Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями на первом родительском собрании в ДОУ» или «Как помочь родителям адаптироваться к ДОУ»
Здравствуйте, меня зовут … 2 года назад я в первый раз набрала малышей в группу. Передо мной возникло 2 проблемы: первая – это безболезненно организовать адаптацию детей к ДОУ, а вторая, более трудная – адаптировать родителей. Ведь не секрет, что период привыкания ребёнка к дошкольному учреждению касается не только самого малыша, но и непосредственно всех его родных.
В настоящее время нужно учитывать современный подход в работе с родителями, об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте. Поэтому мне пришлось искать такие методы и формы работы с родителями, которые помогли бы им легко и быстро адаптироваться к детскому саду, а мне наладить с ними тесный контакт. Некоторыми из них я хочу с вами сегодня поделиться.
На первом родительском собрании я предлагаю познакомиться родителям друг с другом и со мной и главной задачей на этом этапе является сплочение родителей и создание дружного родительского коллектива.
Упражнение «Я самая счастливая мама». Каждый родитель по кругу передает маленькую куколку, называя своё имя и продолжая фразу: «Я самая счастливая мама (самый счастливый папа), потому что…».
Упражнение «Никто из вас не знает, что я …». (Сказать, чем любит заниматься родитель с ребенком.)
Воспитатель передает клубок ниток родителям, оставив у себя начало клубка. Родители отматывают нитку, говорят и передают дальше.
Воспитатель: «Никто из вас не знает, что я люблю читать сказки дочке и рассматривать иллюстрации к сказке».
Посмотрите, каждый из нас соединен ниточкой, не простой ниточкой, а нитью, которая будет связывать всех нас на протяжении нескольких лет. Эта нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! Думаю, что вы со мной согласитесь! Я надеюсь, что и в дальнейшем мы все также активно будем друг с другом взаимодействовать! Потому что это очень важно, если Вы откликаетесь на наши какие – либо просьбы и вообще принимаете участие в жизни дошкольного учреждения!
Как вариант можно использовать упражнение «Бусы».
У меня в руках нить, по кругу мы будем передавать нить, а вы в свою очередь нанизываете бусинку, при этом говорите: «Меня зовут... У меня есть (сын или дочь), его или её зовут……Ей …..лет».
В итоге у нас получились красивые бусы. Эти бусы в течение всего совместно проведенного времени будут являться неким символом сплоченности, единства, взаимопонимания.
Следующее упражнение «Мостик».
На полу лежит узкая дорожка, «мостик», по которому с разных сторон навстречу друг другу должны пройти два человека. Внизу река, а мостик настолько узок, что по нему свободно может пройти только один человек.
Как поведёте себя вы, встретившись с другим человеком на середине мостика?
Родители должны показать, как они будут действовать в данной ситуации (возможные варианты: один может присесть, другой – перешагнуть через него; один может вернуться и подождать, пока свободно пройдёт другой и т. д.)
Это упражнение даёт возможность показать родителям, что из любых конфликтных ситуаций можно найти выход.
Далее родителям задаётся вопрос: Что вы ждёте от воспитателей за эти годы? Родители пишут на листах, затем листы складываются родителями и помещаются в конверты. Все конверты помещаются в коробочку, которая при родителях заклеивается.
Эту коробочку мы с вами откроем на последнем собрании в группе и узнаем, оправдались ли ваши ожидания.
Упражнение «Чемоданчик». (Понадобится заранее вырезанный портфель и фломастеры).
Я прошу Вас сложить в этот портфель те качества, которые, как вы считаете, необходимы каждому воспитателю в общении с Вашими детьми. Что бы Вы хотели изменить, добавить, пожелать мне.
Также я провожу с родителями тест «Курочка и цыплята».
«Представьте, что курочка – это я, воспитатель ваших детей. А цыплята – это мои воспитанники, ваши детки». Ваша задача подумать, а затем посадить своего сыночка или дочку-цыплёнка по отношению к курочке туда, где вы считаете, что ему будет комфортно и удобно».
Данный тест помогает выявить отношение родителей к воспитателю и к детскому саду.
Также данный тест можно провести с детьми, чтобы проанализировать эмоциональное состояние ребёнка в группе сверстников. Он помогает определить особенности детско-родительских отношений. Помогает мне планировать работу с родителями.
Следующее упражнение «Дерево».
Перед вами рисунок яблони, но дерево без яблочек. Дерево – это наш детский сад. У вас на столах лежат яблочки, напишите на них ваши предложения для создания ещё более благоприятных условий в развитии нашей большой семьи под названием – детский сад.
В работе с родителями можно использовать приём «Чудесная сумка». Родителям предлагается ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых знаний.
По окончании мероприятия с родителями проводится рефлексия – игра «Острова».
На большом листе бумаги нарисована карта с изображением «эмоциональных островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта острова размещается на доске и каждому родителю предлагается прикрепить кораблик в соответствующем районе карты, который отражает его эмоционально-чувственное состояние после состоявшегося взаимодействия.
Прощание при свече.
Свеча идет по кругу от родителя к родителю, при этом каждый участник говорит свое пожелание другим в воспитании ребенка.
«Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу».
А закончить первое родительское собрание нужно очень трогательно. Например, такими стихотворными строками:
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
«Давайте дружить с детьми»
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.