Мастер-класс на тему: «Практика деятельности классного руководителя. Профориентация как одна из форм социализации обучающихся»
Оценка 4.8

Мастер-класс на тему: «Практика деятельности классного руководителя. Профориентация как одна из форм социализации обучающихся»

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
31.05.2023
Мастер-класс на тему:  «Практика деятельности классного руководителя. Профориентация как одна из форм социализации обучающихся»
Одной из задач совместной деятельности классного руководителя и учеников является подготовка школьников к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Мастер-класс Волкова С.А. (1).docx

Автор: Волкова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Сухая Вязовка Волжского района Самарской области

 

Мастер-класс на тему:  «Практика деятельности классного руководителя. Профориентация как одна из форм социализации обучающихся»

 

 

Цель Воспитательной практики: подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.

 

Задачи Воспитательной практики:

1. сориентировать детей в мире современных профессий;

2.актуализировать профессиональное самоопределение младших школьников;

 3. способствовать формированию у младших школьников позитивного взгляда на труд в профессиональной деятельности.

 

Участники Воспитательной практики:

1) Ученики 1-4 классов

2) Социальное партнёрство:

-   библиотекарь МБУК «Колос»;

-   библиотекарь Детской библиотеки народов Поволжья;

- родители (родительские собрания, совместные мероприятия).

 

 Оригинальная идея Воспитательной практики: 

Одной из задач совместной деятельности классного руководителя и учеников является подготовка школьников к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Я, как классный руководитель, эту работу осуществляю с детьми, начиная с 1 класса, через:

 · профориентационные часы общения, направленные на подготовку школьника к осознанному планированию и реализацию своего профессионального будущего;

 · профориентационные игры, расширяющие знания школьников о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

· экскурсии на предприятия,  дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

· встречи с носителями профессий (очные и онлайн).

 

Ценностно–смысловое наполнение Воспитательной практики:

Подготовка подрастающего поколения к жизни, труду – задача первостепенной важности. Современное общество заинтересовано в том, чтобы выпускники школ осознанно подходили к выбору своей профессии. В связи с этим проблема профориентации школьников становится более актуальной. Выявление профессиональных интересов ребёнка на более раннем этапе составляет одну их главных задач сегодняшней школы. Современный образовательный процесс, на мой взгляд,  немыслим без использования технологий, призванных содействовать развитию профессиональных интересов учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Воспитательная практика, направленная на подготовку младших школьников к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, в полной мере отвечает требованиям новой школы. Целенаправленная, последовательная, системная работа по ориентации детей в мире современных профессий,  по развитию профессионального самоопределения младших школьников значительно активизирует атмосферу школьной жизни, поднимает на порядок выше рейтинг образовательного учреждения. Данная воспитательная практика позволяет наиболее эффективно осуществлять работу по подготовке детей к выбору профессии. 

Описание основных этапов реализации воспитательной практики

I.                  1 класс

В 1 классе на уроке окружающего мира при знакомстве с темой: «Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии» было выяснено, что большинство ребят мало знают о профессиях своих близких. На родительском собрании было решено провести цикл мероприятий, направленных на то, чтобы сориентировать детей в мире современных профессий.

 На классные часы были приглашены родители разных профессий: продавец, бухгалтер, воспитатель, медицинский работник. Ребятам очень понравились такие встречи, и они предложили продолжить работу в этом направлении. Возник вопрос: как сделать эти встречи более интересными и разнообразными?  Мы с ребятами решили организовать экскурсии на предприятия. Сначала класс отправился в местный продуктовый магазин. Продавец Медведева Мария рассказала о профессии продавца, показала помещение, в котором хранятся продукты, научила взвешивать на весах товар. Также продавец рассказала о правилах вежливого общении с посетителями магазина,  провела мастер-класс по обслуживанию покупателей.

