Мастер-класс "Круговорот воды в природе"

  • docx
  • 21.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс Круговорот воды в природе.docx

Мастер-класс 3 класс «Круговорот воды в природе»


Цель: Знакомство педагогов со способом проведения моделирующего упражнения «Круговорот воды в природе» на уроках: «Окружающий мир» - начальная школа

 

Цель моделирующего упражнения: формирование у учащихся представлений о природных процессах круговорота веществ на примере круговорота воды.
Задачи:
- развивать знания о природе и природных процессах;
- развивать познавательный интерес;
- формировать всесторонне развитую личность.
 
   Вода - необходимый элемент живой природы. Все живые существа на 75% состоят из воды. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь. Облака встречаются с массами холодного воздуха — например, над горами. Образуются крупные капли воды, выпадающие на землю дождем и снегом. Часть воды возвращается в моря из рек и ручьев. Водяной пар охлаждается и конденсируется, превращаясь в крошечные капли воды, образующие облака. Значительные запасы воды накапливаются в озерах и подземных водоносных пластах. Солнце нагревает сушу, реки, озера и моря, вызывая испарение воды в атмосферу. Растения получают воду из почвы. Большая часть воды испаряется с их листьев.
   
На уроке школьникам можно просто рассказать о круговороте воды по схеме, можно показать видеофильм или использовать любой другой мультимедийный ресурс, …. а можно «превратить» ребят в «капельки воды» и предложить совершить путь, который проделывает каждая капелька воды в процессе круговорота.
Итак, в путь!

Нам понадобятся следующие
ресурсы:
- 9 плакатов: «АТМОСФЕРА», «ОКЕАН», «МОРЕ», «РЕКА», «РУЧЕЙ», «ОЗЕРО», «ЛЕДНИК», «ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ», «РАСТЕНИЯ»;
- карточки с инструкцией для каждого плаката;
- цветные маркеры;
- маршрутные листы (по количеству учащихся, если учащихся в классе много, то можно образовать пары);


Этапы проведения моделирующего упражнения:
Шаг 1.
Подготовить плакаты с кармашками:
http://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%284%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%285%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B%283%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%283%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE%283%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%284%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%283%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%283%29.jpghttp://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D1%80%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B9%283%29.jpg
Шаг 2.
Подготовить карточки с инструкцией о направлении движения капельки воды (нужно разрезать и разместить в кармашках):
Карточки для плаката «ОКЕАН»

Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ.

Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ

Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОЗЕРОМ

 
 
Карточки для плаката «РУЧЕЙ»

 
Ты  попала в РЕКУ

 
Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ

 
Ты попала в ОЗЕРО

 
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ

Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

 
Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ.

 
  
Карточки для плаката «ЛЕДНИК»

  Ледник растаял, и ты попала в РУЧЕЙ

Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ

 
Ледник растаял, и ты попала в РЕКУ
 

 
Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ

 
Ледник растаял, и ты попала в МОРЕ

Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

 
  Карточки для плаката «РАСТЕНИЯ»

Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ.

Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ

Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

 
 
Карточки для плаката «МОРЕ»

Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ.

Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ

Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ

Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ

 
 
Карточки для плаката «РЕКА»

Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ.

Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Ты попала в ОКЕАН

Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ

Ты попала в МОРЕ

Ты испарилась, выпала дождем на лес и впиталась РАСТЕНИЕМ

 

Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

 
Карточки для плаката «ОЗЕРО»

Ты испарилась, выпала дождем на луг и впиталась РАСТЕНИЕМ.

Ты испарилась и выпала в виде дождя над ОКЕАНОМ

Ты испарилась, выпала дождем на сушу и просочилась в ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над МОРЕМ

Ты испарилась и выпала в виде дождя над РЕКОЙ

Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ.

Ты испарилась и выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

 

 
Карточки для плаката «Подземные воды»

 
Тебя впитали РАСТЕНИЯ.

 
Ты попала в ОЗЕРО.

Ты попала в ОКЕАН.

Ты пробилась РУЧЬЕМ на поверхность.

Ты попала в МОРЕ.

Ты попала в РЕКУ.

 
Карточки для плаката «АТМОСФЕРА»

Ты выпала в виде осадков на землю и тебя впитали РАСТЕНИЯ

Ты выпала с дождем в РУЧЕЙ

Ты выпала с дождем в МОРЕ

Ты выпала с дождем в РЕКУ

Ты выпала  в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ

Ты выпала с дождем в ОКЕАН

 
 
Шаг 3. 
 Подготовить цветные маркеры и маршрутные листы с пометкой начального этапа движения капли (на разных листах должны быть отмечены разные этапы):

 http://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D0%B6%D0%B6%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg

Шаг 4.
Подготовить пространство класса: расставить парты по периметру класса и на стенах разместить приготовленные плакаты.

 Шаг 5.
 Провести беседу о воде и ее круговороте. Привести очень красивое высказывание  Антуана де Сент Экзюпери
«Вода! В тебе нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь!» 
  Шаг 6.
Предложить ученикам на некоторое время превратиться в капельки воды и совершить путь, который совершает каждая капелька, каждый день.
 
Шаг 7.
Обратить внимание детей на размещенные на стенах плакаты, раздать маркеры и маршрутные листы
 
Шаг 8. 
 Объяснить, как нужно действовать: « На маршрутном листе красной стрелкой отмечен тот пункт, с которого вы должны начать движение. Например, у вас отмечен пункт «РАСТЕНИЕ» - вам нужно найти плакат с таким же названием, вынуть из кармашка карточку с инструкцией и прочитать, что произошло с капелькой воды, куда она переместилась? Например, вы прочитали: «Ты испарилась и попала в АТМОСФЕРУ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «РАСТЕНИЕ» к пункту «АТМОСФЕРА», карточку помещаете назад в кармашек, но с обратной стороны стопки карточек, и перемещаетесь к плакату «АТМОСФЕРА», опять читаете карточку с инструкцией. Например, «Ты выпала в виде осадков в горах, теперь ты в ЛЕДНИКЕ», маркером на маршрутном листе рисуете стрелку от пункта «АТМОСФЕРА» к пункту «ЛЕДНИК» и так далее, пока не побываете во всех пунктах круговорота».

Шаг 9.
Учащиеся выполняют упражнение, заполняют маршрутные листы.

 
 http://uchportfolio.ru/users_content/f1298750ed09618717f9c10ea8d1d3b0/images/%D1%89%D1%89%282%29.jpg
 
Шаг 10.
Рефлексия:
 - Что нового узнали?
 - Чему научились?
 - Что понравилось? Что не понравилось?
 - В моделировании какого природного процесса принимали участие?



Наш мастер-класс подошел к логическому завершению.
Спасибо за внимание! Буду рада Вашим критическим замечаниям и пожеланиям!