Мастер-класс «Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры школьников» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Оценка 4.7

Мастер-класс «Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры школьников» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Оценка 4.7
docx
06.01.2024
Мастер-класс «Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры школьников» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
активность.docx

Мастер-класс «Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры школьников» (по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

1.     Кавказская притча о воде, ветре, огне и чести.

- О чем эта притча?

(В ней речь идет о чести, которую, однажды потеряв, невозможно вновь обрести).

- Как вы думаете, почему сегодня я предложила вашему вниманию эту кавказскую притчу?

(- В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который мы сейчас изучаем, неоднократно возникает ситуация, когда герои вынуждены выбирать между честью и бесчестием.

- А еще эпиграфом ко всей повести является пословица: «Береги сесть смолоду»)

- А что такое эпиграф?

(Цитата перед произведением или главой, характеризующая основную идею произведения или главы).

- Значит, главным вопросом романа будет вопрос…чести и …её сохранения)

- И наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестье», как они отстаивают своё достоинство и к чему приводит столкновение их взглядов на жизнь. А также проследить, как развивается личность Петра Гринева.

Кроме того, вашим домашним заданием будет создание буктрейлера для будущих восьмиклассников, которым только предстоит познакомиться с романом «Капитанская дочка». Материал сегодняшнего урока должен стать основой вашего буктрейлера.

Давайте вспомним, что такое буктрейлер?

(Это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама книги, пропаганда чтения, привлечение внимания к книге.)

- Итак, как вы понимаете пословицу: «Береги честь смолоду»?

(…)

- Где она звучит?

(В 1 главе, когда отец благословил Петра перед отъездом в Белогорскую крепость) (зачитать)

-Но как же поначалу понимает слово честь юный Петруша Гринев? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:

1.     Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.

2.     Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.

3.     Целомудрие, непорочность. Девичья честь.

4.     Почёт, уважение. Воздать честь.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:

1.     Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.

2.     Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

3.     Высокое звание, чин.

4.     Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.

5.     Оказание почтения, почёта.

- В каких значениях понимает Петруша слово «честь» в начале романа?

(В 4 у Ожегова, во 2,3,4,5 у Даля)

- Какими примерами из первой главы можно это подтвердить?

(- Представление о службе как о парадах, увеселении, оказываемом почёте.

- Грубое обращение с Савельичем).

Вывод: Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринев воспринимает поверхностно, оно у него еще не сформировано.

- Но можно ли уже в 1 главе увидеть признаки того, что это не является нравственной основой его характера, что по своей натуре он добрый и сердечный человек?

(Да, это чувство вины, испытываемое Петрушей после ссоры с Савельичем, внутреннее осознание своей неправоты. Петруша находит в себе силы попросить прощение у слуги).

- Человек всю жизнь стоит перед выбором. Он идёт по жизни как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию или спускаться вниз, к потере души? Все зависит от человека.

- Напомню, что одной из задач урока было проследить по роману, как развивается личность Петра Гринева, ну и куда ведут его ступеньки жизни.

Чтобы решить эту задачу, проведем групповую работу.

- Какие ключевые события описывает рассказчик, показывая взросление героя?

1.     Проигрыш денег капитану Зурину.

2.     Заячий тулуп

3.     Поединок

4.     Отказ присягнуть бунтовщику.

5.     Спасение Маши и Савельича.

6.     Обвинения в измене.

У нас 6 групп. Каждая группа должна проследить по роману, как же развивается личность Петра Гринева в конкретном эпизоде и куда ведут его ступеньки жизни.

(У каждой группы 3 ступеньки: красная – деградация личности

                                                       желтая - +-

                                                       зеленая – духовный рост)

Что для создания буктрейлера может предложить ваша группа?

1.     Группа.

В дорожном трактире Петр проигрывает деньги капитану Зурину, играя с ним на бильярде. «Чем чаще прихлёбывал я от моего стакана, тем становился отважнее», «вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю». Кажется, что герой «опьянел» не только от пунша, но и от воли.

- Но почему же Петруша так груб и своеволен на постоялом дворе, ведь раньше за ним такого не водилось?

(Он хочет ощутить себя взрослым, вырваться из-под опеки, доказать, что он уже не ребёнок)

Вывод: Итак, в 1 главе Петруша предстал перед нами неопытным, наивным, страстно желающим повзрослеть. Но для этого он выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков.

- Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть. Но что означает «быть взрослым»?

(Это значит быть самостоятельным, уметь принимать серьёзные решения, отвечать за себя и з других, уметь анализировать свои поступки и давать им свою оценку)

- Обладает ли Петруша в полной мере набором этих качеств?

(Нет. Хотя он уже способен осознать свою вину и признать её, но не может противостоять дурному влиянию).

- Какого цвета ступенька будет у Петра на этом этапе?

(Желтая)

- Спасибо.

2. Группа.

Проследим за дальнейшими поступками Петра Гринева.

- Почему герой со своими спутниками попадает в буран?

(Он легкомысленно надеется на авось, не слушает советов опытного человека, желание настоять на своём)

- Как путникам удалось выбраться из бурана? Как он отблагодарил своего спасителя?

(Велел Савельичу дать вожатому полтину, но Савельич отказался давать, тогда велел подарить заячий тулуп)

- Чем этот поступок отличается от предыдущего?

(Петруше не стыдно за свое поведение перед Савельичем, ведь он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за оказанную услугу. Он платит добром за добро. В этот раз он поступает вполне осознанно, как честный человек.

