Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"
Оценка 4.7

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физика
Взрослым
27.12.2019
Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"
правила проведения лабораторных работ, значимость знания техники безопасности
Мастер лаб раб.docx

Мастер-класс «Лабораторные работы по физике. 8 класс»

 

          Перед учителями физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщать учащимся определённую сумму знаний, развивать  ключевые компетенции обучающихся, но и воспитывать у школьников интерес к предмету.

         Стремление школьников к знаниям сопровождается интересом к материалу, который выходит за пределы школьного учебника. Такой материал, преподносимый учителем, развивает познавательные способности учащихся, расширяет их кругозор.

         Использование физического эксперимента – важнейшее условие эффективности учебного процесса. Эксперимент является основой принципа наглядности, базой для формирования практических умений, способом отражения экспериментального характера физической науки.

         Вместе с тем, образовательный стандарт по физике ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной деятельности учащихся. Это принципиально изменяет роль, место и функции эксперимента в организации учебного процесса: эксперимент – не только средство обучения, но и основа для освоения обучающимися естественнонаучного метода познания в единстве его экспериментальной и теоретической компонент. Для этого необходимо организовывать такие виды деятельности, как наблюдение и объяснение физических явлений, проведение экспериментальных исследований.        

         Применение ИКТ на уроках физики при решении экспериментальных задач, выполнении лабораторных работ  является одним из способов возбуждения интереса к предмету. Опыт подсказывает, что  экспериментальная деятельность учащихся  на уроках изменяет их отношение к физике, делает физику основой будущей профессии.  

           Учебное оборудование кабинета физики позволяет создать систему экспериментальных средств обучения в соответствии с реализуемыми  уровнем и профилем изучения физики.

         При расширенном изучении курса физики в 8 классе (3 часа в неделю) я предлагаю учащимся две дополнительные лабораторные работы: «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» и «Изучение магнитного поля постоянных магнитов».

         Перед выполнением лабораторной работы  провожу беседу по технике безопасности (ТБ)  в форме имитационной игры.

 «Авария на нефтеперерабатывающем заводе».

Ситуация: Ночью одна из работниц нефтеперерабатывающего завода почувствовала запах газа. Для ликвидации аварии предлагаются 10 мероприятий:

№/п

Мероприятие

Я

Эталон

Штраф

1

Включить вентилятор

 

 

 

2

Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду

 

 

 

3

Открыть окна

 

 

 

4

Погасить газовые горелки

 

 

 

5

Перекрыть распределительный кран

 

 

 

6

Надеть противогаз

 

 

 

7

Вызвать скорую помощь

 

 

 

8

Оповестить смену об аварии

 

 

 

9

Сделать запись в журнале регистрации происшествий

 

 

 

10

Вывести людей из помещения

 

 

 

 

Правила игры: 1. Два мероприятия из предложенных  десяти надо вычеркнуть. Для этого в колонке «Я»  поставьте цифру «0» напротив того мероприятия, которого по вашему мнению не должно быть.

2. В колонке «Я» напротив каждого мероприятия поставьте цифру (от 1 до 8) по степени важности или как бы вы поступили в данной ситуации (2 мин.).

3. Сравните свой результат с эталоном.

№/п

Мероприятие

Я

Эталон

Штраф

1

Включить вентилятор

 

0

 

2

Позвонить диспетчеру, вызвать пожарную команду

 

2

 

3

Открыть окна

 

3

 

4

Погасить газовые горелки

 

4

 

5

Перекрыть распределительный кран

 

6

 

6

Надеть противогаз

 

5

 

7

Вызвать скорую помощь

 

8

 

8

Оповестить смену об аварии

 

1

 

9

Сделать запись в журнале регистрации происшествий

 

0

 

10

Вывести людей из помещения

 

7

 

 

4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.

Вывод: Если штраф до 20 баллов – выжили, 20 – 25 баллов – возможны жертвы, более

25 баллов – все жертвы аварии.

Правила  по ТБ не обсуждаются, их надо  выучить и выполнять автоматически.

