Мастер-класс 3 класс «Круговорот воды в природе»
Цель: Знакомство
педагогов со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в
природе» на уроках: «Окружающий мир» - начальная школа
Цель
моделирующего упражнения: формирование у учащихся представлений о природных
процессах круговорота веществ на примере круговорота воды.
Задачи:
- развивать знания о природе и природных процессах;
- развивать познавательный интерес;
- формировать всесторонне развитую личность.
Вода - необходимый элемент живой природы. Все живые существа на
75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями,
атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и
развиваться жизнь. Облака встречаются с массами холодного воздуха — например,
над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на землю дождем и снегом.
Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и
конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака.
Значительные запасы воды накапливаются в озерах и подземных водоносных пластах.
Солнце нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в атмосферу.
Растения получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.
На
уроке школьникам можно просто рассказать о круговороте воды по схеме, можно
показать видеофильм или использовать любой другой мультимедийный ресурс, …. а
можно «превратить» ребят в «капельки воды» и предложить совершить путь, который
проделывает каждая капелька воды в процессе круговорота.
Итак,
в путь!
Нам понадобятся следующие ресурсы:
- 9 плакатов: «АТМОСФЕРА», «ОКЕАН», «МОРЕ», «РЕКА», «РУЧЕЙ», «ОЗЕРО», «ЛЕДНИК»,
«ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ»;
- карточки с инструкцией для каждого плаката;
- цветные маркеры;
- маршрутные листы (по количеству учащихся, если учащихся в классе много, то
можно образовать пары);
Этапы
проведения моделирующего упражнения:
Шаг
1.
Подготовить
плакаты с кармашками:
Шаг
2.
Подготовить карточки с инструкцией о направлении движения капельки воды (нужно
разрезать и разместить в кармашках):
Карточки
для плаката «ОКЕАН»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОЗЕРОМ |
Карточки
для плаката «РУЧЕЙ»
|
|
|
|
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
|
Карточки
для плаката «ЛЕДНИК»
Ледник растаял, и ты попала в РУЧЕЙ |
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ |
|
|
|
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Карточки для плаката «РАСТЕНИЯ»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Карточки
для плаката «МОРЕ»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ |
Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ |
Карточки
для плаката «РЕКА»
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты попала в ОКЕАН |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты попала в МОРЕ |
Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ |
|
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Карточки
для плаката «ОЗЕРО»
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ. |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ |
Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ |
Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ |
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ. |
Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
|
Карточки
для плаката «Подземные воды»
|
|
Ты попала в ОКЕАН. |
Ты пробилась РУЧЬЕМ на поверхность. |
Ты попала в МОРЕ. |
Ты попала в РЕКУ. |
Карточки
для плаката «АТМОСФЕРА»
Ты выпала в виде осадков на землю и тебя впитали РАСТЕНИЯ |
Ты выпала с дождем в РУЧЕЙ |
Ты выпала с дождем в МОРЕ |
Ты выпала с дождем в РЕКУ |
Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ |
Ты выпала с дождем в ОКЕАН |
Шаг 3.
Подготовить цветные маркеры и маршрутные листы с пометкой начального
этапа движения капли (на разных листах должны быть отмечены разные этапы):
Шаг
4.
Подготовить пространство класса: расставить парты по периметру класса и на
стенах разместить приготовленные плакаты.
Шаг
5.
Провести
беседу о воде и ее круговороте. Привести очень красивое высказывание
Антуана де Сент Экзюпери
«Вода!
В тебе нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой
наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для
жизни – ты сама жизнь!»
Шаг
6.
Предложить ученикам на некоторое время превратиться в капельки воды и совершить
путь, который совершает каждая капелька, каждый день.
Шаг 7.
Обратить внимание детей на размещенные на стенах плакаты, раздать маркеры и
маршрутные листы
Шаг 8.
Объяснить, как нужно действовать: « На маршрутном листе красной стрелкой
отмечен тот пункт, с которого вы должны начать движение. Например, у вас
отмечен пункт «РАСТЕНИЕ» - вам нужно найти плакат с таким же названием, вынуть
из кармашка карточку с инструкцией и прочитать, что произошло с капелькой воды,
куда она переместилась? Например, вы прочитали: «Ты испарилась и попала в
АТМОСФЕРУ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «РАСТЕНИЕ» к
пункту «АТМОСФЕРА», карточку помещаете назад в кармашек, но с обратной стороны
стопки карточек, и перемещаетесь к плакату «АТМОСФЕРА», опять читаете карточку
с инструкцией. Например, «Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в
ЛЕДНИКЕ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «АТМОСФЕРА» к
пункту «ЛЕДНИК» и так далее, пока не побываете во всех пунктах круговорота».
Шаг
9.
Учащиеся выполняют упражнение, заполняют маршрутные листы.
Шаг
10.
Рефлексия:
- Что
нового узнали?
- Чему научились?
- Что понравилось? Что не понравилось?
- В моделировании какого природного процесса принимали участие?
Наш
мастер-класс подошел к логическому завершению.
Спасибо
за внимание! Буду рада Вашим критическим замечаниям и пожеланиям!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.