Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение
ШКОЛА №1547 г. Москвы
Подготовила: воспитатель Телицына Г.В.
Мастер-класс
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
19 января 2021 года
г. МОСКВА
В формировании личности ребёнка большое значение имеет рисование. Оно приносит неоценимую пользу и развивает у детей не только интеллектуальные способности, но и мышление. В момент, когда дети заняты творчеством, в работу включаются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что отлично развивает мелкую моторику и память. Кроме этого, при занятии рисованием ребёнок учится фантазировать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него увеличивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.
Нетрадиционные техники изобразительного искусства, которые применяются в дошкольном учреждении, помогают деткам, ещё совсем не умеющим, владеть кисточками и карандашами, не только воспринимать окружающий их мир, но и переносить всё это на рисунок.
Всё, что дети увидели на прогулке, достаточно просто изображается на листе бумаги с помощью подручных средств. Это отлично формирует у них воображение и даёт возможность для проявления вдохновения и творчества, а также чувства красоты.
Все дети обожают рисовать, когда это у них довольно-таки удовлетворительно получается. Иногда они огорчаются, если что-то не получается. Первые промахи вызывают недовольство или разочарование. Рисование как карандашами, так и кистью требует достаточно высокого уровня владения техникой рисования, сформированных знаний и навыков, приёмов работы. Зачастую отсутствие этих навыков и знаний быстро устраняет желание ребёнка рисовать, так как в результате его стараний рисунок получается неверным, он не совпадает с изображением, которое хотел получить ребёнок, близкое к его задумке или объекту, который он старался изобразить. Поэтому нужно прибегнуть к таким техникам рисования, которые бы смогли создать ситуацию успеха у малышей и сформируют у них устойчивый интерес к рисованию.
Такие техники называются – нетрадиционными. Именно они дают возможность детям преодолеть страх перед неудачными попытками в изобразительной деятельности. Такие техники рисования помогают детям почувствовать себя окрылёнными, расслабиться, увидеть и перенести на бумагу то, что обыденными способами и материалами сделать довольно непросто.
Нетрадиционные техники и материалы, которые используют в изобразительной деятельности, помогают формированию у детей образного мышления, самоконтроля, усидчивости, пространственной ориентировки и зрительного восприятия, эстетического и тактильного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. Выполняя такую работу, дети учатся также фантазировать и через различные цветовые решения выплёскивать свои ощущения на бумагу.
Использование нетрадиционных техник по возрастам
Младший возраст (2-4 года)
-рисование пальчиками
-рисование ватной палочкой
-рисование ладошкой
-рисование мятой бумагой
-тычок жёсткой полусухой кистью
-оттиск печатками из пробки, картофеля, моркови, пенопласта и т.д.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
-тычок жесткой полусухой кистью.
-печать поролоном;
-печать пробками;
-восковые мелки + гуашь
-свеча + акварель;
-отпечатки листьев;
-рисунки из ладошки;
-волшебные верёвочки;
-монотипия предметная
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
-рисование солью, песком, манкой;
-рисование мыльными пузырями;
-рисование мятой бумагой;
-кляксография с трубочкой;
-монотипия пейзажная;
-печать по трафарету;
-кляксография обычная;
-пластилинография
-рисование штрихом
-граттаж
-фроттаж
-грифонаж.
Рисование восковыми мелками или свечкой
Цель: учить детей рисовать свечой, передавая фактуру и свойства предметов, развивать творческие способности, формировать эстетический вкус.
Для работы необходимо: альбомный лист, карандаш, кисточка, акварельные краски, свеча или восковые мелки, стаканчик с водой.
1. На альбомном листе карандашом легкими движениями нарисовать понравившийся сюжет (карандаш можно не использовать, рисовать сразу свечой).
2. Обвести рисунок по контуру свечой.
3. При помощи кисти смачиваем альбомный лист и наносим краски по сырому. (Вместо кисти можно использовать кусочек поролона)
4. Когда краска подсохнет, можно подрисовать какие-либо детали, на что богата ваша фантазия.
Рисование штрихом
Что такое штрих? Это линия, черта, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой, волнообразной и двигающейся по кругу. При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала; передать не только лёгкость, воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, резкость, агрессивность, и самое главное - это раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.
Для работы необходимо: альбомный лист, цветные карандаши (уголь, простой карандаш, восковые мелки).
Процесс выполнения работы:
Начинай рисовать штрихом с маленького пятна. Вокруг пятна оставь небольшой просвет и двигай штрих по кругу. Затем изобрази второй ряд штрихов, за ним - третий, четвёртый. И так ряд за рядом, пока не получится шар нужной величины. Второй шар меньше по размеру и может располагаться как прямо по отношению к оси, так и под разным углом к ней. Эти два шара - основа всех будущих образов.
Фроттаж
Название техники "фроттаж" французского происхождения, означает натирание.
Для работы необходимо: альбомный лист, восковые мелки или пастель, шаблоны.
Процесс выполнения работы:
Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем, перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя". Но это упражнение полезно, способствует развитию мелкой моторики.
Грифонаж
Грифонаж в переводе с французского языка означает - маранье, каракули, от (griffonner - писать каракулями, рисовать на скорую руку), поэтому второе название у этой техники рисования – «Каракули».
Такая техника позволяет приобщить к творчеству не только детей, но и взрослых. Такие занятия дают импульс к творческому саморазвитию. Попробуйте и Вы увидеть в любом пятне, в любой линии что-то интересное и необычное.
