Мастер - класс на тему "Как мотивировать ребёнка к изучению английского языка? "
Оценка 4.6

Мастер - класс на тему "Как мотивировать ребёнка к изучению английского языка? "

Оценка 4.6
docx
29.12.2020
Мастер - класс на тему "Как мотивировать ребёнка к изучению английского языка? "
МК ГОТОВЫЙ.docx

      Ребёнка можно заинтересовать иностранным языком, но поддерживать в нём живой интерес к его изучению удаётся не многим. Но откуда-то же берутся дети, сдающие международные экзамены на высшие баллы и учащиеся за границей. И рецепт их успеха, как правило, лежит глубже, чем подготовка в хорошей языковой школе или выбор правильного репетитора. Главное — мотивация, простой и ясный ответ на вопрос «зачем». Как мотивировать ребёнка к изучению английского языка? Этот вопрос и является темой моего МК.

     Самостоятельный и взвешенный ответ на вопрос «Зачем учить английский язык?» современный молодой человек может сформировать уже в возрасте 16 лет. Это этап 10-11 класса школы, когда принимается решение о поступлении в вуз и, вероятно, формируется представление о дальнейшем жизненном пути. У большинства момент «осознания» происходит уже в студенческие годы. Момент «осознания» обычно наступает, когда остаётся совсем немного времени до решающего этапа — например, сдачи экзамена.

     И не всегда школьник или студент готов вывести свои знания английского языка на нужный уровень в сжатые сроки. Казалось бы, именно для того, чтобы избежать таких ситуаций, и существуют родители, которые ещё с первого класса повторяют ребёнку: «Учи английский, в жизни пригодится». Но несмотря на внушения мам и пап, мы всё равно наблюдаем, что в 80% случаев изучения языка происходит в авральном режиме.

     Основу изучения любого языка составляет мотивация, а с ней, как известно, есть сложности. Особенно часто приходится слышать недоуменные вопросы школьников: «Нет, ну зачем мне английский? Это пустая трата времени, я никуда из страны переезжать не собираюсь. И вообще, когда надо будет, тогда и выучу». Такие установки, как правило, идут из школы. Нехаризматичный и не умеющий заинтересовать в предмете учитель, скучная программа с перекосом в сторону сухой теории. К тому же вплоть до 13-14 лет мы не задумываемся всерьёз о том, что учим язык. До этого возраста изучение — вопрос автоматизма. Простого выполнения заданий по предмету, к которому либо добавляется, либо не добавляется интерес.

«Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика

нет желания учиться»

 В. А.Сухомлинский

     В шесть, 10 и даже 13 лет ребёнок не думает о том, что английский нужен ему для того, чтобы потом, через каких-то 15-20 лет, он смог работать где-то в Нью-Йорке или Лондоне и зарабатывать много денег. В этом возрасте здесь и сейчас ребёнку нужно всего-навсего получать удовольствие от того, что он делает. А это он может сделать при наличии трёх условий:

1. Когда звучание языка не вызывает неприятных ощущений

2. Когда изучение языка имеет понятное для ребёнка значение

3. Когда он может самостоятельно убедиться в этом на практике

      Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

 

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

     Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы

    Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

     Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

     Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

     Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

 

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

 

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

 

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

 

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-"Снежный ком".

 

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

 

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д.

 

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

 

7. Расширить словарный запас школьников.

 

- рифмовки;

 

- сопровождение слов мимикой или жестами;

 

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями

     Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных

 Приёмы работы

 

     Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся?

уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

 

     Игра "Hangman". Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.

     Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

     Приём "Check Yourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.

    

    

1.    Музыка. На уроках можно использовать не только песни и чанты предложенные УМК, но и современную музыку, от которой наши дети без ума. Старые и всемирно известные песни на английском, тоже никто не отменял. Примеров работы с песнями существует множество. Но кроме этого, даже при работе с лексическим материалом (например, с текстом), можно пропевать с детьми слова, словосочетания и даже небольшие предложения. Здесь примером должен служить учитель. Это совсем не трудно. Можно петь и с разным настроением: весело или грустно; громко или шепотом, добрым тоном или злым и т.д. Это здорово расслабляет и снимает напряжение.

2.    4. Презентации. Конечно, никто не отменял и, давно вошедши в учебный процесс, презентации. Ими можно сопровождать уроки и внеклассные мероприятия, работу с текстом и с песней, игру и физкультминутки. У учащихся активизируется внимание и повышается мотивация, когда им интересно. Здесь можно и нужно привлекать самих ребят к творчеству, предлагая им создавать свои презентации к определенному уроку или теме, используя компьютер и интернет сервисы.

3.    Интересы ребят можно расширять и при помощи информационного стенда на различные темы, связанные с языком и культурой страны. Данный стенд может находиться в коридоре или кабинете. Менять информацию необходимо не реже раза в месяц, разбавляя ее интеллектуальными заданиями или кроссвордами, которые дети могли сделать прямо у стенда, пока отдыхают на перемене.

Фонетические игры на изучение нового материала

Данный вид игр практикует и развивает произносительные навыки

учащихся, а именно: интонацию, фонемы.

1.« Изучаем животных»

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация получения одобрения

Описание: учитель заранее подготовил видео-презентацию с большими

картинками с различными животными или предметами, которые дети уже

знают. Например, cat, pig, dog, bird etc. После этого объясняет новый материал.

И затем показывает по очереди картинки, которые ребенок произносит уже с

употреблением неопределенного артикля.

Пример: Даша: a dog. Рома: а pig. Дима: cat – учитель: давай попробуем

с артиклем? – Дима: a cat – учитель хвалит.

