Мастер-класс "Логосказки в коррекционной работе с детьми"

  • docx
  • 06.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс.docx

Мастер-класс

«Логосказки в коррекционной работе с детьми»

 

Цель: знакомство педагогов с «логопедическими сказками», побуждение к использованию логосказок в совместной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.

 

Задачи мастер - класса:

•    Дать представление о логосказках как средстве коррекции речевых нарушений;

•    Потренировать в применении разных видов логосказок для коррекции речевых нарушений. 

Ход мастер-класса

       - Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Настроение есть? …. (Есть)

Улыбки всегда? (Да)

Тогда мастер – класс начинать нам пора!

 

Основная часть

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями речевого развития. Одним из эффективных развивающих и коррекционных средств для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является сказка.

С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность.

Исследователями (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова, Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Что же такое логосказки?

Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Выделяют несколько видов логосказок:                                     

•          Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

•          Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

•          Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука).

•          Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

•          Сказки, способствующие формированию связной речи.

•          Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

•          с куклами на палочках;

•          рукавичковый;

•          картонажный;

•          бибабо и др.

 

Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

-развитие диалогической и монологической речи;

-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;

- приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова, к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору;

- осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп.

Сегодня я хочу показать вам несколько видов логосказок, используемых на разных этапах коррекционной работы, а именно, в ходе артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, развития фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи.

 

Практическая часть

 

1.      Артикуляционная логосказка «Лиса и колобок»

Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево).

Навстречу ей колобок (надули щеки).

Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).

И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой).

Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила (Убрать чашечку в рот).

 

2. Пальчиковая логосказка «Рукавичка»

- А сейчас предлагаю поиграть в пальчиковую логосказку. Повторяйте за мной!   

Из-за леса, из-за гор        Дети шлепают ладошками по коленям.

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил – Показывают оборотную сторону ладони с

Рукавичку обронил.  вытянутым вверх большим пальцем (жест «Рукавичка»).

Мышка по полю бежала,   «Бегают» пальчиками одной руки по другой 

Рукавичку увидала.            Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?      Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Мышку здесь никто не ждет?   Грозят пальчиком.

Стала жить-поживать,        

Звонко песни распевать.       Хлопки.

Зайка по полю бежал,          Жест «Зайчик».

Рукавичку увидал.               Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?       Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?         Хлопки.

Мышка зайку пригласила,   Зовут, жестикулируя правой рукой.

Сладким чаем напоила.       Вытягивают вперед руки, ладошки «чашечкой».

Зайка прыг, зайка скок,

Вкусных пирогов напек.     «Пекут пирожки».

Как по полю шла лисичка,   Мягкие движения кистями рук.

Увидала рукавичку.              Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?       Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?         Хлопки.

И лисичку пригласили,      Мягкие движения кистями рук.

Пирожками угостили.        «Пекут пирожки».

Стала жить там поживать,

Пол метелкой подметать.    Движения руками влево-вправо.

Мишка по полю гулял,        Стучат кулачками по коленям.

Рукавичку увидал.               Жест «Рукавичка».

- Кто, кто здесь живет?       Стучат правым кулачком по левой ладошке.

Звонко песенку поет?         Хлопки.

Звери испугались,               Сжать пальцы рук в «замок».

В страхе разбежались.       Развести руки в стороны.

 

3.         Фонематическая логосказка «Заколдованная птица».

Задача: выделение первого и последнего согласного звуков в словах.

 

           - Еще один вид логосказок – фонематическая сказка.

Жила одна маленькая птичка с громким голосом. Она постоянно выкрикивала какие-нибудь слова. Однажды птичка нашла дерево, покрытое спелыми плодами. Их было так много, они были такими вкусными, но желание постоянно кричать не давало ей полакомиться. Слова так и вылетали. Птичка была заколдована. Добрая волшебница сможет расколдовать ее лишь после того, как будет определен первый и последний звук в услышанных нами словах. (слова: птица, апельсин, мука, кукла, сказка, небо).

 

4. Лексико-грамматическая логосказка «Золушка» Игра «Большой- маленький»

-Следующий вид – это лексико-грамматическая логосказка, по мотивам сказки «Золушка». Предлагаю, вам встать вокруг стола, на нем разложены картинки. Злая мачеха дала задание Золушке собрать урожай. Но его так много, что он не помещается в корзину. Давайте сделаем овощи, фрукты и ягоды маленькими, назвав их ласково. Тем самым поможем Золушке поскорее справиться с заданием. Например: огурец - огурчик. 

 

5. Логосказки, способствующие формированию связной речи.

-А сейчас мы поговорим о логосказках, способствующих развитию связной речи. Всем из вас известна сказка «Маша и Медведь». Предлагаю вам изменить сказку. Итак, первая команда: вам необходимо придумать новое начало сказки, второй команде нужно ввести нового героя в сказку, а третья команда придумывает другую концовку сказки.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось!

 

Итог мастер- класса

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования логосказок для развития речи детей. Логосказки оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

 

Спасибо за внимание!