Мастер - класс по физике «Физика за чаем»
Оценка 4.7

Мастер - класс по физике «Физика за чаем»

Оценка 4.7
docx
15.07.2022
Мастер - класс по физике «Физика за чаем»
физика за чаем.docx

 

 

 

Мастер - класс

по физике

«Физика за чаем»

 

 

 

 

 

Разработала: учитель физики

                    Роднова С.В.              

                                                                      

                                                                           

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: Научиться видеть физику в окружающих нас явлениях, с которыми сталкиваемся ежедневно и порой не обращаем на них внимания; освоить представленные приемы реализации компетентностного подхода при обучении физике.

 

Ход занятия

Вас я приветствую,  друзья!

Сегодня в мир науки с вами,

Постигнув мудрость бытия,

Войдем мы твердыми шагами.

Работа мысли и стремленье к знаньям

Поможет вам понять всю сущность мирозданья.

              Столь мудрые,  точные эти слова

             Хочу подтвердить такой притчей, друзья,

Пришел один человек к мудрецу и спрашивает:

- Как мне стать мудрым? Мудрец ответил:

- Выйди за дверь и постой с обратной стороны.

Удивился человек, но сделал, как ему было сказано: вышел из дома и встал снаружи.

А на улице как раз шел проливной дождь. Такой сильный, что бедняга вымок насквозь. Через полчаса он не выдержал и вернулся.

- Я постоял снаружи, и что с того? - спрашивает он мудреца. - Разве от этого что-нибудь изменилось?

- Когда ты стоял под проливным дождем, не открылось ли тебе чего? — спросил старец.

- Что мне могло открыться? - возмутился человек. — Я вымок под дождем до нитки и чувствовал себя последним глупцом!

- Ты сделал важное открытие, — сказал мудрец. - Если человек признает, что он глупец, значит, начало положено. Это и есть начало мудрости.

 

Неслучайно я рассказала вам эту притчу.  Она напрямую связана с нашей жизнью. Мы живем в мире удивительных природных явлений. Их множество.  Мы встречаемся с ними каждый день, не задумываясь  об их существовании.

Сегодня вы имеете возможность увидеть физику с необычной стороны, физику на службе человека. Итак начинаем наше занятие «Физика за чаем».

     Самовар у нас стоит,                

     Весь, как солнышко, блестит.

     А как песня зазвучит,

     Подпевая он кипит

     Про шоколадку и печенье,

     Конденсации явленье,

     Не забыл и про кипенье,

     И про скорость испаренья.

 

   Я предлагаю вам попить чай.

1.Возьмите чашки и налейте кипятка. Опустите в чашку с кипятком пакет чая. Что видите? (вода окрашивается). Почему? Что происходит? (диффузия, явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого).  С процессом диффузии мы с вами часто встречаемся в быту.

 2.У вас 2 кружки: в одной горячий чай, в другой - холодный. Как бы вам напиться теплого чаю? Используйте все приборы, которые есть на столе.

Возможные гипотезы: - смешать холодный с горячим; - перелить в блюдце; - подуть и т.п.

Анализируем вместе.

2.1.Смешаем. Какое явление произойдет (Теплообмен). Какой чай наливать в какой: горячий в холодный или наоборот? Ответ объяснить. (Холодный в горячий. Вследствие конвекции теплообмен произойдет быстрее:  холодные слои опустятся вниз, теплые поднимутся вверх).

2.2.Перелить в блюдце. Зачем? (Испарение зависит от площади поверхности. При испарении уменьшается температура тела, чай охладится быстрее). Что значит испарение? (Парообразование с поверхности жидкости).

2.3. Подуть. Зачем? (Ветер ускоряет процесс испарения. Молекулы на поверхности получают дополнительную кинетическую энергию.)

3. Чай несладкий. Сахар рядом. Сделайте чай сладким.  (Не увлекайтесь количеством сахара).  Объясните с точки зрения физики, что сделали. (Положили сахар в чай, помешали. Наблюдали явление диффузии- смешивания веществ.) В какой чай надо бы положить сахар, чтобы он быстрее растворился? (Горячий. Скорость движения молекул зависит от температуры).

4. Возьмите шоколад и поделите его на (пары) между собой. А на сколько человек можно вообще поделить этот кусок шоколада? ( На много, пока не останется неделимая частица). Значит, шоколад и все вещества состоят из частиц- молекул.

5.Пейте чай. Как мы пьем? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление).

(Пьют чай.)

6. Вытрите руки салфеткой, салфетки лежат на столе.

Почему не вытираете салфетками из фольги? Целлофана?( Не смачиваются салфетки эти водой- силы притяжения молекул воды и тела больше сил притяжения молекул воды и фольги) Итак, молекулы притягиваются и отталкиваются- взаимодействуют.

Пьют чай.

     Я хочу  закончить наше занятие словами Г. Лихтенберга «То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость»

    Желаю удачи на пути к новым открытиям. Знание физических законов помогает вам жить! Спасибо.


 

Мастер - класс по физике «Физика за чаем»

Мастер - класс по физике «Физика за чаем»

ЦЕЛЬ: Научиться видеть физику в окружающих нас явлениях, с которыми сталкиваемся ежедневно и порой не обращаем на них внимания; освоить представленные приемы реализации компетентностного подхода…

ЦЕЛЬ: Научиться видеть физику в окружающих нас явлениях, с которыми сталкиваемся ежедневно и порой не обращаем на них внимания; освоить представленные приемы реализации компетентностного подхода…

Самовар у нас стоит,

Самовар у нас стоит,

Чай несладкий. Сахар рядом. Сделайте чай сладким

Чай несладкий. Сахар рядом. Сделайте чай сладким
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.07.2022