2.«Проговариваем союз «and»

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация получения одобрения

Описание: учитель заранее приготовил карточки с различными

животными или предметами, которые дети уже знают. После объяснения

нового материала учитель показывает карточку одного животного/предмета, а

во второй руке держит второе животное/предмет. Ученику предлагается

назвать оба животных/предмета, используя союз and

Пример: учитель поднимает карточки с изображением собаки и кошки.

Ученик называет: cat and dog. Учитель поднимает карточки с изображением

стола и рюкзака. Ученик отвечает: table and bag.

Фонетические игры на повторение материала

1. «Загадка»

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация престижа, широкие

познавательные мотивы преобразовываются в учебно-познавательные

мотивы, подключаем игровой элемент

38

Описание: школьники садятся полукругом на стульчики, активно

участвуют. Педагог задумывает звук. Называет загадку на русском языке, а

разгадка на английском языке рифмуется со строчкой. Можно использовать

карточки с картинкой загадываемого слова, показывать ее во время

проговаривания загадки.

Примеры загадок:

А) Мы идем играть в футбол.

 Мячик по-английски … (правильный ответ ball)

Б) Я в словаре вчера нашел,

 Что кукла по-английски … (правильный ответ doll)

В) Мой пес вовсе не щенок,

 А взрослая собака - … (правильный ответ dog)

Г) Мы поехали. Пока!

 Машина по-английски - … (правильный ответ car)

Д) Кот стащил и съел омлет,

 Ох, воришка этот … (правильный ответ cat)

2. «Слышу – не слышу»

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация престижа, широкие

познавательные мотивы преобразовываются в учебно-познавательные

мотивы, присутствует игровой элемент

Описание: педагог называет слова, в которых присутствует звук [n].

Ученики поднимают руку тогда, когда услышат этот звук в слове.

Победителем становится тот, кто назовет больше слов.

Пример: учитель может говорить следующие известные детям слова:

ten, pet, tent, am, text, cat, dog, finger, pen, nanny, mother etc. Правильным

ответом будут слова: ten, tent, finger, pen, nanny

4. «Незнайка и мы»

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивы самоопределения,

мотивация получить одобрение, широкие познавательные мотивы

преобразовываются в учебно-познавательные мотивы, подключаем игровой

элемент

Описание: учитель представляет детям нового ученика – куклу

Незнайку. Объясняет, что он будет тоже изучать английский язык. Ученики

стараются научить нового ученика Незнайку правильному произношению.

При этом учитель показывает детям карточки с транскрипционными знаками,

а ученики хором их называют. Для проверки того, как школьники начальных

классов школьники усвоили эти звуки, Незнайка специально начинает делать

ошибки.

Пример: учитель показывает карточку со звуком [p]. Учитель: «дети, что

это за звук?». Дети хором отвечают, тут подключается Незнайка. Он

произносит звук как [r]. Учитель просит детей произнести слова, в которых

встречается встречается звук [p], например: pen, pop, plan etc

5. «Кто знает лучше?»

40

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация престижа, широкие

познавательные мотивы преобразовываются в учебно-познавательные

мотивы, присутствует игровой элемент

Описание: педагог показывает транскрипционные знаки, а ученики по

очереди произносят соответствующий звук, либо слово, которое данный звук

содержит.

Пример: учитель показывает карточку со звуком [t]. Учитель: «кто

ответит, что это за звук?». Ученик произносит звук правильно и приводит

пример слова, в котором этот звук встречается: ten, top, cat, stop etc.

6. «Хлопни в ладоши»

Мотивация: внешняя, познавательная, мотивы самоопределения,

мотивация получить одобрение, широкие познавательные мотивы

преобразовываются в учебно-познавательные мотивы, подключаем игровой

элемент

Описание: учитель загадывает звук и включает магнитофон или

самостоятельно зачитывает слова (знакомые и незнакомые). При звучании

загаданного звука дети должны хлопнуть в ладоши.

Пример: Учитель загадал звук [th]. Он зачитывает слова по списку, при

звучании звука [th] дети хлопают

     Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.

      В заключении хочу пожелать всем вам творческих успехов, и напомнить, что обучающиеся утомляются, теряют интерес к учебе в бездействии. Спасибо за внимание.


 

Ребёнка можно заинтересовать иностранным языком, но поддерживать в нём живой интерес к его изучению удаётся не многим

Ребёнка можно заинтересовать иностранным языком, но поддерживать в нём живой интерес к его изучению удаётся не многим

До этого возраста изучение — вопрос автоматизма

До этого возраста изучение — вопрос автоматизма

Причина видится в следующем. Учение - это познание

Причина видится в следующем. Учение - это познание

Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку

Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку"

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку"

Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие

Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё

Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке

Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке

Интересы ребят можно расширять и при помощи информационного стенда на различные темы, связанные с языком и культурой страны

Интересы ребят можно расширять и при помощи информационного стенда на различные темы, связанные с языком и культурой страны

Проговариваем союз «and» Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация получения одобрения

Проговариваем союз «and» Мотивация: внешняя, познавательная, мотивация получения одобрения

Педагог задумывает звук. Называет загадку на русском языке, а разгадка на английском языке рифмуется со строчкой

Педагог задумывает звук. Называет загадку на русском языке, а разгадка на английском языке рифмуется со строчкой

Победителем становится тот, кто назовет больше слов

Победителем становится тот, кто назовет больше слов

Дети хором отвечают, тут подключается

Дети хором отвечают, тут подключается

Описание: учитель загадывает звук и включает магнитофон или самостоятельно зачитывает слова (знакомые и незнакомые)

Описание: учитель загадывает звук и включает магнитофон или самостоятельно зачитывает слова (знакомые и незнакомые)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020