимся) 2. Задание на выбор: а)Творческое задание «Подготовить кроссворд по теме урока». б)Подготовить проект «Разноцветные моря».
|
Давая опережающее задание, я стимулирую детей для самостоятельного изучения материала из дополнительных источников информации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.