При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении со стеклянным жидкостным термометром и колориметром с горячей водой. При работе с термометром следует выполнять следующие правила:

  1. Для уменьшения погрешности измерений необходимо снимать показания, располагая термометр на уровне глаз.
  2. Помещать термометр непосредственно в вещество (вода), температура которого измеряется.
  3. Снимать показания термометра после того, как установится температура.

Лабораторная работа

«Исследование изменения со временем температуры остывающей воды».

Цель работы: исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.

Приборы и материалы: калориметр с горячей водой, термометр.

Указания к работе:

  1. Определите цену деления термометра.
  2. Поместите термометр в воду и каждую минуту снимайте его показания. Результаты измерений занесите в таблицу:

t,  С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т,мин

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. По полученным данным  постройте график зависимости t (Т).

  1. Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних минут процесса остывания. Сделайте вывод, равномерно или неравномерно остывала вода.

 

 

 

Имитационная игра по ТБ «Кораблекрушение»

Ситуация: В океане далеко от берега около 200 миль (300 км) вы терпите кораблекрушение. Спасаясь с тонущего судна, вы успели взять с собой  в лодку 15 предметов:

№/п

Предмет

Я

Эталон

Штраф

1

Компас

 

 

 

2

Туалетное зеркальце

 

 

 

3

Канистра с пресной водой

 

 

 

4

Москитная сетка

 

 

 

5

Аварийный запас продуктов

 

 

 

6

Карта Тихого океана

 

 

 

7

Надувная подушка

 

 

 

8

Канистра мазута

 

 

 

9

Транзисторный приёмник

 

 

 

10

Средство для отпугивания акул

 

 

 

11

Светонепроницаемый пластиковый лист

 

 

 

12

Ром – 1л

 

 

 

13

Нейлоновый шнур

 

 

 

14

Аптечка

 

 

 

15

Рыболовная снасть

 

 

 

Правила игры:1. В колонке «Я» напротив каждого предмета поставьте цифру (от 1 до 15) по степени важности (3 мин.).

3. Сравните свой результат с эталоном.

№/п

Предмет

Я

Эталон

Штраф

1

Компас

 

15

 

2

Туалетное зеркальце

 

1

 

3

Канистра с пресной водой

 

3

 

4

Москитная сетка

 

14

 

5

Аварийный запас продуктов

 

4

 

6

Карта Тихого океана

 

13

 

7

Надувная подушка

 

9

 

8

Канистра мазута

 

2

 

9

Транзисторный приёмник

 

12

 

10

Средство для отпугивания акул

 

10

 

11

Светонепроницаемый пластиковый лист

 

6

 

12

Ром – 1л

 

11

 

13

Нейлоновый шнур

 

8

 

14

Аптечка

 

5

 

15

Рыболовная снасть

 

7

 

 

4. Посчитайте штраф (разность «Я» и «Эталон» в каждой строке). Найдите сумму штрафных баллов.

Вывод: Если штраф более 40 баллов – утонул.

Правила  по ТБ не обсуждаются, их надо  выучить и выполнять автоматически.

При выполнении данной лабораторной работы будьте аккуратны в обращении с железными опилками. При работе с постоянными магнитами и железными опилками следует выполнять следующие правила:

  1. Помещать постоянный магнит под лист бумаги, а железные опилки -  на лист бумаги.
  2. Распределять железные опилки на листе бумаги с помощью деревянной линейки, не прикасаясь руками к железным опилкам.

Лабораторная работа

«Изучение магнитного поля постоянных магнитов».

Цель работы: изучить магнитное поле полосового и дугообразного постоянных магнитов.

Приборы и материалы: полосовой и дугообразный постоянные магниты, лист бумаги, железные опилки, деревянная линейка, электронная доска, компьютер, электронное учебное издание «Виртуальная физическая лаборатория. Лабораторные работы по физике. 9 класс. ООО «Дрофа» 2006 г.».

Указания к работе:

  1. Выполняйте работу, следуя инструкциям, появляющимся на электронной доске.
  2. Зарисуйте в тетради картину силовых линий магнитного поля постоянных магнитов для каждого опыта.
  3. Сделайте вывод о взаимодействии постоянных магнитов, о картине силовых линий магнитного поля полосового и дугообразного магнитов.

 

 

 

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"

Мастер класс "Лабораторные работы на уроках физики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2019