- Действительно, этот поступок Гринева соотносится с понятием чести. Он честно благодарит за спасение, и это ставит его на ступень выше по сравнению с предыдущим поступком.

- Добавляем ступеньку.

3. Группа.

Поединок за честь девушки.

Герой не терпит бесстыдные речи своего противника – Швабрина -  о Маше Мироновой и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно, и Гринев пошел бы на компромисс только о своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и её судьбу.

Ставим ступеньку.

4.Отказ присягнуть бунтовщику.

В ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачёв – «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

Гринев учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях, ведь поцелуй руки Пугачеву ничего не изменил. Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью. (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй…у него руку»). Но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.

Ставим ступеньку.   

5.Группа. Спасение Маши.

Находясь в Оренбурге, во время одной из вылазок против отрядов бунтовщиков, Гринёв столкнулся с бывшим урядником Максимычем, который передал ему письмо от Маши. В нем она умоляет спасти ее от Швабрина, который насильно заставляет её выйти за него замуж. Гринев просит у генерала роту солдат и полсотни казаков, чтобы очистить Белогорскую крепость от бунтовщиков. Но генерал отказывает. Гринев решает сам ехать в крепость и спасать Машу. По дороге он попадает в руки к пугачёвцам.

-Что чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачёвым?

(Гриневу страшно за жизнь Маши, ведь Пугачев не знает, что она дочь капитана Миронова. А если Швабрин или кто-то еще скажет ему об этом? Как может поступить самозванец с дочерью своего врага? Больше всего Гринева страшила мысль, что Пугачёв не пощадит Машу, если узнает, кто она. И вот самое страшное свершилось: то, чего боялся Гринев, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу.

-Как ведет себя Пугачев, узнав, что Гринев не был с ним до конца искренним и откровенным?

(Когда Швабрин выдал Машу, лицо Пугачёва «омрачилось», он устремил на Гринева «огненные свои глаза». Это минута наивысшего напряжения. Сейчас всё должно решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо должно произойти чудо).

- Что же спасло влюбленных?

(Влюбленных спасла твердость и честность Гринева. «Швабрин сказал тебе правду,- отвечал я с твердостию…- Можно ли было при твоих людях объявить, что дочь Миронова жива? Да они бы её загрызли…»

- И то правда,- сказал, смеясь, Пугачёв. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. …

Настроение Пугачёва изменилось. Не гнев и досада, а добрая улыбка появилась на его лице. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!»

Соображения чести снова ставят Гринева перед выбором: он не может помочь беззащитной девушке, не изменив присяге. Обратившись за помощью к Пугачёву, он нарушает требования дворянского кодекса.

Но мог ли он поступить в этой ситуации иначе? Думаю, что нет.

Ставим ступеньку.

- А я бы ещё здесь добавил в пользу Гринева то, что он не радовался победе над униженным Швабриным.

- А как вы думаете, почему?

(Гринев не злопамятен, он вообще предпочитает не думать о своем враге, «гнусном Швабрине").

6.Группа.  Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

 

Отправив Машу вместе с Савельичем к родителям, Гринев принял решение остаться в отряде Зурина, как требовал долг чести. Когда же Пугачева схватили, а шайки его были разбиты, война закончилась. Гринев собрался в отпуск, но был арестован по доносу Швабрина за связь с Пугачевым.

Суда Гринев не боялся, так как совесть его была чиста. «Я хотел было продолжить, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и всё прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу, и мысль впутать имя её гнусными изветами злодеев и её самую привести на очную с ним ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался.

Ничего в своё оправдание после очной ставки со Швабриным Гринев не сказал. Ему грозила примерная казнь, но государыня, из уважения к заслугам и преклонным годам отца, решилась помиловать Петра и повелела сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

Вывод: Не желая называть имя Маши Мироновой, Петр Гринев не может опровергнуть обвинения в измене. Он готов принести в жертву свою жизнь ради доброго имени любимой девушки. Это благородно.

Ставим ступеньку.

Итак, давайте подведем итог нашей групповой работы. Куда ведут жизненные ступеньки нашего героя: к духовному росту или потере души? Посмотрим на доску. Всё очевидно.

Вывод: Кодекс дворянской чести – неписанный свод правил и норм, руководивших жизнью дворянского сословия. Для Петра Гринева, покидающего отцовский дом без образования и средств к существованию, это основной капитал, его нравственный скелет. И наша групповая работа показала, что честь для Петра Гринева не просто «правила жизни»: это и достоинство, и доблесть, и внутреннее чувство, и оценка извне. Честь Для Гринева важнее, чем жизнь, успех или счастье.

         Сама форма произведения – воспоминания- предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее – в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - яркое подтверждение тому.

 


 

Мастер-класс «Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры школьников» (по роману

Мастер-класс «Нравственное воспитание на уроках литературы как главный фактор формирования культуры школьников» (по роману

В 1 главе, когда отец благословил

В 1 главе, когда отец благословил

Все зависит от человека. -

Все зависит от человека. -

Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть

Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть

Гринев пошел бы на компромисс только о своей совестью

Гринев пошел бы на компромисс только о своей совестью

Как ведет себя Пугачев, узнав, что

Как ведет себя Пугачев, узнав, что

Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу, и мысль впутать имя её гнусными изветами злодеев и её самую…

Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу, и мысль впутать имя её гнусными изветами злодеев и её самую…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2024