Снижение агрессии с помощью арт терапии
Оценка 5

Снижение агрессии с помощью арт терапии

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
детская психология +1
5 кл
22.03.2024
Снижение агрессии с помощью арт терапии
Статья Букач ..docx

У   

Букач Ю.Н

 

Педагог-психолог стационарного   отделения

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями»

 

Целью технологии, реализованной на базе ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр», является оптимизация этапа диагностирования уровня агрессии детей с ОВЗ с  охранным интеллектом и снижение агрессии ,стабилизация эмоционального состояния с применением методов и техник арт терапии, а именно (мандалотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, коллажирование) ,за счет внедрения в каждый этап реабилитации новой техники-Эбру , что способствует снижению уровня агрессии и стабилизации эмоционального состояния, а так же , сокращению общего количества времени, затрачиваемого на каждом  этапе реабилитации и большей наглядности.

Для проведения данной работы и решения поставленных задач была использована система методов:

·        методы эмпирического исследования:

1)     опросник Басса-Дарки

2)     опросник Почебут

3)     тест Несуществующее животное

·        методы количественной обработки и интерпретации данных;

        База эмпирического исследования. Исследование проведено на базе Темрюкского реабилитационного центра. В исследовании принимало участие 70  человек из них 40 мальчиков и 30 девочек, в возрасте от 12 до 18 лет.

Данное исследование проводилось в соответствии с этическими нормами. Сохранялось право участников на отказ от тестирования и конфиденциальность полученной информации, а так же ее анонимность.

В реабилитационном центре мы работаем  с детьми ,которые в той или иной степени уже склонны к проявлению агрессии ,так как имеют все предпосылки для этого, а именно:

-Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка)

-Неблагополучие семьи

-Гиперопека или равнодушие со стороны родителей

-Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера)

-Недовольство собственной внешностью

-Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает)

-Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых.

-Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость)

-Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы)

Гендерные и возрастные особенности также оказывают влияние на степень проявления агрессивности у подростков.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, отличаются большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Известно,что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Результаты эмпирического исследования: описание и интерпретация

 

На первом этапе эмпирического исследования особенности агрессивного поведения подростков были изучены с применением опросника Басса-Дарки. Полученные результаты представлены на рис. 1.

 

 

 

 

 

 

Рис 2.1. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности (опросник Басса-Дарки)

 

ФА – физическая  агрессия

КА – косвенная  агрессия

Р – раздражение

Н – негативизм

О – обида

П – подозрительность

ВА – вербальная агрессия

ЧВ – чувство вины

ИВ – индекс враждебности

ИА – индекс  агрессивности

Средние значения по шкалам и у мальчиков и у девочек равны примерно половине максимальных баллов по каждой шкале. Но по шкале «Чувство вины» опросника Басса-Дарки средние значения мальчиков и девочек приближены к максимуму.  Это может говорить о   неких поступках учеников, которые кажутся им причиной негативных последствий  для других людей.

По результатам опросника Басса-Дарки можно судить, что значения по шкалам у мальчиков и у девочек приблизительно одинаковые. По всем шкалам значения у девочек преобладают, кроме одной шкалы – «Вербальная агрессия». Здесь значения мальчиков чуть выше.

 На втором этапе исследования был использован проективный опросник Почебут. Полученные результаты представлены  на рис 2.

 

Рис 2.2. Средние значения показателей по отдельным факторам агрессивности

(опросник Почебут)

 

ВА – вербальная агрессия 

ФА – физическая агрессия

ПА – предметная агрессия

ЭА – эмоциональная агрессия

СА – самоагрессия

 

 

По результам опросника Почебут, можно увидеть, что по двум шкалам (вербальная агрессия, физическая агрессия) доминируют мальчики, а по трем другим (предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия)  – девочки. Если сравнивать показатели по данным шкалам, то можно обнаружить что по методике Басса-Дарки средний показатель «Физической агрессии» немного меньше у мальчиков,  а в методике Почебут этот показатель  преобладает у мальчиков. Что касается «Вербальной агрессии», то в  первой методике средние показатели примерно равны, а во второй методике данный форма агрессии опять доминирует у мальчиков.

Таким образом, по первой методике различий между девочками и мальчиками по шкалам физической и вербальной агрессии не наблюдается, а по второй методике значения в двух данных шкалах превалируют у мальчиков.

Подводя итог, можно сказать, что у мальчиков из данной выборки действительно преобладает физическая агрессия, а вот  доминирование вербальной агрессии у девочек не обнаружено.

На третьем этапе использовалась методика А.Л Венгера «Несуществующее животное»,где помимо штриховки, нажима, прорисовки деталей оценивалась цветовая гамма рисунка. Рис 3.

 

 

 

За 30 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие и снизить уровень агрессии. В реабилитационном центре, в условиях незначительного по протяженности периода протекания реабилитационного процесса, когда на все этапы реабилитации отводится всего 24 дня и необходимо получить конкретный, очевидный результат, в данном случае снизить уровень агрессии.

    Период исследования эффективности «технологии»  представлен временным       промежутком с января  2023 г. по июль 2023 г.  В рамках одного  реабилитационного периода, деятельностью педагога психолога , реализовывающего «технологию», находилось 70 несовершеннолетних в возрасте от 12  до18 лет. Занятия проводились, как в групповой, так и в индивидуальной формах.