Для работы необходимо:
альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши (восковые мелки, краски), фломастеры.
Процесс выполнения работы:
На альбомном листе простым карандашом «накарябайте» что-нибудь. Проведите сначала длинную линию в любом направлении, а затем свободно «покружите» по бумаге, рисуя петли и изгибы. Старайтесь не отрывать карандаш от бумаги. Когда вы почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. У вас получились каракули.
Рассмотрите получившиеся каракули. «Включите» своё воображение и поищите среди линий какое-либо изображение. Если вам это не удаётся сделать, и вы не видите ни одного образа, переверните лист бумаги, и продолжите поиск. На одном листе вы можете найти только одну фигуру, а можете отыскать сразу несколько. Чтобы найденные вами образы не потерялись среди линий, выделите их фломастером.
Пластилинография
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на бумажной, картонной или иной основе. Вы практически «рисуете» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких расцветок с применением различных изобразительных приёмов – увлекательное занятие. Дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги
или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью
копировальной бумаги.
Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами:
маленькими шариками, тёртым пластилином, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.
Пластилинография тёртым пластилином
Для работы необходимо:
-пластилин
-тёрка
-сюжет рисунка
-стека.
Процесс выполнения работы:
-натираем пластилин на тёрке;
- делаем фон рисунка, путём растирания пластилина по бумаге;
-начинаем постепенно заполнять рисунок тёртым пластилином.
Бумажная чеканка
Для работы необходимо:
- плотный картон
-простой карандаш
-клей ПВА (бутылочка с носиком)
-перламутровая акриловая или аэрозольная краска
-мягкая тряпочка.
Процесс выполнения работы:
- на картоне рисуем эскиз (любой, какой понравится)
- обводим эскиз клеем ПВА (прежде, чем рисовать клеем, бутылочку хорошо встряхнуть и первые капли выдавить на бумажку, т. к. выходит жидкость в виде водички)
- оставить для просушки на ночь на ровную поверхность
- когда клей хорошо просохнет, покрываем всю работу краской
-если покрываем аэрозольной краской, то через 10-15 минут натираем "чеканку" мягкой тряпочкой.
Монотипия
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
Для работы необходимо:
-плотная бумага любого цвета,
- гуашевые или акварельные краски,
-кисти, банка с водой, салфетки.
Процесс выполнения работы:
-Лист бумаги сложить пополам, развернуть.
-На одной половине листа нарисовать половину изображаемого предмета и опять сложить лист бумаги для получения отпечатка.
-Разворачиваем и получаем красивое симметричное изображение
-дополняем изображение дополнительными деталями, если это необходимо.
Техника «Ниткография»
Ниткография — техника, которая еще называется рисование нитью.
Для работы необходимо:
- остатки пряжи (желательно чтобы она была новой или отпаренной, ровной)
- клей,
-ножницы,
- картон (можно пользоваться флисом, бархатной бумагой),
-шаблон с рисунком (для начала лучше использовать простой рисунок).
Процесс выполнения работы:
- обвести шаблон и начинать обклеивать. Контур промазываем клеем и накладываем нитку, хорошо прижимая её;
- затем заклеиваем пустоту, аккуратно чтобы не было видно картона. Также все промазываем клеем, и рядок к рядку укладываем нить;
- заполнение деталей делается по очереди, чтобы было аккуратно;
- после наклеивания положить картинку под пресс, для лучшего скрепления нитки с бумагой;
- после того как все высохнет, работу нужно проутюжить без пара, не горячим утюгом через белый лист бумаги.
«Рисование» шерстью
Живопись шерстью – это техника, в которой не используются ни кисти, ни краски.
Работая над такими картинами, ребёнок учится разным приёмам выкладывания шерсти (выщипывания, вытягивание, обрывание, стрижка), а значит идёт развитие мелкой моторики рук, отрабатывается точность движения пальцев.
Живопись шерстью это уникальная техника многослойного выкладывания картин на основе, без валяния. Цвета не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путём наслоения их друг на друга. Картины из шерсти очень напоминают акварельные, но им не страшны
Температурные перепады, яркое освещение и влажность.
Для работы необходимо:
- ткань (флис,фланель, фетр, флизелин, бархатная бумага);
-ножницы;
-шерсть разного цвета;
-рамка со стеклом
Процесс выполнения работы:
- Подготавливаем рамку, вынимаем стекло и откладываем ее. Готовим шерсть нужных цветов для создания картины.
- Картонную основу рамки накрываем тканью и выкладываем фон.
- Для данной работы мы используем белый фон.
–Играем со светотенью, добавляем немного для фона шерсти желтоватого цвета, главное заполнить всю основу, чтобы не просвечивалась основа. Пряди можно выкладывать как по диагонали или горизонтально (как удобно - Из зеленой шерсти, можно разбавить цвет горчицы, вытягиваем тонкие пряди и формируем стебли, выкладываем таким образом, чтобы сформировать примерную композицию.
- Ножницами вырезаем лепестки из белой шерсти и складываем в цветок. Добавляем методом настригания серединку.
- Кроме раскрывшихся цветов можно изобразить и бутоны. Бутоны, так же как и цветы вырезаются по лепесткам.
- В конце работы обязательно визуально оцениваем картину – всё ли нравится, подправляем, что не так, а затем накрываем её чистым стеклом.
- Вставляем нашу работу в рамку. Обрезаем всю лишнюю шерсть и всё – наша картина готова!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.