Продолжая цикл мероприятий, направленных на профориентацию младших школьников, на одном из классных часов была проведена анкета «Кем я хочу стать?» Данные анкетирования показали, что 45% ребят класса хотят стать поваром. В связи с данными результатами нашим следующим мероприятием стала экскурсия в школьную столовую. Повар Светлана Евгеньевна познакомила ребят со своей профессией.  Она рассказала, что пища в детской столовой разнообразная, сбалансированная и готовится по определённой технологии. И когда ребята спросили, почему в столовой на столах нет соли, еда часто бывает недосолённой, повар сказала, что соли добавляют столько, сколько положено - это и есть правильное питание. А что такое правильное питание? Это была следующая тема для разговора.

 В рамках реализации внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» в 1 классе были изучены темы, освещающие нормы правильного питания. Познакомившись с правилами здорового питания, первоклассники захотели попробовать себя в роли следующих профессий: диетолог, повар, кондитер. И на классном часе, проведённом совместно с родителями, ребята примерили на себя роли данных профессий. Особенно понравилась ребятам практическая игра «Приготовь полезное блюдо». Ребята с большим удовольствием приготовили блюда, дали им названия, поделились рецептами, угостили друг друга. https://vk.com/rds_suxvyz?w=wall-162882093_2168

II.               2 класс

 Ученики 2 класса продолжили цикл практических мероприятий, направленных на профориентацию. После обсуждения с учениками на классном часе решили, что каждую неделю будем приглашать на мастер-класс родителей ребят своего класса. Оказалось, что есть что рассказать и показать не только родителям, но и бабушкам.

Татьяна Александровна, бабушка Дьякова Тимофея, с большим удовольствием показала нам несколько приёмов рисования, рассказала о великом художнике П.Д. Корине, познакомила нас со своими работами. Подготовленный Татьяной Александровной мини-спектакль с главным героем по имени Нимфа не оставил ребят равнодушными. Действие происходило на нарисованном лугу вместе с нарисованными героями. Все ребята были в восторге! А закончила Татьяна Александровна мастер-класс словами: «Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или у него  золотые руки». Приложение 1.

Продолжая цикл практических мероприятий, направленных на профориентацию, ребята 2 класса познакомились с профессией парикмахера. Своё мастерство продемонстрировала мама Вари Пищаковой, Татьяна Анатольевна. Она рассказала, что парикмахер (мастер) - это человек, который делает причёски, стрижки и окрашивает волосы, что с помощью инструментов и своих рук парикмахер рисует образ человека, придаёт ему красивую внешность. Также Татьяна Анатольевна рассказала о том, что самые важные инструменты в работе парикмахера - это ножницы, расчёски и фен. Мастер нам поведала о том, что не каждый человек сможет доверить подмастерью свою стрижку, и парикмахеру-ученику приходится учиться на болванке. Из беседы с  Татьяной Анатольевной ученики 2 класса узнали, что  колористика – это наука, обучающая правильно смешивать профессиональные краски в нужных пропорциях; профессия парикмахера подходит творческим и усидчивым людям, которые кропотливо и аккуратно могут выполнять свою работу (далеко не каждый сможет час, а то и пять часов на ногах кружиться возле одного клиента). Завершилась встречала с парикмахером стрижкой, причёской и укладкой, как в настоящем салоне. Ребятам очень понравилось, так как они сами побывали моделями и получили новые знания о профессии парикмахера. Татьяна Анатольевна завершила свой мастер-класс такими словами: «Чтобы стать востребованным мастером с большим количеством клиентов, нужно всё время повышать уровень своих знаний. Целеустремленные парикмахеры всегда добиваются успеха и даже могут открыть свой собственный салон». https://vk.com/rds_suxvyz?w=wall-162882093_2152   Приложение 2.