 В рамках данной технологии были поставлены следующие задачи:

     1) Оказать помощь в преодолении негативных переживаний.

    2) Смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции.

3)Снижение тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.

4) Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения.

Аспекты социально-педагогической деятельности в рамках реализации «технологии» определялись задачами реабилитационного центра и запросом участников коррекционного процесса.  

Этапы «технологии» коррекционной деятельности включали в себя:

- установление арт-терапевтического контакта;

- этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной творческой деятельности  несовершеннолетнего ;

-диагностика результативности, изменений в состоянии и характере творческой деятельности клиента, отражающие положительную динамику арт-терапевтического процесса.

Рис.1 установление арт-терапевтического контакта и диагностика

 

  

 

Рис.2. Заключительная диагностика

 

 

 

Результат есть у каждого ребенка, он индивидуален и зависит от состояния, в котором ребенок находится. При прохождении курса (от 7 занятий) удаётся достичь расслабления на глубоком психоэмоциональном уровне и снизить уровень агрессии.

Целью моей работы является стабилизация эмоционального состояния и снижение уровня агрессии, через овладение техникой рисования на воде – эбру.

Для достижения поставленной цели ставлю следующие задачи:

1) Оказать помощь в преодолении негативных переживаний.

2) Смягчение агрессивных проявлений, обучение приемам саморегуляции.

3)Снижение тревожности, эмоционального напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.

4) Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения.

В целях отслеживания результативности работы, была проведена диагностика по методике цветового теста Люшера

 

 

, которая позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка : нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.

Изменение показателей уровня психического состояния детей.

 

 

Для наглядности представила  в виде диаграммы

Основываясь на данных, полученных в ходе экспериментального исследования, применение арт – терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: уровни физической ,косвенной и вербальной агрессии заметно стали ниже, нежели при первичном обследовании несовершеннолетних.

 

          Был сделан вывод о том, что Эбру необходимо использовать на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, с целью снятия психоэмоционального напряжения и снижения уровня агрессии. При этом формы и варианты применения терапевтических свойств техники Эбру определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Во многих случаях Эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать воспитанника, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение. Можно использовать Эбру и в качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Данная «практика» будет привлекательна для тиражирования в детских социальных учреждениях с подобными условиями проведения реабилитационного процесса.

 

Опыт реализации данной технологии позволяет сделать следующие выводы: Эбру является действующим инструментом ,для снижения уровня агрессии у детей и для стабилизации эмоционального состояния на длительный период. Это средство повышения самооценки, способ снижения агрессии , а так же  самовыражения детей, развития жизненно важных познавательных навыков.

В представляемой «технологии» отслеживалось и влияние ее внедрения  на повышение уровня жизни детей посредством тесного взаимодействия с родителями, наблюдавшими явные изменения в эмоционально-психологическом состоянии своих детей и применившими в самостоятельной работе с детьми приемы коррекционной арт-технологии. Так, внедрение «технологии» в реабилитационный процесс привело к более эффективному  развитию у детей, попавших в привычную (домашнюю) среду обитания, целого комплекса способностей: самостоятельно творить быть раскрепощенными,  привлекать окружающих к взаимодействию.

Результаты представляемой «технологии» обсуждались на методическом объединении коллектива педагогов нашего учреждения и получили положительный отклик. Они были продемонстрированы на конкурсе методических разработок СМИ «Фонд образовательной и научной деятельности 21 век», «Педакадемия РФ»,Научно Образовательный Педагогический портал,maam.ru.  Таким образом, цель, поставленная перед технологией, была достигнута.

 

Литература

1.Публикация Букач Ю.Н https://www.maam.ru/bookmarks/1957387/move2202308.html

 

 

 

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О. автора: Букач Юлия Николаевна

Должность автора: педагог –психолог стационарного отделения

Место работы автора: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями»

Адрес автора (служебный): 353527, Краснодарский край, Темрюкский район, пос. Светлый Путь Ленина, ул. Луговая, д.3

Адрес автора (домашний): 353527 Краснодарский край Темрюкский район поселок Красный Октябрь ул.Зеленая д13 кв 2

Телефон автора: мобильный 8(988)666-06-55

e-mail автора:

 


 

Скачано с www.znanio.ru

У Букач Ю.Н Педагог-психолог стационарного отделения

У Букач Ю.Н Педагог-психолог стационарного отделения

Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка) -Неблагополучие…

Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка) -Неблагополучие…

Известно,что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет

Известно,что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет

ФА – физическая агрессия

ФА – физическая агрессия

ФА – физическая агрессия ПА – предметная агрессия

ФА – физическая агрессия ПА – предметная агрессия

За 30 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие и снизить уровень агрессии

За 30 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие и снизить уровень агрессии

Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения

Создание условий для ребенка в преодолении недостатков агрессивного поведения

Результат есть у каждого ребенка, он индивидуален и зависит от состояния, в котором ребенок находится

Результат есть у каждого ребенка, он индивидуален и зависит от состояния, в котором ребенок находится

Снижение тревожности, эмоционального напряжения , развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое

Снижение тревожности, эмоционального напряжения , развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое

Для наглядности представила в виде диаграммы

Для наглядности представила в виде диаграммы

Опыт реализации данной технологии позволяет сделать следующие выводы:

Опыт реализации данной технологии позволяет сделать следующие выводы:

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Ф.И.О. автора:

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Ф.И.О. автора:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024