Мастер-класс «Использование игровых технологий в начальной школе»
Мошкова Анна Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №11»
Городской округ Архангельская области
«Северодвинск»
Цель:
Показать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.
Познакомить участников с игровыми упражнениями, применяемыми на уроках для активизации познавательных процессов у учащихся.
Активизировать знания участников по данному вопросу.
Оборудование: раздаточный материал для участников мастер-класса.
Актуальность применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что игровые технологии являются составной частью педагогической деятельности, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов, вносят разнообразие и заинтересованность в учебный процесс, способствуют созданию благоприятного психологического климата на уроке.
Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности:
- активизирует деятельность учащихся;
-повышает эффективность учебного процесса;
-усиливает мотивацию и помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету.
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно.
Ведь не секрет, что те молчуны, из которых на уроке слова не вытянуть, в играх, случается, становятся такими активными. Игра переносит ребенка в новое измерение, в новое психологическое состояние.
Образовательная игра – это активные методы, используемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю наше мероприятие начать с упражнения
Приветствие: «В кругу друзей»
Посмотрите вы вокруг.
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Актуализация мастер-класса.
Посмотрите, за окном зима, снег и холодно, а ведь так хочется тепла и уюта. я хочу вам подарить частичку лета. Пусть вот эти маленькие бабочки напоминают вам о добре, тепле и красоте. Выберите себе понравившуюся бабочку
Учитель-личность творческая. Он всегда идет в ногу со временем. Внедряет в привычную практику новые технологии, новые формы и методы реализации образовательных программ. И каждый раз задает себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу? Как же это сделать? Все просто «Всё в ваших руках»
И это будет тема моего мастер класса.
Метод «Что у меня на сердце»
Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения.
У вас есть бабочки, на крылышках, с правой стороны
вы напишите ожидания, а с левой– опасения, от данного мастер- класса. -Например, я ожидаю
увидеть заинтересованных, активных коллег, получить удовольствие от
общения(записываю на правой); мои опасения – малая активность, материал не
заинтересует (записываю на левой).
(Озвучивание по желанию.)
В конце занятия мы вернёмся к нашим бабочкам и узнаем, подтвердились ли ваши
опасения или вам было уютно и комфортно.
Я использую этот метод для того, чтобы лучше понять класс и каждого ученика.
А сейчас, сядьте поудобнее и ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка»
-Какое сегодня число?
А день недели?
-Вытянутый круг?
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
Молодцы.
Вот вы и взбодрились и готовы сотрудничать.
2.Сообщение темы, введение в неё.
А давайте сейчас определим ключевое слово нашего занятия.
У вас листочки с буквами. Ваша задача исключить повторяющиеся буквы и из оставшихся букв составить слово. Что у нас получилось? (Игра). Совершенно верно.
мы с вами сейчас поиграем в игру « Игра в слова»
Вам нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса.Отвечаем быстро, как эхо.
Кто принёс куклу из магазина?
Ответ: Зина (магаЗИНА).
Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?
Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
Молодцы. Усложняем наше задание.
Мы с вами проведём еще одну игру « Создай слова».
(раздать на столы напечатанные слова)
Задание: придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ (забор,бор, роза, раб), слово (волос, вол), чувство (ус, вот),
Как вы думаете , чему может способствовать данная игра?
( развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; – развитие речи учащихся; – сплочение коллектива; – развитие коллективизма у учащихся; – воспитания у учащихся чувство языка). Но мы с вами движемся дальше-от простого к ложному.
А еще я хочу предложить Вам игру «Круги на воде».
Когда в воду бросишь камень, от него по воде идут круги, чем дальше, тем больше. Так же и слово, запавшее в голову, может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.
Это игра со словами, она была предложена в своей педагогической практике Джанни Родари ( фантазер, учитель, строил домики из букв, «Приключения Чиполлино», «Приключения Голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»). Она направлена на развитие творческого воображения и словарного запаса. Подходит эта игра для детей любого возраста.
И так, продолжаем работу.
У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):
1. Бросим в него камешек под названием «игра» - запишите в центре слово «игра».
2. От слова расходятся круги. Следующий круг – записать отдельно буквы данного слова. – и, г, р, а.
3. Третий круг – на каждую букву записать какое -нибудь слово, всего четыре. (интерес, герои, радость, активность)
Четвертый круг – с каждым словом составить предложения, желательно, чтобы получился текст.
Дети с интересом играли.
Они были героями разных сказок.
Радость переполняла маленькие сердца.
Учитель был доволен активностью детей.
(педагоги работают)
- Вот что получилось у меня.
- Кто желает прочитать, что получилось у вас.
(желающие зачитывают)
Как и в любой технологии есть свои плюсы и минусы.
Предлагаю Вам подвести итог в игре «За!» и «Против!».
Я буду называть качества игровых технологий. Если я назову положительное качество – хлопаем в ладоши, если отрицательное – скрещиваем руки на груди:
+ Способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- Сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
+ Несет здоровьесберегающий фактор в развитии обучения;
+ Способствует использованию знаний в новой ситуации;
- Подготовка требует больших затрат времени;
+ Является естественной формой труда ребенка;
- Увлекаясь игрой можно потерять образовательное содержание;
- Сложность в оценке обучающихся.
+ Способствует объединению и формированию коллектива, ответственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение игровых технологий способствует успешной организации учебной деятельности. Игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей стремление учиться, даёт положительный результат к мотивации к учебной деятельности.
Ну а сейчас вернемся к нашим бабочкам. Оправдались ли ваши ожидания? (Спасибо.
Вывод.
Почему именно игра? Я работаю в начальных классах. У меня сейчас 1 класс и могу точно сказать, что в этом возрасте, дети очень любят играть, поэтому упор в своей работе делаю на игровые технологии.
Ведь для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в деятельность, но особенно в игровую.
Список литературы:
1. Барташникова И.А. «Учись, играя» / И.А. Барташникова //
Харьков – 1997– 45 с.
2. Букатов В.М. «Педагогические таинства дидактических игр»
/ В.М. Букатов // Учебное пособие – Московский психолого-социальный институт – 1997– 96 с.
3. Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки» / Т.И. Линго // Академия
развития – 2004 – 180 с.
4. Пидкадистый И.П., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и
развитии» / И.П. Пидкадистый, Ж.С. Хайдаров // Учебное пособие – 1996 – 289 с.
5. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»
/ Г.К. Селевко // Народное образование – 1998 – 256 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.