III.                    3 класс

 Продолжая цикл мероприятий о профессиях, 18 ноября 2022 г. я провела для моих учеников классный час на тему: «Профессии в мультипликации». На данном мероприятии третьеклассники узнали о том, что мультфильм создают люди нескольких профессий. С целью знакомства со спецификой профессий мультипликации третьеклассники посмотрели фильм «Есть такая профессия. Мультипликатор». Посмотрев фильм, ребята рассказали о функциях и роли режиссёра, сценариста, художника, аниматора, актёра, монтажёра. У ребят была возможность побывать в роли каждой из этих профессий. Класс разделился на команды. Каждая команда была названа. Команды - профессии получили задания. Команда « Художник»:  нарисовать несколько рисунков к рассказу «Лягушка», который придумал Дьяков Тимофей со своей бабушкой.  Команда « Сценарист»: придумать мини-сценарий мультфильма « Новый год в лесу». Команда «Актёр»: инсценировать сказку «Репка» на новый лад. В конце мероприятия ребята закрепили знания о профессиях в мультипликации, разгадав кроссворд. https://vk.com/rds_suxvyz?w=wall-162882093_2765

 25 ноября  2022 г. ребята 3 класса побывали в Детской библиотеке народов Поволжья в г. Самара. Сначала ребята побывали в музее, затем поиграли в интерактивную игру «Любимые детские произведения», побывали на мастер-классе у М. Малиновской. Во время экскурсии ребята рубили сечкой капусту, а потом учились солить её по старинному рецепту. А завершилась познавательная экскурсия беседой о профессиях библиотекаря и экскурсовода. Третьеклассники узнали много нового и интересного об этих профессиях. В итоге, две девочки нашего класса захотели стать экскурсоводами. Приложение 3.

 

Результаты Воспитательной практики

Реализуя Воспитательную практику, направленную на профессиональное самоопределение младших школьников, я рассчитываю на повышение уровня компетентности моих учеников  посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

В результате применения данной Воспитательной практики дети стали более замотивированы на выбор будущей профессии, они проявляют интерес к знакомству с профессиями разных направлений, с удовольствием посещают места работы своих родителей (в форме экскурсии). Активность учащихся при подготовке и приведении мероприятий данной направленности говорит о их интересе к этой теме и о важности профориентационной работы.

 

Место Воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации

Роль профориентации приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость. Школа как важнейший функциональный элемент государства отражает состояние и тенденции развития общества и определяет его будущее. Воспитательная практика «Профориентация как одна из форм социализации обучающихся» в системе образовательной организации  -  одна из прогрессивных форм воспитания, обучения и развития в современной школе. Ориентация младших школьников на профессиональный труд и выбор своего профессионального пути выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса.

Таким образом, данная Воспитательная практика способствует наиболее полному расширению знаний учащихся начальной школы и их родителей о профессиях, подготовке учеников к самостоятельной, взрослой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Приложение 3

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор: Волкова Светлана Александровна, учитель начальных классов

Автор: Волкова Светлана Александровна, учитель начальных классов

Ценностно–смысловое наполнение

Ценностно–смысловое наполнение

Описание основных этапов реализации воспитательной практики

Описание основных этапов реализации воспитательной практики

И на классном часе, проведённом совместно с родителями, ребята примерили на себя роли данных профессий

И на классном часе, проведённом совместно с родителями, ребята примерили на себя роли данных профессий

Из беседы с Татьяной Анатольевной ученики 2 класса узнали, что колористика – это наука, обучающая правильно смешивать профессиональные краски в нужных пропорциях; профессия парикмахера подходит…

Из беседы с Татьяной Анатольевной ученики 2 класса узнали, что колористика – это наука, обучающая правильно смешивать профессиональные краски в нужных пропорциях; профессия парикмахера подходит…

Детской библиотеке народов Поволжья в г

Детской библиотеке народов Поволжья в г

Таким образом, данная Воспитательная практика способствует наиболее полному расширению знаний учащихся начальной школы и их родителей о профессиях, подготовке учеников к самостоятельной, взрослой жизни

Таким образом, данная Воспитательная практика способствует наиболее полному расширению знаний учащихся начальной школы и их родителей о профессиях, подготовке учеников к самостоятельной, взрослой жизни

Приложение 2.

Приложение 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2023